Завораживающая своей печальной загадочностью философская сказка «Обыкновенное чудо» была сотворена великим советским сатириком Евгением Шварцем на излете его жизненного пути, и является неким осмыслением творческих итогов.
Пьеса стала художественным завещанием мастера, он честно и открыто рассказал в своей сказке все, что накопилось у него на душе.
Пьеса «Обыкновенное чудо» была опубликована в сборнике «„Тень“ и другие пьесы» и стала последним из произведений автора, поставленных в театре при его жизни. Шварц успел увидеть это свое творение на сцене, но не в кино.
Произведение было экранизировано дважды, в картине 1964 года, благодаря виртуозной игре Эраста Гарина, все внимание зрителя было сосредоточено на его герое короле.
А вот в фильме Марка Захарова акцент был сделан именно на главном герое. Картина Захарова стала яркой и увлекательной визуальной иллюстрацией пьесы, к тому же была украшена изумительными музыкальными композициями. За счет своей красоты и динамики вторая экранизация стала канонической.
Прописанные рукой мастера остроумные диалоги и реплики легко и без утайки передают глубокие мысли. В героях мы узнаем людей окружающих нас в реальной жизни. Например: Король – мелкий квартирный деспот. Министр-администратор — жуликоватой снабженец, дорвавшийся до денег и власти, и явивший всю низменность своей натуры.
Охотник — научный работник, который когда то внес вклад в науку, но теперь не пишет научных работ, опасаясь критики.
Герои сказки разделены на тех, кто, несмотря на сказочный антураж, мыслят и поступают как люди из реальной жизни, и тех, кто находятся в ореоле волшебства. Это сам волшебник, жена волшебника, Медведь и Принцесса.
Медведь и Принцесса это персонажи сказочной истории, которые разыгрывают сказку «Принцесса и чудовище» наоборот. Если в оригинальной сказке девушка полюбила человека в облике чудовища, и обратила его своей любовью обратно в человека.
То здесь девушка полюбила чудовище в образе человека, и должна обратить его обратно в чудовище. Данный сюжет явным образом отсылает к одному из мощнейших драматических произведений 20-х годов фильму «Медвежья свадьба» по пьесе крупного партийного деятеля Анатолия Луначарского.
Волшебник и его жена, именуются в пьесе как хозяин и хозяйка и стоят над сюжетом. Волшебник управляет сказкой, а жена влияет на волшебника, внося в историю больше человечности. При этом волшебник весьма не типичен, он не творит чудеса, а плетет ткань повествования. И если заменить имя волшебник на имя драматург, в сюжете ничего не изменится.
Хозяин и хозяйка это сам Шварц и его жена Екатерина Ивановна, а их гости герои произведения, которое создает творец.
Во взаимодействии волшебника с остальными персонажами показана потаённая суть творческого процесса. Драматург создает персонажей и сталкивает их друг с другом, и в этом взаимодействии герои обретают собственный характер и собственное виденье мира.
На определенном этапе они перестают быть послушны воле своего создателя и обретают собственную, а драматургу остается роль созерцателя, осмысляющего действо с философской точки зрения.
Евгений Шварц работал над этим произведением более десяти лет и относился к нему особенно трепетно.
«Эту пьесу я очень люблю, прикасаюсь… к ней с осторожностью и только в такие дни, когда чувствую себя человеком» Писал Евгений Львович в своем дневнике.
Произведение стало итогом творческой жизни великого драматурга, моральным и философским наставлением авторам будущих поколений.