16 сентября исполнилось 87 лет со дня рождения актера театра и кино Михаила Кокшенова.
В детстве Михаил мечтал стать моряком, его дедушка был морским офицером, да и родители родились в портовых городах – мама – в Лиепае, а папа – во Владивостоке.
В младших классах будущий актер читал литературу о том, как устроены морские судна. Жила семья Кокшеновых на Софийской набережной у Москвы-реки, и парень любил смотреть. Как мимо проходят баржи. Но моряком Михаил так и не стал.
После окончания седьмого класса будущий актер попробовал поступить в речной техникум. Но не получилось – зрение подвело. И тогда Михаил Кокшенов отправился поступить на геолога, ведь это была профессия его отца. Так он окончил Индустриальный техникум, и год проработал инженером, но перспектив в этой профессии для себя не увидел.
У Михаила был в те годы друг – интеллигент, певец. Как-то он решил поступать в театральный, и позвал с собой Кокшенова. Друг в итоге не поступил, а Михаила взяли в Щукинское училище. Это очень обрадовала маму актера, которая в молодые годы занималась художественной самодеятельностью.
В кино Кокшенов пришел еще до получения актерского диплома — в 1957 году он сыграл небольшую роль комсомольца в фильме «Высота», а через четыре года появился в эпизоде легендарной комедии «Девчата». Фильмы известные, только вот роли в них у Кокшенова были крохотные.
Признание к Михаилу Михайловичу пришло в 1967 году, когда он сыграл Захара Косых в фильме Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша». После этого актеру стали предлагать заметные роли.
Кокшенов снялся в известных советских фильмах «Хозяин тайги», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Не может быть!», «Самая обаятельная и привлекательная», «Спортлото-82» и многих других.
Кстати, на съемках фильма «Хозяин тайги» актер едва не погиб. Картину о сплавщиках снимали на реке Мана в 600 километрах от Красноярска. Актер в одной из сцен должен был оступиться и упасть в воду.
Вода оказалась ледяной, ногу у Михаила Михайловича свело судорогой, сапоги тянули на дно, и тут актер нащупал ногами что-то твердое под водой – оказалось, что это бревна, затонувшие во время сплава.
Кокшенов живо скинул сапоги и доплыл до лодки, что его и спасло. Потом признавался, что не помнил от холода и шока, как доплыл. Камера продолжала работать, и никто из съемочной группы в тот момент не понял, что актер едва не погиб.