Весь мир поражен нравами Афганистана и Пакистана, где сегодня снова опасно жить. Казалось бы, что еще может таить в себе культура этой страны? На самом деле многое. Очень странное, печальное и непостижимое.
Рассказываем про традиционный афганский обычай растить детей в соответствии с рамками другого гендера и то, как это влияет на жизнь этих детей.
Афганистан — страна, в которой страшно быть женщиной. При этом местный режим веками умудряется закрывать глаза на определенные двойные стандарты.
Мы сейчас про культуру бача, из-за которой некоторые девочки с первых лет жизни считают себя мальчиками, а мальчики, в свою очередь, становятся женственными и навсегда лишаются свободы в привычном понимании этого слова.
Многовековая традиция бача
История Афганистана насчитывает десятки веков существования. И если верить историческим данным, еще почти тысячу лет назад в регионе появилась определенная забава — смотреть на юных мальчиков в роскошных одеяниях, которые танцуют эротические танцы и зовут себя бача-бази.
Естественно, что допускались и допускаются к этому зрелищу исключительно мужчины.
И тут возникает вполне логичный вопрос: а зачем вообще таким брутальным и суровым восточным мужчинам смотреть на то, как танцуют подобные им?
Бача — неотъемлемая часть культуры Афганистана и Пакистана. Сохранилось много старинных картин и ретрофото с представителями этой группы
Судя по историческим заметкам путешественников, которые пытались познать Афганистан, раньше бача-бази считались великими артистами, попасть в ряды которых — великая милость судьбы.
Будущие «артисты» отбирались среди худых мальчишек, отличающихся гибкостью. Причем чаще всего ребята были сиротами или происходили из предельно бедных семей.
Бача-бази пели и плясали перед мужчинами вовсе не в закрытых рубахах и шароварах, как принято там ходить. Их костюмы, похожие на платья, шились из тончайших полупрозрачных тканей с блеском или богатой отделкой камнями.
Чаще всего мальчики носили длинные волосы и даже пользовались косметикой. В общем, делали всё, чтобы походить на женщин.
Однако не только танцами и пением обходились забавы местных с переодетыми мальчиками. Так описывает великий русский художник Василий Верещагин свое знакомство с бача-культурой. Правда, уточняет, что всё происходило уже после «официальной» части, за закрытыми дверями.
«Вхожу я в комнату и застаю такую картину: у стены важно и гордо восседает маленький бача. Он смотрит кругом надменно, с сознанием своего достоинства; от него вдоль стен, по всей комнате, сидят, один возле другого, поджавши ноги, мужчины разных видов, размеров и возрастов — молодые и старые, маленькие и высокие, тонкие и толстые.
Все, уткнувшись локтями в колени и возможно согнувшись, умильно смотрят на бачу. Счастливец, которого мальчишка удостоит своим взглядом, отвечает самым почтительным, подобострастным образом, скорчив предварительно из лица своего и всей фигуры вид полнейшего ничтожества.
Кому выпадет честь подать что-либо баче, чашку ли чая или что-либо другое, тот сделает это не иначе как ползком, на коленях. Мальчик принимает всё это как нечто должное, ему подобающее, и никакой благодарности выражать за это не считает себя обязанным».
И Верещагин, и другие иностранные наблюдатели отмечали, что распутным поведение молодых артистов или их зрителей назвать было нельзя. Однако время от времени культура бача-бази сильно критиковалась. И даже запрещалась на религиозном уровне, но затем снова восставала из пепла и расходилась по всей стране.
Как живется современным бача-бази
Увы, сегодня танцующие бача-бази по-прежнему чуть ли не главная забава мужской половины населения Афганистана. Однако теперь их существование объясняется еще и сложной ситуацией, сложившейся с женщинами.
Религия запрещает афганцам не то чтобы близко общаться, но иметь даже малейшие контакты с женщинами, если это не жены или близкие родственницы.
К тому же просто так глазеть на женщин, даже которые тебе, как бы мерзко это ни звучало, «доступны», афганцам непозволительно.
В стране до сих пор распространена такая пословица: «Женщины для детей, мальчики — для удовольствия». Выводы из этого предлагаем тебе сделать самостоятельно.
К слову, современные рамки общемировых законов не позволяют такому феномену, как бача-бази, существовать. Ведь, напомним, мальчиков учат быть женственными и танцевать перед сомнительной публикой, когда им около 11-13 лет.
То есть распоряжаются их правом на детство и свободу. Не говоря уже о том, что навязывают нормы поведения другого гендера и ломают психику. Всемирная организация ООН которое десятилетие подряд пытается искоренить бача-культуру. Но тщетно.
Главная проблема бача-бази
Мы долго старались обойти этот пункт стороной, хотя ты, наверное, сама уже всё поняла. Избежать интимных контактов, когда у тебя есть хозяин (их принято называть покровителями) и когда ты выступаешь за деньги, невозможно.
ООН открыто называет бача-культуру насилием над мальчиками, а в ряде просвещенных стран о бача говорят как о виде рабства и детской проституции.
В интернете можно найти немалое количество документальных фильмов разных лет, в которых сами бача-бази рассказывают о своей тяжелой судьбе и многократно пережитом насилии. Причем в самых извращенных формах.
К слову, режим «Талибана» (запрещенная в России террористическая организация) не поощряет существование бача-бази. Однако после падения режима в начале нулевых женственные мальчики снова вернулись в увеселительные заведения городов.
Причем, как пишут иностранные СМИ, с подачи местных полицейских, которые показывают свое превосходство, распоряжаясь жизнями «артистов поневоле».
Интересно, что станет с бача-бази сейчас, когда в Афганистане снова неспокойно? И смогут ли хоть как-то спастись от боевиков хрупкие юноши или же станут их первыми жертвами — за свою несвятую жизнь?..
А что же девочки?
Несмотря на и без того тяжелейшее положение женщин в Афганистане, некоторым девушкам приходится еще тяжелее, чем остальным. Или же, наоборот, легче из-за открывшихся свобод? Вопрос сложный, так как речь идет о девушках, воспитанных в философии бача-пош, что переводится как «переодетая в мальчика».
Девушки бача-поши — это зачастую дочери в семьях, в которых не родилось сыновей. Именно это считается самой большой карой для афганского мужчины — прожить жизнь, так и не оставив после себя хотя бы одного сына.
Напомним, быть женщиной при «Талибане» (запрещенная в России террористическая организация) – «самое постыдное и грязное дело». Женщины могут только рожать и вести быт, их даже не учат читать и писать.
Но если у семьи не предвидится появления мужчины-кормильца и наследника всего благосостояния отца, родителям позволяется выбрать одну из своих дочерей и растить ее как мальчика. Всё происходит чуть ли не официально и, по статистике, примерно в каждой третьей семье: девочке отрезают волосы, покупают мужскую одежду и дают новое, мужское имя.
На первый взгляд быть бача-поши в Афганистане довольно престижно. Теперь ты можешь выходить на улицу, гулять, учиться в школе и даже зарабатывать на жизнь. Но только представь: девочка не притворяется, она действительно начинает думать, что она мальчик.
Ну, просто с определенными физиологическими особенностями, которые со временем еще сильнее давят на ее психику.
К тому же примерно в 17–20 лет период бача-пош в жизни девушки всегда прекращается. Ее выдают замуж и требуют снова стать женщиной. Отказаться от жизни на воле, от общения со знакомыми и многого-многого другого.
Международные психологические исследования, проводившиеся на этот счет, неумолимо подтверждают: девушки, пережившие годы такого притворства, больше не могут выстраивать коммуникацию с другими женщинами.
К тому же их не учат вести быт, а потом требуют от них именно этого и предельно скромного поведения. Женщины в Афганистане не могут даже смотреть мужчинам в глаза. Когда бывшая бача-пош по старой привычке делает это, ее ждет суровое наказание…
Хочется верить, что когда-нибудь культура бача всё же исчезнет с лица земли. Ну а пока всем нам, к сожалению, придется время от времени сталкиваться с подобными историями.