Людмиле Дмитриевой – 76: Почему Олег Ефремов внёс в личный чёрный список талантливую актрису и яркую женщину

У неё около 60 работ в кино и сериалах, но визитной карточкой Людмилы Дмитриевой стала небольшая роль Сюзанны Бриссар в фильме Аллы Суриковой «Ищите женщину».

Сама актриса долгое время не могла принять себя в этой роли, а после первого просмотра фильма долго плакала, так как считала себя сыгравшей хуже всех и не верила ни коллегам, поздравлявшим её с хорошей работой, ни своим подругам.

Ещё в студенческие годы она боготворила Олега Ефремова, она сама попросилась в МХАТ под его руководством, даже не предполагая, что когда-нибудь он осознанно лишит её работы.

Мечта всей жизни

Она с детства страстно мечтала стать актрисой, даже в детском саду на утренниках представляла себя на большой сцене. Но мама Людмилы Дмитриевой была категорически против её поступления в театральный, поэтому убедила дочь сначала получить обычную профессию, а потом уже пытаться исполнить свою мечту, если не передумает.

Людмила стала студенткой вечернего отделения Текстильного института. Днём она работала в проектном бюро, а вечером училась. Каждый раз перед лекциями она проходила мимо зала, в котором шли занятия театральной студии, но заглянуть туда она не решалась очень долго.

Лишь на третьем курсе она осмелилась распахнуть заветную дверь. В студию не брали всех подряд, руководитель Леонид Персиянов, актёр Театра Советской армии, проводил настоящие прослушивания. Людмила Дмитриева долго готовилась, она собиралась читать монолог Катерины из «Грозы», оттачивая малейшие оттенки интонации.

В итоге на прослушивании она прочла так, что сама расплакалась от избытка чувств. Заветное приглашение в студию она получила и наконец-то у девушки появилась уверенность, что её мечта о театральной сцене непременно сбудется.

Людмила с тех пор летала на крыльях. Ей безумно нравилось в студии всё, и читка пьес, и репетиции. Даже личная жизнь девушки изменилась.

На занятия в студию приходил и её молодой человек, но однажды он привёл на репетицию друга, который все два часа не сводил глаз с Людмилы. А она не могла оторвать взгляд от него. Это было настоящее озарение чувств, Борис Ардов стал первой настоящей любовью актрисы.

Удивительная семья

Именно Борис Ардов и начал готовить Людмилу к поступлению в Школу-студию МХАТ, о которой она мечтала. Он составил для неё большой список литературы и подобрал ей репертуар, помогал правильно расставлять интонации, объяснял, почему нельзя стоять истуканом, а необходимо «помогать» себе жестами.

Он верил в неё и говорил о её ярком таланте и необходимости избавляться от скованности. Борис Ардов даже убедил педагога из ГИТИСа Платона Лесли послушать Людмилу, подсказать, в каком направлении стоит работать дальше.

Помня о своём успехе на прослушивании в студии, девушка снова читала монолог Катерины из «Грозы». Но Лесли сразу понял: Людмила характерная актриса, и репертуар героини ей совсем не подходит. Он посоветовал отрывок из «Воительниц» Лескова, с которым она и поступила в 1971 году в Школу-студию МХАТ на курс Виктора Монюкова.

Девушка чувствовала себя самой счастливой в мире. Мало того что начала сбываться её мечта о театральной сцене, так ещё рядом был невероятно талантливый мужчина – Борис Ардов, который вскоре стал её мужем.

Благодаря ему она попала в удивительную семью. Виктор Ардов был известным писателем, мама Нина Ольшевская – актриса, Алексей Баталов – единоутробный брат. В их доме запросто бывали Анна Ахматова и Андрей Тарковский, Иосиф Бродский и Фаина Раневская.

Её приняли очень хорошо, даже Мика Ардова, которая в тот момент всё ещё была официальной женой Бориса, но по факту у неё был роман с Игорем Старыгиным, и супруги уже вместе не жили. Правда, младшая дочь Бориса Ардова Анна всё время пыталась прогнать «чужую тётю», посягнувшую на внимание отца. Но со временем и эта ситуация разрешилась.

Самым необычным были дружба и общение всех жён сыновей между собой. Бывшие и настоящие вместе с сыновьями Ардовых собирались за одним столом по праздникам. В будни дедушка и бабушка работали, а ещё с удовольствием занимались внуками. Невесток своих Виктор Ардов и Нина Ольшевская любили.

Людмила поначалу больше молчала, она просто не знала, что она может сказать таким людям. Но теплота и искреннее участие были столь обволакивающими, что постепенно она перестала смущаться и почувствовала себя как дома.

Немилость Олега Ефремова

В Школе-студии МХАТ Людмила Дмитриева занималась очень усердно, она старалась впитывать в себя знания, отрабатывала бесконечно этюды, играла в студенческих спектаклях. Она любила специализированные предметы, но вот с общеобразовательными дружила не всегда.

Из-за тройки по литературе она даже лишилась стипендии. В студенческие годы она, как и другие студенты актёрского отделения, принимала участие в постановках экспериментального режиссёрского курса Олега Ефремова.

Людмила Дмитриева до сих пор помнит, какой трепет испытывала она перед этим мастером. Он был для неё мэтром номер один, почти божеством. Стоило ему войти в зал, как у девушки отнимались руки и ноги, она краснела и смотрела на него, широко открыв глаза.

В его присутствии у неё даже пропадал дар речи. Но перед выпуском, когда руководитель курса Виктор Монюков собрался открывать театр и всех студентов забирал в свою труппу, она со всеми идти не хотела.

Она мечтала работать у Ефремова, поэтому набралась смелости и пошла к нему в МХАТ. Олег Николаевич актрису принял, он её прекрасно помнил как раз из-за того состояния, которое Людмила Дмитриева демонстрировала каждый раз, когда он входил в репетиционный зал.

Худрук МХАТа, казалось, почти не слушал её рассказа о том, почему она хочет у него служить. Но на просьбу послушать её ничего определённого так и не сказал. Людмила вышла из кабинета Ефремова и тут же разрыдалась.

Его молчание она расценила как красноречивый отказ. А вечером в квартире Ардовых раздался звонок. Людмиле Дмитриевой предлагали роль в новом спектакле МХАТа «Нина».

Подготовку к премьере Людмила Дмитриева всегда вспоминает с особой теплотой. Евгений Евстигнеев в спектакле играл роль её отца, он сразу обратил внимание на то, как похожи актриса и её героиня.

Когда Ефремов пытался наставлять Людмилу, как надо играть, Евстигнеев его остановил, сказал, что она и сама сделает всё, как надо. Олег Николаевич спорить не стал, позволил актрисе проявить себя. И ни разу об этом не пожалел.

После премьеры «Нины» состоялся банкет, на котором присутствовали чиновники и оба состава спектакля. Людмила Дмитриева была несколько разочарована, ей казалось, что в таком мероприятии должна принимать участие вся труппа.

Впрочем, это вовсе не помешало ей, выпив немного лишнего, раз за разом брать слово и признаваться в любви к театру, коллегам и режиссёрам. После банкета Евстигнеев с супругой, сама Людмила и Ефремов отправились вместе к жене последнего Алле Покровской.

В какой-то момент Олег Ефремов, уже изрядно принявший спиртного, заявил о том, что после окончания его романа с Покровской, следующий будет с ней – Людмилой Дмитриевой. Актриса могла бы отшутиться или пропустить эту реплику мимо ушей, но, видимо, сказалось напряжение последних дней и усталость.

После слов Ефремова она расплакалась и ушла в другую комнату. Утешать её пришла Алла Покровская, которая даже не поняла, что случилось. Людмила плакала на её плече и говорила: у неё никак не может быть романа с Ефремовым, она же любит своего мужа, Борю Ардова.

А Ефремов, кажется, не на шутку обиделся на актрису. По крайней мере, больше ни одной роли в своих спектаклях он Людмиле Дмитриевой не дал.

И другим режиссёрам говорил, будто Дмитриева очень занята, и в их постановках не сможет участвовать, у неё попросту нет времени на репетиции в других театрах. Опала продолжалась долго, актриса была совершенно разочарована отсутствием ролей.

Она ведь не знала тогда, что этому активно способствовал Олег Ефремов, человек, на которого она была готова молиться. Позже актриса случайно столкнулась с режиссёром Камой Гинкасом, пригласившим её лично в свой «Вагончик».

Тогда она и узнала, как Ефремов всем рассказывал о её занятости. Затем ситуация повторилась с Романом Виктюком, ставившим в МХАТе пьесу Михаила Рощина «Муж и жена снимут комнату».

К сожалению, муж Борис Ардов её самоотверженность не оценил. Он не отказывался от внимания других женщин, и брак его с Людмилой Дмитриевой вскоре распался.

Оцените статью
Людмиле Дмитриевой – 76: Почему Олег Ефремов внёс в личный чёрный список талантливую актрису и яркую женщину
Беспощадные «нулевые»: 10 звёзд, которые творили что хотели и не сожалеют