Пакистан – государство достаточно закрытое, с патриархальными устоями и действующими нормами Шариата.
Если в развитых странах мира все меньшее значение придается так называемому «женскому вопросу» (и это понятно, потому что вопрос этот практически решен: женщины обладают правами в той же полноте, что и мужчины), то в Пакистане, напротив, в последнее время он стал звучать громче. Почему?
Брак
Девушка может вступить в брак с 16 лет, юноша – с 18. Если молодой человек возьмет в жены представительницу прекрасного пола, не достигшую узаконенного возраста, его в теории ожидает наказание: отбывание тюремного срока.
На практике такое происходит нечасто, так как подобные истории родственники девочки предпочитают замалчивать.
Нередко случается, что девочки-подростки 12-13 лет выходят замуж за 30-летних мужчин.
Конечно, это происходит главным образом в деревнях, где очень сильны патриархальные устои. Выйдя замуж, девушка обычно становится домохозяйкой. Интересно, что большей частью браки заключаются по решению родителей молодых людей, и те не возражают, относясь с уважением к выбору старших.
Семейная жизнь регулируется исламскими нормами. Муж обязан содержать жену, хорошо обращаться с ней. Супруга должна уважать главу семьи, вести домашнее хозяйство, воспитывать наследников пары (в пакистанских семьях может быть и 7, и 8 детей).
Муж может развестись с женой, трижды произнеся (или написав) известное «талак». Развод по инициативе жены также возможен, но здесь все не так просто. Супруга должна доказать, что муж:
- несколько лет отсутствует;
- не способен выполнять супружеские обязанности;
- прибегает к насилию;
- ведет аморальную жизнь.
Если девочка была выдана замуж до 16 лет, она по достижении 18 лет может подать в суд – такой брак будет аннулирован.
Если муж обеспечивает жену ненадлежащим образом (или ей так кажется), она может подать в суд, и прошение будет рассмотрено.
Насилие в семье
Статистика неумолима: 90% пакистанских женщин хотя бы раз переживали семейное насилие. Это не всегда означает побои и унижение со стороны мужа. Более того, общепринятой практикой все-таки является достаточно лояльное отношение к женам.
А вот свекрови могут повести себя достаточно жестко в отношении невесток, и в этом никто им не будет препятствовать.
Так, врач Ольга Расчупайкина, прожившая в Пакистане со своим мужем несколько лет и работавшая там акушером-гинекологом, навсегда запомнила вопиющий случай. Однажды на прием к ней пришла молодая женщина, страдавшая раком. Она была беременна, при этом у нее уже подрастали ребятишки.
Свекровь не позволила невестке прервать беременность, чтобы получить возможность лечиться от рака. В результате ребенок все-таки родился, но умер через пару часов. А его мать прожила после родов всего несколько дней. Подобное отношение к женщине покажется дикостью любому европейцу.
Замужняя женщина имеет право пожаловаться на жестокое обращение со стороны мужа властям, и те, скорее всего, даже примут какие-то меры. На свекровь жаловаться никто не будет: старших надо уважать…
Законодатели не стремятся предоставить пакистанской женщине равные с мужем права: так, недавно был принят закон, согласно которому муж имеет право жену побить за непослушание.
Правда, в законодательном акте много оговорок: увечья наносить нельзя, сильную боль женщина испытывать не должна, то есть вся «процедура» проводится скорее «для острастки». Однако такая «норма» выглядит просто вопиющей в XXI веке.
Законодатели также настаивают на том, что медсестра не имеет права ухаживать за пациентом-мужчиной, если он – не родственник ей. А может ли вообще пакистанская женщина работать?
Социальная жизнь
Девочки в Пакистане получают образование наравне с мальчиками (только учатся в разных школах). Затем они имеют полное право поступить в высшее учебное заведение и затем работать.
Высшее образование девушки получают охотно, причем учатся нередко лучше парней, но далеко не каждая студентка затем идет реализовывать полученные знания в профессии. В Пакистане есть работающие представительницы прекрасного пола, причем их немало, и общество относится к ним с уважением.
Но если перед девушкой встанет выбор: семья или работа (например, муж не желает, чтобы жена трудилась где-то на стороне, вне дома), то девушка почти всегда предпочтет семью. Это будет ее добровольным решением: сила традиций велика.
В Пакистане женщину-мать уважают, особенно если у нее много сыновей.
Афганистан и Пакистан: страны, где женщиной лучше не рождаться
Если сравнивать два исламских государства, то в Пакистане отношение к женщине все-таки более лояльное и даже дружественное. Во многих городах дамы всех возрастов, хотя и носят традиционную одежду, открывают лицо, тогда как в Афганистане появиться на улице без бурки может быть опасно для жизни.
В Пакистане закон как-то пытается оградить женщину от насилия, хотя параллельно с общепринятыми правовыми нормами могут быть приняты и законы о «разрешенном, в качестве назидания» битье жены. Афганская женщина не защищена ничем.
Пакистанка учится и может работать (и некоторые пользуются этим правом). Многие трудятся врачами, учителями. Афганка не может не только трудиться вне семьи – даже получить высшее образование для нее непосильная задача. Выйти на улицу без сопровождения мужчины в Афганистане опасно, в Пакистане вполне возможно.
Для пакистанки, так же как для афганки, существуют строгие нормы морали, продиктованные исламом и традициями.
Но если в Афганистане за любой «развратный» взгляд, неподобающий внешний вид и другие столь же «страшные провинности» женщину могут избить или побить камнями, то в Пакистане подобные «прегрешения» вызовут лишь всеобщее осуждение, и женщины стараются не становиться отверженными.
Афганской женщине живется хуже, чем пакистанке, хотя последняя тоже не может похвалиться тем, что находится в безопасности в собственной стране. Немалую роль играют традиции. Боясь осуждения, женщины идут на все. Так, в медицинский практике Ольги Расчупайкиной были просто массовыми случаи беременности от …камней.
Пакистанки, приходившие к ней прервать беременность, все как одна рассказывали о том, что как-то в лесу вынуждены были справить нужду и воспользоваться вместо туалетной бумаги камешками. Девушки настолько боялись осуждения и презрения, что страстно несли откровенную чушь.
Тот же врач поведал и о том, что в стране высокий уровень рождаемости больных детей — анэнцефалы (дети без черепа), лилипуты и дети с микроцефалией (недоразвитой черепной коробкой, крохотным мозгом и маленькой головой вследствие этого).
Тем же отклонениям способствует то, что отцы детей нередко употребляют марихуану. Спиртное им строго запрещено религией и законом, а вот такие «легкие» наркотики употребляются свободно.
Тем не менее положение женщины в Пакистане медленно, но меняется к лучшему. Здесь все не так безнадежно, как в соседнем Афганистане. Пакистанки борются за свои права.
В последние несколько лет 8 марта проводится «Марш Аурат» — в поддержку и в защиту всех девушек и женщин страны. Работы предстоит еще очень много. Но факт есть факт: дело уже сдвинулось с мертвой точки.