Великий был человек Ролан Антонович Быков. Не только талантливый режиссер и актер, но и настоящий гражданин СССР, отстаивавший в коридорах и на трибунах власти интересы русской культуры, советских детей.
В 1989 году Быков стал народным депутатом СССР, и выступил на Съезде народных депутатов во Дворце съездов. Его речь потрясла коллег, среди которых был, например, актер Михаил Ульянов, и всколыхнула общественность.
О чем говорил Ролан Быков? О том, что любая экономика и производство должны строиться от интересов человека, и специалистов надо готовить с детство. То выступление стало без преувеличения самым ярким на съезде, три раза за 15 минут Ролана Быкова прерывали аплодисментами, кивали головами, возражали взглядами, но слушали, и это главное.
Но услышала ли власть Быкова? Проблемы те есть и сегодня и, наверное, будут всегда, но их надо решать. Об этом актер буквально кричал с трибуны, пытаясь вразумить касту чиновников, донести до них, что надо вкладывать силы, любовь и деньги в детей, уважать человека труда, уважать простого человека. Трудно не согласиться.
Вот тезисы выступления Ролана Быкова на Съезде народных депутатов СССР, Который прошел в июне 1989 года.
ПОРА ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА
1. Я взял слово, чтобы предложить посмотреть на обсуждаемые проблемы через призму культуры, духовности, детства и человека. Пора произнести на съезде это слово Человек. Результат нашей работы откликнется в душах людей реальным анализом.
Если мы сейчас еще не знаем, как мы поработали, то, в зависимости от того, какое положение сложится в стране, мы будем понимать, что это и наш вклад во все хорошее, и во все плохое.
2. Есть дефицит ума, есть дефицит образования, есть дефицит ответственности, есть дефицит дисциплины, доброты, милосердия. Есть дефицит хороших отношений. Ведь, когда мы говорим о говорим об экономике и средствах производства, и ресурсах, мы понимаем, что все это приходит в действие только в системе производственных отношений. А производственные отношения – это отношения людей.
ОТ САМОСОХРАНЕНИЯ К САМОРАЗРУШЕНИЮ
3. Я сыграл роль в фильме «Письма мертвого человека» и год просидел в подвале, думая о конце света. Целый год я думал о том, что человечество должно вот-вот погибнуть. Это дало мне новую точку зрения, я ездил каждый вечер по Ленинграду, смотрел на беззаботных людей и думал: «Неужели они не понимают, куда мы движемся?».
В наших душах происходят такие же невиданные превращения, которые происходят в природе. Ведь инстинкт самосохранения, который двигал цивилизацию, на наших глазах подменяется инстинктом саморазрушения. И это начало апокалиптического сознания.
БЕЗДУШНЫЙ МАКЕТ
4. Мы говорим о том, что у нас трудно с экономикой. Это человеческие взаимоотношения, которые мы сняли со счетов. И каким же образом у нас дети, культура, образование попали в так называемую сферу остаточного принципа.
Мы сейчас спрашиваем об атомной энергетике, скоро будем говорить о биологических технологиях, не менее опасных, но очень эффективных. И я хочу спросить: продумали ли мы эти вопросы с точки зрения человека?
Ведь, если оборудование на образование школьников Швеции определяется огромными деньгами, а на нашего школьника 58 рублей, это же подготовка будущего специалиста.
Если в вузе на подготовку специалиста в год мы в самых лучших учреждениях тратим 12 тысяч рублей в год, а на педагогического специалиста в два-три раза меньше, то в развитых капиталистических странах на подготовку специалиста с высшим образованием идет 80 тысяч долларов. Они что, зря деньги тратят?
И каким это образом мы хотим сделать то, что стоит 80 тысяч долларов, за 12 тысяч рублей? Я думаю, что за такие деньги можно сделать не специалиста, а только макет специалиста. Да еще и бездействующий макет.
Куда же мы с такими специалистами, с такой культурой отношений идем в век атомной энергетики, в век химизации и биологических технологий? Это неоправданная степень риска.
ПОДЪЕЗД ПИОНЕРОВ
5. Без человека экономика несовременна. Наш рубль должен быть обеспечен гуманитарно. Потому что, когда мы вкладываем рубль в производство, мы должны думать не о том, 10 или 20 рублей нужно вложить в его обеспечение.
И злые слова приходят на ум, сказанные однажды Салтыковым-Щедриным: «Сейчас умные люди за наш рубль полтинник дают, а скоро будут давать в морду».
6. Как мы подходим к проблемам нашего детства. Здесь в политическом плане очень большие перемены произошли за последние 50 лет, за время моей жизни.
Я воспитан в Московском городском Доме пионеров. Это был дворец с мрамором, витыми лестницами. Я приезжал из коммуналки в Замоскворечье. И я знал, что Революция и Государство это отдали нашим детям. Дворцы отдали детям.
Я приехал в город Набережные Челны и увидел единственный дворец посреди города. И мне сказали, что здесь будет самая большая в Европе площадь. И вот стоит этот белокаменный дворец, и занимают его, конечно, не дети, а городской комитет Партии и исполком. А Дом пионеров расположен в подъезде блочного пятиэтажного дома. Это не Дворец пионеров, это подъезд пионеров.
У ДЕТЕЙ ОТОБРАЛИ ВСЕ
7. Говорили сегодня, что не надо принижать роль Партии. Дорогие мои, роль Партии может принизить только сама Партия своими действиями. И не надо бросать тень на Партию, она стоит от этого дворца в Набережных Челнах. Сама по себе.
Я разговаривал с секретарем Горкома Партии. Молодой, образованный, достойный человек. Мы об этом не говорили, но я по глазам догадался, что он спит и видит — выступить с инициативой — передать этот дворец детям.
Если мы говорим об экономике нашего детства, которая тоже имеет отражение во всем нашем хозяйстве, то разрешите у вас спросить: как случилось так, дорогие наши друзья, что при лозунге: «Дети – самое лучшее», у детей отобрали все?
2% из денег, отпускаемых на спорт, достается детям. Остальное забрали вы – взрослые люди. Как случилось так, что квадратный метр школы стоит 37 рублей, при том, что квадратный метр общественного здания по стране стоит 250 рублей. А квадратный метр оборудованного свинарника – 43 рубля.
Чего же мы ждем от поколения, если для них закрыты двери клубов? Если для них закрыт доступ к книге? Если их по 42 человека в классе. Это особое достижение нашей педагогики.
Я помню, как во время войны мы приехали в город Йошкар-Ола. Ленинградцы и москвичи. И школ не хватало, третью смену сделали. И при коптилках учились. Но никому не приходило в голову посадить в классе больше, чем 25 учеников.
Мне давно приходит в голову, что тот, кто это придумал, посадить 42 человека в одно помещение и пусть там десять лет работают. Придумают, как сделать так, чтобы была вторая смена.
НРАВСТВЕННОЕ ПАДЕНИЕ
8. Сегодня мы пришли к такому нравственному падению общества, что у нас нарушилась связь: мать и дитя. Мы говорим, что нет детей без семьи, нет детей без матери. Есть, друзья, и немало. 1 400 000 детей сданы в детские дома и приюты.
Это больше, чем было после войны. Это нравственное бедствие на уровне Великой Отечественной войны, самой страшной войны. Наши матери не бросали нас, хотя жилось тогда труднее.
Почему же сегодня мать может бросить ребенка? Да, потому что в обществе сегодня такой моральный климат. Если бы мать бросила нас, от нее бы все отвернулись. Ее бы мать с отцом на порог дома не пустили. Она бы замуж никогда не вышла.
От нее все товарищи бы отвернулись. А сейчас мать с отцом и посоветуют, а товарищи помогут, а умный молодой человек в жены возьмет, потому что девушка неглупая.
ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО СТАТЬ НРАВСТВЕННЫМ
9. Самое главное сегодня понять, что проблема детства и культуры – это проблема наших человеческих отношений. Мы можем построить еще много электростанций, создавать демократию. Но демократия – это не приказ сверху, это уровень культуры. Экономика – это не только деньги, это уровень доброты.
Само государство должно стать нравственным. Закон должен стать нравственным. Если труд не уважает зарплата, если труд не уважает никто, то никакими уроками труда мы людей труд уважать не научим.
Вот так выступил Ролан Быков 34 года назад. И сегодня многие его тезисы актуальны. Главное, что он не побоялся озвучить проблемы в лицо власти, призывая государство к диалогу, к решению проблем.
Да, сегодня в России занимаются проблемами детства, образования. Но нужна система, а любая система должна строиться от интересов человека. Это самое главное. Так говорил Ролан Быков.