Нина Гребешкова: «И что мне эта Варлей? Может, у неё климакс. К Гайдаю обращайтесь, но он уже помер 25 лет тому назад»

— Он же её не изнасиловал. Если бы меня режиссёр за эпизод поцеловал — я бы гордилась, — говорила Гребешкова.

Нина Гребешкова — это не только актриса, но и муза одного из самых талантливых и популярных режиссёров советского кинематографа Леонида Гайдая. Она сыграла много маленьких, но ярких и запоминающихся персонажей в его фильмах.

Сама актриса не стремилась к славе, а больше всего ценила свою роль жены Гайдая. Она всегда заботилась о нём и не испытывала ревности, хотя знала, что он часто общается с привлекательными актрисами.

Студенческие годы и знакомство с Гайдаем

Нина Гребешкова появилась на свет 29.11.1930 г. в Москве. Она мечтала стать педагогом, но послушала совета друга отца, поэта Владимира Луговского, и решила попробовать поступить во ВГИК. И ей повезло: из многочисленных кандидатов выбрали именно её.

Ещё до начала учёбы девушка получила эпизодическую роль в драме «Смелые люди», а в студенческие годы она снялась в нескольких картинах. Когда Нина вышла замуж за Леонида Гайдая, его фамилия была никому не известна, поэтому Нина сохранила свою. Гайдай немного обиделся, но не возражал.

Будущие супруги подружились, когда Нина училась на третьем курсе. Они выглядели необычно вместе: высокий, тощий, слегка сгорбленный Леонид и маленькая, аккуратная, с ровной осанкой и строгим взглядом Нина.

Гайдай был старше на 8 лет, являлся старостой курса, а в институт поступил после того, как побывал на фронте и получил тяжёлое ранение ноги.

Они вместе работали над его дипломным проектом, репетировали допоздна и Леонид часто сопровождал девушку до дома. А однажды он сделал ей предложение. Нина сначала не поверила, что он настроен серьёзно, но Гайдай не шутил, и на следующий день очень удивился, что подруга не принесла с собой паспорт — как же они пойдут в загс?

Студенты сыграли тихую свадьбу: отмечали с самыми близкими друзьями в коммуналке, и долгое время никто не знал, что они стали мужем и женой.

Семейная жизнь

Супруги были совсем разными людьми: Нина обожала общаться с окружающими, а Гайдай ценил уединение и спокойствие. Она с первого взгляда увидела в нём скрытого гения и решила быть для него надёжной опорой. Когда у них родилась дочь Оксана, Леонид очень обрадовался.

Он обожал свою дочку, но сказал Нине, что других детей он больше не хочет. И Нина, которая всегда хотела иметь большую семью, смирилась с этим, потому что муж сам был для неё как ребенок, который требовал её любви и внимания.

Гайдай становился всё более популярным режиссёром. Коллеги считали Нину счастливой, ведь многие думали, что муж-режиссёр — это гарантия постоянной работы для жены-актрисы.

Однако он не торопился делать свою жену знаменитой, и когда брал её в свои фильмы, то давал ей только незначительные роли. Она была востребована у других режиссёров, которые предлагали ей главные роли, но если стоял выбор, то она без раздумий соглашалась на эпизод у мужа и ни о чём не жалела.

Гайдай часто переносил на экран смешные эпизоды из своей собственной жизни. Гребешкова рассказывала, что когда снимали фильмы про Шурика, то режиссёр воплотил себя в этом персонаже. Он так же добивался её расположения в молодости: сопровождал её куда-то, что-то рассказывал, забавно махая руками, читал ей стихи…

В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» милая Зиночка с прищуром говорит: «Так и тянет устроить скандал!». Это были слова Гребешковой, которые она сказала мужу во время одной ссоры. И таких примеров было очень много.

Роль Надежды Горбунковой из «Бриллиантовой руки» принесла актрисе наибольшую известность. Она признавалась, что ей не нравился этот персонаж, он казался ей скучным и незаметным, но она последовала за мужем на съёмки и в конце концов сыграла ту самую «идеальную советскую жену».

Гребешкова была надёжной спутницей Гайдая в жизни. Она совмещала съёмки, дубляж, работу на даче, ведение домашнего хозяйства, воспитание дочери, а также решение различных вопросов. Ей была под силу любая мужская работа, а Гайдай, который ни в чём этом не разбирался, восторгался её способностями и за всё её благодарил.

Нина Гребешкова рассказывала, что Леонид был очень ревнив, но не выражал это словами. Он мало говорил, но много слушал, а она наоборот, и актриса замечала, что, когда к ней кто-то проявлял повышенный интерес, то муж молча страдал, не устраивая из этого сцен.

Он же был очень ответственным и порядочным человеком, и актриса не интересовалась, изменял ли он ей. Конечно, режиссёр был увлекающейся натурой и любил своих героинь: эксцентричную Селезнёву, прелестную Варлей и других актрис, но Гребешкова не ревновала мужа, а пыталась понять его чувства и давала ему полную свободу.

Их семейный и творческий союз продлился 40 лет, а в 1993 году Леонид Гайдай ушёл из жизни вследствие отёка лёгкого. Нина Павловна не смогла принять его смерть и ей кажется, что он рядом, просто отлучился…

Их дочь Оксана выбрала профессию экономиста, так же как и внучка Ольга. Теперь актриса живёт ради своих самых близких людей.

Инцидент на съёмках «Кавказской пленницы»

Наталья Варлей в своей книге «Канатоходка», вышедшей в 2018 году, поведала о том, как Леонид Гайдай стремился остаться с ней наедине. Однажды, отметив день рождения коллеги в ресторане, Гайдай предложил Варлей проводить её до гостиничного номера.

Они жили на одном этаже, но режиссёр решил зайти к Наталье и попытался закрыться с ней изнутри, на что она вежливо попросила его это не делать. Тогда Гайдай расположился в кресле, а Варлей, попав в неловкую ситуацию, присела напротив него на стул и пыталась болтать о чем-то неважном, чтобы заполнить тишину.

Тут послышались шаги, и на пороге появилась Нина Гребешкова. Наталья растерялась и выдавила из себя, что они обсуждают работу. Нина молча повернулась и пошла в свой номер.

Наталья Варлей рассказывала:

«Леонид Иович поднялся с кресла и направился к выходу, я последовала за ним, чтобы захлопнуть за ним дверь. Но Гайдай неожиданно сам запер её изнутри, повернулся и попытался меня поцеловать…».

Но поцелуй не состоялся.

«Я была цирковой артисткой, сильной, с быстрой реакцией, поэтому в одно мгновение я Гайдая не только оттолкнула, но и вышвырнула из номера и закрыла дверь на замок (точно как в сюжете с героем Сааховым)».

Кстати, Наталья в той же книге заметила, что у неё с режиссёром не было никаких отношений, кроме профессиональных. И несмотря на то, что на съёмках «Кавказской пленницы» она была ещё совсем молодой, у неё всё же нашлось мужество отбиться от известного режиссёра.

Нина Гребешкова не стала обращать внимания на слова Натальи Варлей. Вдова режиссёра заявила в эфире радио «Говорит Москва» и телеканалу «Звезда», что ей всё равно, что пишет актриса в своей автобиографии, и что она не читала эту книгу. Нина Павловна также посоветовала журналистам спросить мнение самого Гайдая, который уже давно умер:

«И что мне эта Варлей? Может, у неё климакс. Всё бывает. Ну, написал человек, я не читала, что она там написала. У меня нет её книги. К Гайдаю обращайтесь, но он уже помер 25 лет тому назад. Мне это неинтересно».

Актриса чётко выразилась, что не доверяет этим слухам, и её муж никогда ни в чём не был замешан.

Также Гребешкова отметила, что в этом поцелуе нет ничего особенного:

«Он же её не изнасиловал. Я бы, если бы знала, что меня режиссёр за эпизод поцеловал, гордилась, несла это. А не выдавала это как чёрте что. Я даже не это воспринимаю как измену. Ну смешно даже».

Оцените статью
Нина Гребешкова: «И что мне эта Варлей? Может, у неё климакс. К Гайдаю обращайтесь, но он уже помер 25 лет тому назад»
«Ребёнок — не наш! Мы всё сказали»: почему мать Каспарова так ответила Неёловой на её беременность, а Гарри предпочел молчать