Он был очень неоднозначным и противоречивым человеком. Одни его называли гением. Другие – алкоголиком и скандалистом. Сам Олег Иванович считал себя инородным артистом. Изгоем, который не вписывался в реальность. Тяжелый, вспыльчивый характер актера серьезно осложнял ему жизнь. А проблемы с сердцем и дурные привычки – ее сократили.
Если оглянуться назад и вспомнить его биографию, то Олег Даль поначалу вовсе не собирался идти в артисты. Рос в суровые послевоенные годы. И как любой нормальный мальчишка тех лет, мечтал стать человеком героической профессии – летчиком или моряком.
В юности обожал баскетбол и всерьез задумывался о спортивной карьере. Но у парня обнаружили врожденный порок сердца. О спорте и героических мечтах пришлось забыть навсегда.
Юноша увлекся живописью, классической литературой. И вот однажды он прочитал роман Лермонтова «Герой нашего времени». Книга перевернула всю его жизнь. Ему настолько понравился Печорин, что он вдруг решил стать актером и непременно сыграть этого героя. Спустя 15 лет Даль исполнил свою мечту.
Родители были против того, чтобы их сын шел в артисты. По их мнению, эта профессия была слишком нестабильной и не давала постоянных доходов. К тому же, Олег с детства довольно сильно картавил. Однако парень настоял на своем и в 1959 году поступил в Щепкинское театральное училище. А потом его заметили и кинорежиссеры.
За свою короткую жизнь Олег Иванович сыграл в сорока фильмах. А мог бы сыграть еще больше ролей, если бы не скандалил с режиссерами и не срывался в алкогольный штопор. Причем, актер имел смелость отказывать самым именитым мастерам.
Эльдар Рязанов именно его видел в роли Жени Лукашина в своей новогодней комедии «Ирония судьбы». Но Даль и так имел проблемы с зеленым змием. Изображать алкоголика еще и на экране он отказался наотрез, надолго поругавшись с мэтром.
Леонид Гайдай приглашал его на роль Хлестакова в свою экранизацию гоголевского «Ревизора» – фильм «Инкогнито из Петербурга». Но актера не устроила трактовка этого произведения Гайдаем. О чем он так прямо мэтру и заявил. Гайдай оскорбления не стерпел. В своих фильмах он больше не снимал Даля.
Режиссер Александр Митта позвал его на роль бортинженера Скворцова в первый советский фильм-катастрофу «Экипаж». И вроде бы актер дал согласие. Успешно прошел кинопробы. И уже были отсняты с ним несколько сцен. Но потом вдруг Даль сослался на проблемы со здоровьем и отказался от дальнейшей работы. В итоге роль отошла Леониду Филатову и стала его триумфом.
Очень неровной у Олега Даля была и театральная карьера. Он умудрился разругаться с руководством многих крупных театров. Поэтому часто менял места работы, скандалил и никогда не искал компромиссов. Он играл только то, что хотел и считал нужным. И никак иначе.
А однажды на одном из творческих вечеров где-то в провинции случился конфуз. Олега Ивановича ведущий по ошибке представил как народного артиста СССР. На что актер улыбнулся и возразил, что вообще-то он не народный, а скорее инородный артист.
В ответ зал взорвался овациями. После этого случая начальники из Министерства культуры больше не устраивали ему творческих вечеров. Чтобы актер снова не ляпнул чего-нибудь лишнего со сцены.
Олег Иванович действительно не имел ни званий, ни престижных наград. Ибо был слишком уж неудобен для высокого начальства. И не прогибался под режиссеров. Зато публика его обожала. Был ли он гением? Сложно сказать однозначно.
Но то, что он был талантливым – факт. А его актерский диапазон был весьма широк. Он с легкостью играл сказочных, комедийных, драматических персонажей. Но будто бы тяготился своим талантом. А частые запои, срывы спектаклей и съемок объяснял тонкой душевной организацией.
Личная жизнь у актера была такой же бурной как и профессиональная. Он был три раза женат. Его избранницами становились актрисы Нина Дорошина, Татьяна Лаврова. Однако оба первых брака оказались очень недолгими.
Женщины не смогли выдержать тяжелый характер Олега Ивановича. И лишь в третьем браке, с монтажером «Ленфильма» Елизаветой Апраксиной актер обрел, наконец, семейное счастье. Конечно, насколько это было вообще возможно с его взрывным темпераментом.
Елизавета оказалась единственной женщиной, сумевшей подобрать ключ к сердцу такого сложного человека, каким был Даль. Она оставила профессию и окружила своего вспыльчивого супруга заботой и любовью. К сожалению, ни в одном из этих браков у актера не появилось детей.
Пагубные пристрастия, конфликты с коллегами подорвали и без того слабое здоровье актера. До своего сорокалетия он не дотянул буквально 2,5 месяца. Жил ярко, сгорел молодым. Зато навсегда остался легендой.