Валентина Сперантова: в 73 года она лихо гоняла на мотоцикле, а через год её не стало — как выглядела в молодости и личная жизнь актрисы

К сожалению, не многим людям знакомо имя советской актрисы Валентины Сперантовой. Но стоит только упомянуть тетю Глашу из фильма «Большая перемена», или Нильса из мультфильма «Заколдованный мальчик», как сразу всплывают знакомые из детства голос и образ.

Возможно, кто-то из вас вспомнит детские радиоспектакли, которые Сперантова озвучивала, или утреннюю «Пионерскую зорьку» где она что-нибудь читала. Ее голос звонкий, чистый, мальчишеский, лился из каждого радиоприемника Советского Союза.

Начало

Будущая актриса родилась в феврале 1904 года в многодетной семье, далекой от творческой среды. Отец – секретарь уездного съезда города Зарайска Александр Дмитриевич умер, когда Вале было десять лет. Мать – Матрена Федосеевна, воспитывала девятерых детей одна.

Дети, как могли, поддерживали ее, а в семье всегда царила атмосфера любви и тепла.

Еще в раннем детстве маленькая Валюша вышла на сцену. Ей было около 5-6 лет, когда руководительница самодеятельного театра в Зарайске попросила поучаствовать в спектакле. Валя должна была улыбнуться зрителям и откусить пряник.

С этого времени она «заболела» театром и твердо решила стать актрисой. Дома она сама готовила и ставила спектакли для друзей и родственников.

Юную бойкую барышню заметил заезжий актер московского театра и пообещал помочь той с поступлением в театральное училище. В 1918г. Валя отправилась в столицу. К сожалению, новый знакомый не смог сдержать свое слово и исчез из ее жизни.

Оставшись одна, без поддержки друзей, девушка уже хотела уехать домой, но из-за тифа оказалась в больнице. Там-то она и приняла решение остаться.

Сначала Сперантова поступила во ВХУТЕМАС (высшую художественно-техническую мастерскую). Но услышав о наборе в театральную студию, изменила свой выбор и с первого раза поступила в заведение, которое сейчас всем известно как ГИТИС.

Работа в ТЮЗе

Но после окончания ВУЗа, когда пришло время выбирать театр, Валя вдруг растерялась. Все ее подруги по студии были статные и красивые, а она худенькая, маленькая не подходила ни под образ романтических героинь ни под образ решительной комсомолки.

И тогда, не сказав никому ни слова, Валя пошла в детский театр. Московский ТЮЗ принял ее с радостью. В труппе не было актеров- травести, которые могли исполнять детские роли. Миниатюрная актриса оказалась очень кстати.

Очень быстро Сперантова стала ведущей актрисой театра. Она была настолько органична в детских ролях, что зрители и воспринимали ее как ребенка. Многие удивлялись, что играет не мальчик или девочка, а взрослая женщина.

Свою работу актриса безумно любила и ничуть не жалела, что образы Джульетты или Дездемоны ей не предлагали. Московские зрители знали и обожали Сперантову, да и в ролях недостатка не было.

Увы, век актрисы-травести не так долог. Валентине не было еще и пятидесяти лет, когда во время спектакля кто-то из ребятишек выкрикнул: «Какой же старенький Чиполлино!». Сперантова поняла, что пора переходить на другие роли и менять амплуа.

Ей пришлось отказаться от детских ролей, и это был самый тяжелый период в ее жизни. Как она говорила сама : «…я отрывала от себя какой-то дорогой кусок жизни, я как будто прощалась со своими детьми…».

«Всесоюзная бабушка»

К счастью, в это время в ее жизни появился кинематограф, который и помог ей начать новую страницу. В первом своем фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер» она сыграла бабушку. Прекрасное знание детской психологии из прошлых ролей помогли ей найти общий язык и понимание с детьми-актерами.

В следующем фильме «Шумный день» Сперантовой досталась роль любящей и мудрой матери четверых детей. После этого фильма артистка обрела любовь и популярность у зрителей всего Советского Союза.

Кроме того, она нашла свое призвание на радио и в озвучке анимационных фильмов. Ее голосом говорят герои мультфильма «Золотая антилопа», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и самый запоминающийся – Нильс из сказки «Заколдованный мальчик». Всего около двадцати фильмов.

Ее роли в кинематографе редко были главными, но все они незабываемые. Достаточно только вспомнить тетю Глашу из фильма «Большая перемена», бабушку из «Три дня в Москве», старушку из «Долгого путешествия к морю». Появившись на экране довольно поздно, она все же нашла себя в новом амплуа.

Личная жизнь

Сложно судить о том, была ли личная жизнь актрисы трудной или прекрасной. Она дважды была замужем. От первого супруга Николая Гусельникова она родила дочь Оксану. Но через десять лет брака пара рассталась. Николай получил хорошую работу в Казахстане, а Валентина, уже известная артистка, не решилась оставить Москву.

Бывший руководитель театра Мейерхольда Михаил Никонов стал ее вторым мужем. В том браке появилась дочь Наташа. Семья прожила в любви и согласии около тридцати лет. Но, не дожив до 55 лет, Михаил умер.

Валентина с трудом пережила смерть супруга. После похорон у нее начались серьезные проблемы со здоровьем и общим самочувствием.
В 70-х года врачи рекомендовали Сперантовой снизить рабочий режим, но актриса продолжала сниматься, работать в театре, на радио и преподавать в Щепкинском училище.

Новый, 1978, год Сперантова встретила в больнице. Премьеру фильма «Четыре беспокойных дня в Кудиновке», где она сыграла Морозиху, резво гоняющую на мотоцикле по деревне, она уже не увидела. 7 января 1978г. сердце народной артистки не выдержало нагрузки, и ее не стало.

На экране она была олицетворением материнской доброты и заботы. И в жизни она была такой же. Невозможно представить Валентину Сперантову в роли злодейки. Как сказала ее коллега по театру, актриса Людмила Гнилова: «…Медузу Горгону ей бы дали сыграть, она бы все равно была бы добрая Медуза Горгона…».

Оцените статью
Валентина Сперантова: в 73 года она лихо гоняла на мотоцикле, а через год её не стало — как выглядела в молодости и личная жизнь актрисы
Он обожал свою жену, а она отказалась забрать его из больницы домой. Альберт Филозов доживал последние дни у сына от прошлого брака