Эльза Леждей: элегантная криминалист Зиночка из «ЗнаТоКов», но не только…

Заслуженная артистка РСФСР Эльза Леждей запомнилась зрителям, прежде всего, по циклу очень популярного в 70-е советского телефильма «Следствия ведут ЗнаТоКи», где сыграла роль эксперта-криминалиста Зинаиды Кибрит, замечательного профессионала и очаровательной женщины.

К сожалению, сегодня не все помнят, что фильмография этой талантливой актрисы примечательна и другими запоминающимися ролями.

А о самой Эльзе Леждей многие отзывались как о женщине умной, по-настоящему образованной и, как положено интеллигентке, скромной и сдержанной.

Родилась Эльза Леждей в 1933г. в Севастополе в семье моряка. С детства мечтала стать актрисой. После школы поехала в Москву и сразу же поступила в театральное училище им. Щепкина. После его окончания работала в Театре киноактёра. И много снималась в кино.

КИНОРОЛИ

Первой ролью актрисы стала поморка Варвара в историческом фильме 1954г. «Море студёное». Фильм этот незаслуженно позабыт сегодня. И совершенно зря. Ведь в нем убедительно и ярко показаны реалии Русского Севера XVIII века и представлены образы отважных русских корабельщиках, которые вступают в борьбу с тяжелейшими обстоятельствами….

Вообще, в 50-60-е годы Эльза Леждей снималась достаточно много. Более 20 киноработ в фильмах разной тематической направленности. Целая галерея ярких кинообразов.

Рита Устинович в фильме «Павел Корчагин» 1956г. по роману Николая Островского «Как закалялась сталь». Жена фронтовика в легендарной «Баллада о солдате» 1959г. Майя в спортивной драме «Хоккеисты» 1964г.

Одной из самых заметных киноработ Леждей считают роль француженки Жанны Лябурб в революционной драме «Эскадра уходит на запад» 1965г. Для этой роли, дабы быть убедительной, актриса даже брала уроки французского языка.

*

Были интересные роли у Эльзы Леждей и в 70-80е годы. И немало. И все они разноплановые. Например, переводчица Осипенко в советско-монгольском фильме 1971г. о боях на реке Халхин-Гол в 1939 году «Слушайте на той стороне» нисколько не похожа на убеждённую нацистку фрау Блаумер из фильма «Последний форт» 1972г.

А жена советского журналиста-международника из киноленты «Вашингтонский корреспондент» 1972г. ничуть не напоминает строгую проверяющую из министерства в фильме 1973г. «Каждый день доктора Калинниковой».

И резко отличаются друг от друга простая советская женщина, мать главного героя, непутевого Вовы, из кинодрамы «На край света…» 1976г. и представительница вражеской разведки Юта из детектива «Смерть на взлёте» 1983г.

Но эту внушительную и разнообразную фильмографию затмевает, конечно, Зинаида Кибрит из цикла телефильмов «Сле́дствие веду́т ЗнаТоКи́» 1971-1989гг.

Надо сказать, что Эльзу Леждей не сразу утвердили на роль эксперта-криминалиста. Вначале фильм предполагался как телеспектакль, а Леждей не имела достаточного опыта театральной работы. Актрисе приходилось нелегко еще и потому, что было необходимо не просто заучивать десятки профессиональных терминов, но и произносить их с удивительной легкостью и непринужденностью.

Но постепенно Эльза Леждей настолько вошла в образ, что на ее месте трудно было представить другую актрису. Более того, Эльза Леждей привнесла в образ Зинаида Кибрит свое видение героини. Уже в 80-е кинокритики писали:

«Благодаря Эльзе Леждей , строгая, несколько суховатая Кибрит приобрела черты какой-то ненавязчивой, но пленительной женственности… При всем при этом романтическая линия ее героини в сюжете практически отсутствовала, что усложняло профессиональную задачу актрисы».

Сама же Леждей говорила: «Моя Зиночка – человек дела, этим и интересна».

Премьера «Следствие ведут ЗнаТоКи» состоялась в феврале 1971 года. На следующее утро главные актеры телефильма – Георгий Мартынюк, Леонид Каневский и Эльза Леждей – проснулись всенародно любимыми. А на телевидение полетели письма с просьбой продолжить истории про ЗнаТоКов. И эти истории затянулись на долгие годы….

Эльзу Леждей, как и ее партнеров по фильму, ждала всенародная любовь. Особенно к ним благоволили, да что там – принимали за своих! – сами сотрудники милиции. Эльза Леждей вспоминала потом, что и День милиции с коллегами отмечала, как свой профессиональный праздник, что имела почетные грамоты министерства внутренних дел, даже удостоверения сотрудника МВД….

Трудно поверить, но знаменитых ЗнаТоКов вполне серьезно приглашали даже…. на раскрытие настоящих преступлений….

Но была и вторая сторона этой истории. Популярность телефильма про ЗнаТоКов негативно сказывалась на актерской карьере Эльзы Леждей. Амплуа кинообраза, чья «служба и опасна, и трудна», стало буквально приговором актрисе. С тех пор как Леждей стала сниматься в «ЗнаТоКах» интересные предложения от других режиссеров поступали к актрисе не так часто, как ей бы хотелось…

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Эффектная Эльза Леждей всегда пользовалась успехом у мужчин. Да и сама была натурой увлекающейся. По крайней мере, известно о ее громких романах со знаменитыми людьми из мира кино и искусства.

Например, на съемках первого своего фильма, «Море студеное», Эльза влюбилась в актера Геннадия Юдина, который играл ее жениха. По окончании съемок пара начала жить семьей, но этот гражданский брак очень быстро распался.

Также Леждей приписывали роман со знаменитым художником Борисом Мессерером, который после расставания с актрисой ушёл к знаменитой поэтессе Белле Ахмадуллиной.

Первым официальным мужем Леждей в 1957г. стал начинающий тогда режиссер Владимир Наумов. Он снял Леждей в кинокартинах «Павел Корчагин» и «Ветер». Некоторые говорили, что Наумов относился к своей молодой жене очень трепетно и чрезвычайно ценил ее актерское дарование.

Однако ни общее дело, ни родившийся в их браке сын не помогли супругам сохранить союз. Говорят, виновата была сама Леждей. А вернее, ее неугомонное, влюбчивое сердце.

На съемках «Хоккеистов» в 1964г. у Эльзы завязался служебный роман с красавцем-актером Вячеславом Шалевичем. В чем она, будучи натурой искренней, и призналась Наумову. Гражданский брак с Шалевичем продлился почти два года. Пара рассталась без взаимных претензий. И долгое время поддерживали друг друга в сложных ситуациях.

Последней большой любовью актрисы стал другой ее коллега – не менее импозантный и интересный мужчина, актер Всеволод Сафонов. С этим человеком Леждей прожила до самой его смерти. Брак был наполнен счастьем, взаимопониманием.

В 1992 году Всеволод Сафонов сгорел от рака. Всего в 66 лет. И смириться с его уходом Эльза Ивановна не смогла. Она прожила еще 9 лет после смерти мужа. Но это были годы беспросветной тоски, горького одиночества.

Она потеряла всякий интерес к жизни. Замкнулась в себе. Почти не выходила из дома, часто плакала. В завещании просила не сообщать о похоронах никому, кроме близких. А из близких остались только сын Алексей и внук Володя. Они и проводили в последний путь 68-летнюю актрису в июне 2001 г.

Оцените статью
Эльза Леждей: элегантная криминалист Зиночка из «ЗнаТоКов», но не только…
Артисты, которые не бросили своих безнадежно больных супругов