Вместо былой славы – безвестность, вместо блестящих ролей – тотальная безработица. Лихие 90-е не пощадили никого, включая звезд советского кино.
Михаил Кононов
Постперестроечный кинематограф был противен Михаилу Кононову. Впрочем, звезду фильма «Большая перемена» все равно не приглашали сниматься. Актер переехал в глухую деревню, работал в огороде, продавал односельчанам капусту, жил на маленькую пенсию. Физический труд, алкоголь и душевные муки подорвали здоровье артиста: на момент смерти ему было всего 67 лет.
Любовь Руденко
В 1980-е, после выхода сериала «Жизнь Клима Самгина» с Еленой Соловей и Арменом Джигарханяном, Любовь Руденко проснулась звездой. Но свои самые золотые годы актриса провела не на съемочной площадке, а продавая рыбу и собирая металлолом.
Игорь Старыгин
В начале 90-х Игоря Старыгина, коллегу «мушкетеров» Михаила Боярского, Вениамина Смехова и Валентина Смирнитского, почти не звали в кино. Зарплата в театре была копеечная. Бедность и водка сделали из секс-символа СССР дряхлого старика и инвалида, который ушел из жизни в 63 года.
Виктор Ильичев
Виктор Ильичев запомнился зрителю по ролям в фильмах «Собака на сене» (1977) и «Самая обаятельная и привлекательная» (1985) с Ириной Муравьевой. В 90-е ему доставались лишь небольшие роли во второсортных фильмах, и актер принял решение эмигрировать в США.
Однако за рубежом дела шли тоже очень плохо. За 15 лет он сыграл всего три роли, которые не спасли его измученную депрессией душу.
Геннадий Корольков
Геннадий Корольков – тот самый бравый Федор Морозов из сериала «Тени исчезают в полдень» (1971) – в 90-е попал в разряд забытых артистов. В театре он играл лишь в дневных детских спектаклях. Чтобы кормить семью, ему пришлось подрабатывать гардеробщиком. От невостребованности и тоски актер начал пить, развелся, а несколько лет спустя умер в полном одиночестве и нищете.
Владимир Ивашов
Тридцать лет до перестройки Владимир Ивашов купался в лучах славы и богатства. Но в 90-е им с женой-красавицей Светланой Светличной пришлось несладко. Пара ушла из театра, ролей в кино было мало.
Пока заслуженная артистка торговала кроссовками и мыла полы у состоятельных граждан, Ивашов с утра до ночи батрачил на стройке. Тяжкий труд обострил язву желудка, а вскоре актера не стало – из-за грубой врачебной ошибки хирурга.
Игорь Нефедов
Игорь Нефедов, выходец из «театральной» семьи, с детства знал, что станет актёром. В 13 лет он попал в театральную школу Олега Табакова. В 18 снялся в фильме Никиты Михалкова – сыграл одного из центральный героев в драме «Охота на лис». В 21 без каких-либо проб получил роль у Сергея Соловьёва в «Наследнице по прямой».
Вплоть до конца 80-х он был очень востребован в кино и в театре Табакова. А потом повзрослевшим актёром перестали интересоваться именитые режиссеры, а опускать планку он не хотел. На этом фоне у Игоря развилась депрессия, он запил, начал опаздывать на репетиции, порой срывал спектакли.
Руководитель театра злился, отказывался выпускать Нефедова на сцену, задерживал зарплату.
Кризис в профессии наложился на раздрай в личной жизни – после семи лет брака Игорь разъехался с женой Еленой Казариновой. Позже женщина признавалась: «Я поняла, что очень устала от него. Игорь достаточно долго пребывал в депрессивном состоянии, его настроение давило на меня».
2 декабре 1993 года Нефедов попытался помириться с Еленой – и ему удалось. «Так хорошо сидели, не хотелось расходиться», – вспоминала актриса. Утром он решил уйти домой, оделся и поцеловал любимую так, как не целовал никогда. Но из подъезда не вышел – повесился прямо на лестничной клетке…
В 90-е годы всё в стране понеслось под откос, включая человеческие судьбы. Заслуженные артисты цеплялись за ужасные роли, но уж лучше такой труд, чем безработица, сгубившая добрую половину признанных талантов.