Валентина Александровна всю жизнь проработала в театрах, её амплуа были роли травести – на сценах Первого педагогического, а потом Центрального Детского Театра она много лет играла мальчишек, за что её любя прозвали «Главным мальчишкой Советского Союза». Она была олицетворением ЦДТ, её обожали зрители, даже взрослые забывали, что на сцене не подросток, а взрослая актриса, а уж дети верили Сперантовой безоговорочно.
А вот кинематограф долго игнорировал худенькую, невысокую актрису, свою первую роль бабушки Симы в картине «Алёша Птицын вырабатывает характер» Валентина Александровна сыграла, когда ей было почти 50 лет.
Родилась и выросла Валентина в подмосковном Зарайске в большой многодетной семье секретаря уездного съезда и домохозяйки. Отца не стало, когда Валентине было всего 10 лет, и с тех пор она присматривала за младшими братьями и сёстрами, готовила обеды и хлопотала по дому, так мама вынуждена была пойти работать.
Вся семья очень любила театрализованные представления и часто устраивали их у себя дома – возле дома Сперантовых был прекрасный сад, там соорудили подмостки и ставили любительские спектакли. Все девочки с малых лет учились рукоделию, умели шить, вязать и вышивать, так что костюмы для домашних постановок изготавливали сами. Валентина отлично рисовала, так что отвечала ещё и за декорации, ну и конечно принимала участие в спектаклях как актриса.
В старших классах гимназии девушка открыла свой драматический кружок, где вместе с другими школьниками организовывала представления, устраивала детские праздники. Так её заметил режиссёр из Зарайского драматического театра и пригласил в свой спектакль на роль Золушки. Окончив гимназию Валентина отправилась в Москву, поступила в художественное училище, но через полгода узнала, что открылся набор в театральную студию «Молодые мастера» (сейчас ГИТИС) и сменила учебное заведение.
Став профессиональной актрисой, в 1925 году Сперантова попала в Первый государственный педагогический театр, позже переименованный в Госцентюз, где прослужила до начала войны. В 1941-м театр был эвакуирован, но Валентина отказалась ехать, записалась во фронтовую бригаду и до 1944 года выезжала с концертами на передовые, а также стала работать на радио. В конце ВОВ она была принята в штат ЦДТ, ныне РАМТ – Российский Академический Молодёжный Театр, которому была верна всю жизнь, до 1977 года.
До середины 50-х актриса успешно воплощала на сцене образы подростков, мальчишек и девчонок, но постепенно возраст давал о себе знать, она и сама уже понимала, что пора переходить на возрастные роли. Но расставание с амплуа травести не прошло для неё безболезненно, всё-таки за 30 лет она сыграла десятки ролей, а сколько ещё озвучила на радио! Валентина Александровна говорила:
«Я отрывала от себя какой-то дорогой кусок жизни, словно прощалась со своими детьми. Больше я никак не могу назвать то состояние, в котором я тогда пребывала».
Роли мальчишек сменили блистательные старухи – Сперантова не могла пожаловаться на свою театральную судьбу, она складывалась удачно. К тому же тогда её стали приглашать в кино, и она с интересом погрузилась в новый вид деятельности, стала и в фильмах играть матерей, соседок, бабушек и нянечек. Всего актриса снялась в 57 кинопроектах, и хоть главных ролей у неё было немного, зрители отмечали каждое появление Валентины Александровны на экране и благодарили её за великолепную игру, мастерство и талант.
Личная и семейная жизнь замечательной актрисы складывалась не так гладко, как творческая – первый раз она вышла замуж в конце 20-х годов, но брак просуществовал недолго. Её муж, Николай Гусельников, был строителем, возводил ГЭС, постоянно пропадал в командировках. Валентина не могла его сопровождать, у неё была любимая работа, а вскоре родилась дочь Оксана. Через несколько лет Николая отправили в длительную командировку в Казахстан, он уехал один и там встретил другую женщину.
Сперантова ещё ждала его несколько лет, а потом вышла замуж второй раз за Михаила Никонова, бывшего директора театра Мейерхольда. Этот брак был долгим и счастливым, супруги прожили в любви и взаимопонимании почти 30 лет, но и здесь не обошлось без проблем – правда возникли они не между ними, а с их общей дочерью Наташей. Девочка родилась за год до начала ВОВ, её детство прошло в театрах, где работали мама и папа, она любила литературу, знала наизусть множество стихов.
После окончания школы Наталия решила поступать в театральное училище, чем никого не удивила – и родители, и знакомые были уверены, что этой одарённой красавице прямая дорога в актрисы. Получив диплом, девушка была принята в труппу Театра на Малой Бронной, но значимых ролей долгое время не получала, с кинематографом тоже не особо складывалось, к тому же Никонова, как и мама, считала себя больше театральной актрисой.
Она дважды была замужем, а в театре познакомилась с Евгением Евтушенко и у них возник бурный роман. Чувства поэта были недолговечными, а Наташа в него влюбилась без памяти, и когда он её оставил, тяжело переживала разрыв. У неё началась депрессия, актриса стала выпивать, и вскоре это стало серьёзной проблемой. Валентина Александровна боролась как могла с пагубной зависимостью дочери, устраивала её на лечение, не держала дома спиртное, но та всё равно находила, где взять, и казалось, что этому не будет конца.
Потом Наталия вышла замуж в третий раз, родила дочь, которую назвала в честь матери, Валентиной, и ради семьи старалась держаться. Но получалось у неё плохо, она периодически уходила в запои, могла не явиться на репетиции и спектакли, и в театре её терпели только ради матери – та и так тяжело переживала уход мужа, Михаила Семёновича не стало в середине 60-х. Когда ушла из жизни Валентина Александровна, Наталия совсем спилась, из театра её уволили, и они с мужем плохо кончили – в их квартире случился пожар, когда они спали в состоянии алкогольного опьянения.
В середине 70-х у Сперантовой начались проблемы со здоровьем, стало подводить сердце, врачи советовали снизить нагрузку, но она не желала расставаться ни с театром, ни с кино, ни с радио – её голос до конца жизни оставался молодым, и актриса продолжала озвучивать своих любимых мальчишек, которых в силу возраста уже не могла играть. В начале января 1978 года Валентины Александровны не стало, ей было 73 года. Похоронена Заслуженная и дважды Народная артистка на Новодевичьем кладбище рядом с мужем.