Уникальный талант и золотая душа актрисы искупали все промахи и ошибки. Её любили и прощали, ею восхищались и боготворили. Правда, до поры до времени…
Сейчас талантливейшей пензенской актрисе Лидии Федоровне Шапоренко могло бы быть 83 года. Но она прожила 56.
Она была безотказная, всегда приходила первой на помощь и была многим верным другом.
Лидия Федоровна родилась в совхозе «Буденный» Николаевской области. Окончила студию при Ставропольском театре. Молодой актрисе повезло: ее пригласили в Москву. Какое-то время она работала в Театре имени Гоголя, снималась в кино.
Пять фильмов с участием Шапоренко хранятся в архивах «Мосфильма». Она работала на площадке с Василием Лановым и Георгием Юматовым. Её фото печатали в театральных журналах. Столичная жизнь захлёстывала актрису банкетами и застольями…
Летом 1956 года, семнадцатилетняя девушка смогла пройти пробы и снялась в небольшой роли студентки, подруги главной героини Оли, в картине «Она вас любит!».
Красивая, нежная, трогательная девушка поразила всех в своей первой серьёзной киноработе «Первое свидание». Режиссёр картины Искра Бабич, выбрала её из большого числа претенденток на главную роль Вали Калитиной.
В той картине играли многие звёзды нашего кино: Г. Юматов, А. Кочетков, Т. Пельтцер, Н. Меньшикова, дебютировали там же в небольших ролях Валентина Малявина и Алла Демидова. Двадцатилетняя Лида Шапоренко ни капли не уступала в мастерстве более прославленным партнёрам.
Казалось, что всё идёт лучше некуда. Поначалу так и было. Последовали две хорошие роли в фильмах «Мир входящему», где она сыграла молодую немку, и в фильме «Одержимые», где она сыграла Саню.
А в 1963 году актриса сыграла главную роль в картине Владимира Храмова «Хозяйка медной речки». Съёмки происходили на Камчатке. Квартет героев: Шапоренко, Горобец, Крынкин, Царапкина оказался в камчатской тайге отрезанным от цивилизации. Героиня Шапоренко, дерзкая и неуживчивая девушка, является камнем раздора в сложных психологических отношениях героев. Характер героини был раскрыт ей превосходно.
Следующую роль в кино актрисе пришлось ждать три года. Она сыграла в фильме «Товарищ, песня», влюблённую в молодого учёного Валентину. За двадцать пять экранных минут её героиня проживает почти 20 лет жизни. Лидия вместе с Василием Лановым очень трогательно раскрывают свою историю любви, которая прерывается годами, но продолжает жить благодаря песне.
К великому сожалению, это была последняя кинороль Лидии Шапоренко. Свой режиссёр у актрисы не появился.
И в театре ей особо играть не давали. Московский период в драмтеатре имени имени Гоголя продлился только одно десятилетие. Потом родилась Леночка. И Лидия решила, что лучше быть первой актрисой на периферии, чем двадцать пятой в столице, и вернулась в Ставрополь. Там ее и нашел Семен Моисеевич Рейнгольд, будущий главный режиссер Пензенского театра.
В Пензе её задействовали почти в каждой театральной постановке, и театралы «на Шапоренко» ходили так же, как в Москве «на Доронину», а в Ленинграде — «на Фрейндлих».
У неё было все: и популярность, и любовь, но пристрастие к спиртному заглушало какую-то одной ей ведомую боль и не отпускало её. Так было в судьбах многих известных и талантливых. И только им известно, в какой момент воля пошатнулась и дала сбой.
Лидия Федоровна отличалась редкой красотой и никогда не страдала от отсутствия мужского внимания. Но первый брак распался быстро. Муж ушёл, оставив Лидию с дочерью на руках. Второй муж в приступе белой горячки ушел из жизни, выбрав для этого петлю. В предсмертной записке он попросил: «Берегите Лидочку!» Тогда судьба уберегла её, послав новую любовь.
Возлюбленный почти 50-летней актрисы был на 25 лет её младше. Он боготворил свою женщину, всегда был рядом с ней: и в моменты радости и просветления, и когда подступала депрессия, выливавшаяся в очередной запой.
Чем-то судьба Лидии Шапоренко напоминает судьбу Изольды Извицкой. Актрисы даже внешне похожи. Только Извицкая прожила намного меньше Лидии Шапоренко.
В последние пензенские годы Лидия Фёдоровна мало играла на большой сцене театра. Перед уходом блеснула в спектакле «Гусарская элегия». Придя в Пензенский драмтеатр имени Луначарского в начале 70-х по приглашению главного режиссёра, спустя 35 лет его ведущая артистка была уволена за нарушения дисциплины и пристрастие к спиртному…
Она отправилась в Первоуральск к дочери.
Режиссер из Первоуральска специально для нее поставил спектакль «Разве можно не любить Памелу?» Когда актриса репетировала главную роль, то почувствовала, что с ней творится неладное.
«Часть пищи не проглатывается до конца, мне приходится выливать ее из себя, — писала Лидия Федоровна своей пензенской знакомой, — хожу практически голодной». Она поняла, что заболела, но к врачам не обращалась, потому что мечтала сыграть Памелу во что бы то ни стало.
В том спектакле дочь Лидии Федоровны, актриса Елена Краснова (от первого брака с актером театра им. Гоголя Виталием Красновым) играла Глорию.
Только после премьеры Лидия Федоровна легла на обследование. Сильно исхудавшая, с весом 47 кг. Через месяц весила 43.
После операции она прожила недолго. Но до последних дней встречалась с людьми, улыбалась, разговаривала…
В тот последний вечер привела себя в порядок: вымылась, сделала маникюр и педикюр, надела чистое белье и сказала дочери: «Завтра я умру. Я готова. Сделайте мне только прическу». И к утру тихо ушла.