На счету Юрия Соломина почти 60 работ в кино, ещё больше ролей он сыграл на театральной сцене. Зрители навсегда запомнили актёра в образе капитана Кольцова в фильме «Адъютант его превосходительства», а после актёр воплотил на экране ещё множество ярких образов.
Но Юрий Соломин в какой-то момент и сам начал делать театральные постанови и снимать свои фильмы. При этом он признаётся: если бы не встреча с одним замечательным человеком, он не стал бы режиссёром.
Вслед за мечтой
Юрий Соломин с детства знал о том, что станет артистом. В школе он был самым активным участником художественной самодеятельности, ходил в драматический кружок во Дворец пионеров в Чите, где жила семья, выступал на всех школьных вечерах.
По признанию Юрия Мефодьевича, именно в те далёкие годы он познал первый вкус славы. Он на самом деле пользовался большой популярностью и был благодарен людям, которые уже в то время увидели в нём талант.
А однажды он попал в кино не на художественный фильм, как это обычно бывало, а на документальный, об актёрах и режиссёрах Малого театра. Тогда и понял он, что хочет быть похожим на них и выходить на прославленную сцену.
После окончания школы он вовсе не собирался штурмовать все театральные вузы столицы, его целью было Щепкинское училище.
Именно туда и отправил он документы сразу, как только получил аттестат зрелости, а потом вместе с отцом отправился в столицу. Юрий Соломин не раз рассказывал историю о том, как прошёл он первые два тура, а перед третьим у отца украли все документы и деньги.
Тогда Вера Пашенная, набиравшая курс, пообещала взять талантливого абитуриента ещё до третьего тура и общеобразовательных экзаменов.
Своей крестной матерью в профессии Юрий Соломин называл Веру Пашенную не только из-за этого, она стала для него настоящим проводником в профессиональный мир, научила мастерству и подарила увлечённость делом, которому посвящаешь жизнь.
Она горела сама театром и зажигала сердца своих учеников. И щедро делилась своими знаниями и опытом. Это по её настойчивой протекции Юрия Соломина после окончания Щепкинского училища в 1957 году взяли в труппу театра, о котором он мечтал с детства.
Именно поэтому, когда Юрий Мефодьевич стал художественным руководителем малого театра, в своём кабинете он повесил портрет Веры Пашенной. Юрий Соломин признаётся: жизнь баловала его встречами с замечательными талантливыми людьми и гениальными актёрами, но в один ряд с Верой Пашенной он не может поставить никого.
Он боготворил её всю свою жизнь, не раз вспоминал её уроки и наставления. Актёры Малого театра, по словам Юрия Соломина, принимали своих молодых коллег сердцем, воспитывали их собой.
В кино Юрий Соломин дебютировал в 1960 году, но активно сниматься начал уже через 5 лет. Начиная с 1965 на экраны стали выходить ежегодно по несколько фильмов с участием актёра.
Знаменательным для него, конечно, стал фильм «Адъютант его превосходительства», благодаря которому и состоялась одна из самых важных встреч в жизни Юрия Соломина, после неё он задумался о режиссуре.
«Дерсу Узала»
Акиру Куросаву, японского режиссёра, Юрий Соломин всегда считал представителем русской школы. Он с детства любил русскую литературу и мечтал снимать фильмы по произведениям русских классиков.
Именно он стал режиссёром киноадаптации «Идиота» по Достоевскому, снял философскую драму «Жить», вдохновившись повестью Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», экранизировал пьесу Максима Горького «На дне». А потом по предложению «Мосфильма» режиссёр начал работать над двумя картинами: «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала».
Во время съёмок фильма Юрий Мефодьевич не только работал под руководством великого режиссёра, но ещё и сблизился с ним чисто по-человечески. Именно Акира Куросава вдохновил и благословил Юрия Соломина на режиссёрскую деятельность, без встречи с ним он бы никогда не состоялся, как режиссёр.
Работал Акира Куросава в собственной манере, он мог вообще ничего весь день не снимать, а сидеть на краю сопки и думать о чём-то своём. Но после долгих размышлений он снимал много и быстро, практически без дублей.
При этом в отношении всех членов съёмочной группы Акира Куросава был очень тактичен, вежлив и внимателен, он подмечал всё вокруг и на всё обращал внимание. По всей видимости, и искру режиссёрского таланта он увидел в Юрии Соломине почти сразу.
Юрий Мефодьевич до конца своих дней хранил картину, подаренную ему японским режиссёром на день рождения и написанную Акирой Куросавой специально для актёра.
После сотрудничества с ним и задумался Юрий Соломин о режиссуре, правда, шёл к ней он ещё долгие годы. Режиссёрским дебютом Юрия Соломина в кино стал фильм «Скандальное происшествие в Брикмилле», выпущенный на экраны в 1980.
И в том же году он поставил свой первый спектакль – «Лес» по Александру Островскому на сцене театра в Болгарии. На сцене родного Малого театра он поставил первый свой спектакль через четыре года, а уже в 1988 Юрия Мефодьевича единогласно избрали художественным руководителем.
К тому времени Малый театр уже давно был его домом и оставался таковым всю жизнь. В судьбе Юрия Соломина важное место занимали и театр, и кино. Он добился очень многого в жизни, но всегда с благодарностью вспоминал тех людей, которые дали ему путёвку в профессию.