Грузинский актёр Михаил Геловани сыграл Сталина в 15 фильмах, был всячески обласкан властями, получал звания и награды. Казалось, так будет всегда. Но после смерти вождя Геловани оказался опальным персонажем. Кадры с ним вырезали из всех фильмов, Геловани перестали давать роли и не выпускали из страны. Всё это закончилось печально.
С середины 50-х и до середины 80-х с советскими фильмами, рассказывающими о послереволюционных и военных годах, происходило что-то неладное. Зрители удивлённо протирали глаза: куда девался экранный Сталин?
Ведь он же был в этих фильмах! Более того — без него многие картины просто теряли смысл. В годы, когда «вождь народов» превратился в «опального» персонажа, жизнь его кино-двойника — актёра Михаила Геловани — страшным образом изменилась.
Из церковного хора — на театральную сцену и экран
Родина Михаила Геловани — грузинское село Ласурия, там он появился на свет в 1893 году. Мальчиком он пел в церковном хоре: туда его привела мама, по достоинству оценив сильный красивый голос Михаила. И ему это нравилось. Миша рос, голос менялся, теперь у него был удивительной чистоты баритон, вызывавший слёзы на глазах прихожан.
И всё же юноша видел своё будущее не в церкви, а в драматическом театре: мечтал стать актёром. Способного самоучку приглашали играть в спектаклях Кутаисского театра, и он успел до революции заслужить некоторую славу: критики его хвалили, зрители охотно приходили на постановки с его участием.
А после революции Михаил перебрался в Тифлис. Там он учился в театральной студии под руководством известного актёра Георгия Джабадари. Это образование позволило ему впоследствии выходить на сцены ведущих грузинских театров.
А вот кино в республике в те годы только зарождалось, поэтому на экране Михаил Геловани впервые появился, когда ему уже было за 30. Это был фильм «Три жизни». Надо сказать, талант позволил Михаилу довольно быстро освоиться в кинематографической среде: скоро он уже и сам ставил фильмы в качестве режиссёра.
Дебют в роли Сталина
Но настоящая слава ждала впереди. В 1937-м на сцене Тбилисского театра состоялась премьера спектакля «Из искры возгорится пламя». Его поставил режиссёр Шалва Дадиани, и в роли Иосифа Виссарионовича Сталина выступил Михаил Геловани. 44-летний актёр играл потрясающе, а главное — был очень похож на «вождя народов», так что зрители пришли в восторг.
Примерно в то же время фильм о Сталине задумал снять Михаил Чиаурели, режиссёр Тбилисской киностудии. Картина называлась «Великое зарево», и, конечно, узнав о талантливом «двойнике» Иосифа Виссарионовича, Чиаурели пригласил сняться именно Геловани. 6 ноября 1938 года вся страна увидела Михаила Геловани в роли Сталина на экранах. Это был успех!
Режиссёр, исполнитель главной роли и вся съёмочная группа получили Сталинскую премию. Но главное — с тех пор главу правительства играл только Геловани. Так решил Сталин. Очень уж ему понравилось, как грузинский актёр воплотил его образ на экране.
Фильмы и награды
«Человек с ружьём», «Ленин в 1918 году», «Падение Берлина», «Валерий Чкалов»… Год за годом, картина за картиной, — а образ один-единственный: Сталин. Режиссёры просто перестали рассматривать Геловани как кандидата на другие роли. Всего он сыграл Сталина 15 раз.
У него накопилось множество наград — четыре Сталинские премии, ордена, ему присвоили звание народного артиста СССР… Все находили, что он очень похож на своего героя.
Единственное отличие — рост: Геловани был заметно выше Сталина. Чтобы это не бросалось в глаза, режиссёры и операторы использовали различные «киношные» приёмы. Порой доходило до того, что партнёры Геловани вынуждены были передвигаться в кадре на «полусогнутых».
Использовал образ Сталина
Постепенно Сталин сделался чуть ли не второй натурой Геловани. От природы скромный и застенчивый, он расправил плечи, у него появился «орлиный» взгляд и уверенная походка. Люди нередко переносили на него своё преклонение и страх перед «вождём», и актёр этим пользовался: мог войти без стука в кабинет любого начальника.
Правда, надо отдать ему должное: чаще всего Геловани делал это не ради себя, а по просьбам друзей и знакомых, — помогал им решать всевозможные проблемы, например, с жильём.
Легенда или правда?
О том периоде жизни актёра ходят легенды, и сегодня уже невозможно понять, какие из них были правдой, а какие — выдумкой. Например, рассказывают, как в антракте одного из спектаклей, где Геловани играл, конечно же, вождя, он в мундире и с орденами приходил в буфет и величаво указывал трубкой на деликатесы, а буфетчица безропотно подавала «товарищу Сталину» всё, что ему приглянулось.
Ни о какой оплате речь не шла: у буфетчицы просто не повернулся бы язык её требовать. Но после одного из таких случаев в квартире Геловани якобы раздался телефонный звонок, и голос Сталина в трубке укоризненно спросил: «И не стыдно экономить за счёт моего имени?» После этого, говорят, привычка Геловани к дармовым деликатесам исчезла.
Вырезали кадры, лишили ролей
Последний фильм с участием Михаила Геловани, «Вихри враждебные», вышел на экраны в 1953 году. Вскоре Сталина не стало. Не стало и Геловани — как актёра. Пришедший на смену Сталину Никита Хрущёв решил «зачистить» от него все картины. Кадры безжалостно вырезались, фильмы сокращались, монтировались заново…
Хрущёв перенёс на Геловани свою неприязнь к собственному предшественнику. Актёра перестали снимать и включать в спектакли. Михаил Георгиевич оказался не у дел. После смерти Сталина у него было всего лишь три эпизодические роли в Театре-студии киноактёра, а спустя два года отняли и эти крохи.
Болезни, алкоголь и смерть
Михаил мог бы продолжить карьеру в Китае: рассказывали, что туда его приглашал Мао. Но Геловани было уже за 60, его здоровье начало подводить. Кроме того, нечего было и надеяться на то, что его выпустят из Советского Союза. Что было дальше?
Разочарование, обида. Алкоголь — в нём артист пытался утопить свои печали. По одной из легенд, Геловани нередко звонил директору московского Елисеевского магазина: голосом Сталина требовал прислать ему на дом деликатесы. О нём заговорили как о местном сумасшедшем…
Михаил Геловани умер 21 декабря 1956 года — в день рождения Сталина. В этом многие увидели настоящую мистику, и даже ходили слухи, будто бы актёр специально дождался этого дня, чтобы покончить с собой. Впрочем, официальная версия смерти Геловани — сердечный приступ.
Власти столицы не хотели хоронить Михаила Георгиевича на Новодевичьем кладбище. Уступили лишь после настойчивых просьб именитых артистов, а также китайских дипломатов.