В СССР за поведением артистов присматривали. И в этом была своя логика — ведь ты выступаешь у всех на виду, служишь примером, в том числе для подрастающего поколения.
По этой же причине в СССР и не было пошлых песен, юмора ниже пояса и т п. Ведь артист — ориентир для других!
Поэтому моральному облику артистов уделялось много внимания — для большинства это было обязательным условием успешной карьеры. Поведение в жизни и на сцене, внешний вид, достойный репертуар – вот критерии, по которым определялась благонадежность кумиров.
Алкоголь стоял одним из первых в списке запретов. Да, выпивали многие, но нельзя это было выносить на публику. Однако находились артисты, которые не хотели или не могли отказаться от употребления спиртного.
У Владимира Высоцкого были сложные отношения с алкоголем.
При этом талант у него был настолько масштабным, что он мог прекрасно смотреться на сцене и будучи «под мухой». Но иногда все-таки случались казусы.
Во время партийного съезда в Театре на Таганке ожидали делегации коммунистов из 23-х стран мира, но спектакль пришлось отменить из-за пьяного Высоцкого, который не стоял на ногах. Директор Дупак отвесил актеру пару подзатыльников и сказал:
«Со мной выходишь на сцену, твоя задача – просто постоять несколько минут с опущенной головой. Скажу, что спектакль состояться не может – артист Высоцкий потерял голос. Ты делай извиняющиеся жесты – только не упади в зрительный зал».
Театралам предложили сдать билеты или прийти в другое время – ни один билет сдан не был.
Выпивать Владимир стал в тринадцатилетнем возрасте в дворовой компании. Способствовала пагубной привычке и театральная среда: богема таким образом снимала нервную нагрузку.
Высоцкий не сразу осознал опасность алкоголизма:
«Это ведь стимулирует творчество. Я же не злоупотребляю, а только для поддержания формы».
Многие актеры пили не меньше барда, и прожили долгую жизнь. На здоровье Высоцкого оказала разрушительное воздействие природная предрасположенность к алкоголизму. Он боролся с заболеванием: проходил амбулаторное и стационарное лечение, кодировался.
Наркотики появились в жизни Владимира Семеновича с целью избавления от алкогольного синдрома, но незаметно превратились в тяжелую зависимость. Дозы увеличивались, а силы убывали: бард ушел из жизни в возрасте 42-х лет.
Несмотря на неоднозначные оценки его личности, Высоцкий был и остается феноменально популярным. И это заслужено! Этому способствует поэтический дар, энергетичное исполнение ролей и песен, мощная харизма талантливого барда и актера.
Знакомство с алкоголем у советского эстрадного певца Валерия Ободзинского случилось в подростковом возрасте. В то время он жил в родной Одессе и водил дружбу с уличной шпаной. После окончания школы стал работать в порту кочегаром, а по вечерам на Приморском бульваре пел под гитару для друзей.
Юноша не имел музыкального образования, не знал нот, но обладал идеальным слухом и голосом уникального тембра. Самородок заметили и пригласили работать в Томскую филармонию.
Со спиртным Валерий «завязал»: понимал, что пагубная привычка мешает карьере. В начале 60-х последовало приглашение в оркестр Лундстрема, работа в котором сделала из начинающего певца настоящего профессионала.
Спустя несколько лет артист избрал сольную карьеру и по популярности превзошел признанных корифеев советской эстрады того времени.
Новогоднюю ночь 1976 года Ободзинский, несмотря на протесты родных, встретил с рюмкой в руках. Это стало началом конца: певец все чаще уходил в запои. В 1980 году в Самарканде на сцене он забыл слова и спел: «Эти глаза не против» вместо «напротив». А утром оказалось, что Валерий сбежал, бросив коллектив.
К алкоголю присоединились психотропные вещества: Ободзинский стал заговариваться, объявлял себя святым. Из воспоминаний концертного администратора Шахраковича: «В Омске я положил его в психушку под чужой фамилией.
На концерты его привозила медсестра, затем увозила ночевать в больницу. Я следил, чтобы он не выходил на сцену пьяным, сидел с ним в гримерке». Музыканты, проработавшие с Валерием много лет, покинули коллектив; распалась семья.
В 1986 году Ободзинский ушел с эстрады, устроился сторожем на галстучной фабрике; жил там же, в сторожке. Судьба протянула ему руку помощи в лице верной поклонницы, а впоследствии и жены, Анны Есениной. Она сподвигла Валерия на возобновление творческой деятельности. Певец записал диск, дал несколько концертов, но в 1997 году внезапно умер.
ВИА «Веселые ребята» приехал на гастроли в Киров. В филармонии проходил праздничный вечер одного из городских предприятий, куда и заявились столичные музыканты в изрядном подпитии. Причем некоторые находились в таком состоянии, что их пришлось выносить на руках и грузить в такси. Через день по вине участников ансамбля был сорван запланированный концерт.
Об этих «подвигах» музыкального коллектива рассказывалось в №9 журнала «Советская эстрада и цирк» за 1973 год. В конце статьи руководству Москонцерта задавались вопросы:
«Воспитывается ли у этих молодых людей чувство ответственности перед зрителями, умение уважать зрителей? Почему эти распоясавшиеся ребята поют на эстраде о самопожертвовании, благородстве, а в жизни поступают наоборот?»
О реакции руководства сведений не имеется. Наказание жестким не было, ведь музыкальный коллектив радовал своим творчеством зрителей до 2017 года.
Еще один артист, склонный к саморазрушению – Женя Белоусов. Открыл его Бари Алибасов, превратив ресторанного певца в солиста группы «Интеграл». Позже Белоусов продолжил певческую карьеру с другими продюсерами.
Выступать Женя начал в начале 80-х вместе с группой, а в 1987 начал сольную карьеру.
В его репертуаре было немного песен, но все они становились хитами. Он собирал стадионы, поклонники носили его на руках, гонорары были баснословными. Но в какой-то момент Женя испытал разочарование: он мечтал о серьезной музыке, а пришлось распевать пошлые песенки.
Душевный раскол привел к увлечению спиртным, тем более что в плотном гастрольном графике всегда находилось место для банкетов. Незаметно постоянные попойки превратили исполнителя в настоящего алкоголика.
Однажды между выступлениями пьяный Женя улегся на кушетку в концертном костюме. На сцене, во время исполнения коронного танцевального номера, певца стало заносить: пришлось ему петь стоя на одном месте. Публика заметила и выразила негодование такой демонстрацией неуважения к себе.
Это повторилось не один раз; пьянство стало образом его жизни. Женя не выполнял обещаний исправиться; в результате продюсеры отказались от сотрудничества с ним.
Творческие резервы были исчерпаны, звезда Белоусова померкла. Появились проблемы со здоровьем: острый панкреатит, последствия детской травмы головы стали причиной преждевременной смерти кумира. Ему было всего лишь 32 года.
Олег Ефремов в состоянии алкогольного опьянения становился неуправляемым; любимым занятием режиссера было крушить припаркованные у театра машины. В штат МХАТа ввели новую единицу – комиссара по трезвости. В его обязанности входило неустанно следить за Ефремовым, чтобы он не позволял себе лишнего.
В 1973 году театр гастролировал в Болгарии. На банкете советских артистов с Тодором Живковым Ефремов сбежал от бдительного стража и хорошо принял на грудь. В это время Живков отлучился от стола, а когда вернулся, обнаружил, что его место занято.
Там лицом в салат сидел сильно пьяный режиссер; приподняв голову, он матом поприветствовал руководителя дружеской страны и опять лег в салат.
Живков отреагировал спокойно, и неприятных последствий для Ефремова не последовало. Артист страдал из-за своего порока, по мере сил боролся с напастью. Предчувствуя запой, запирался дома, чтобы в пьяном состоянии никого не оскорбить.
Коллеги пытались ему помочь, обращались даже к услугам гипнотизера. Но лечение так и не принесло ожидаемых результатов. Ефремов умер в мае 2000 года от онкологического заболевания.
Сын Михаил пошел в отца. И богат талантом, и склонен к употреблению спиртного. О печально известном ДТП с его участием в нашей стране слышали все.
Алкоголизм среди артистов – явление частое. Одни уверены, что спиртное помогает искать вдохновение, переживать сложные периоды в жизни. Для других это допинг, позволяющий снизить нагрузки и уровень стресса. Вот только цена, которую приходится платить за такое «лекарство», бывает слишком высокой.