Говоришь Софико, подразумеваешь — Чиаурели.
Бесподобная актриса, для многих ставшая символом времени. Женственная и очаровательная, она в буквальном смысле слова «оживляла» своих экранных героинь, делая их похожими на тех женщин, с которыми зритель знаком в обычной жизни. Многие картины с участием Чиаурели разошлись на цитаты, а сами фильмы до сих пор обсуждаются в кругах киноманов.
Софико сыграла более 100 ролей в кино и театре, но масштаб любви к этой актрисе и ее популярность увеличился в разы после выхода на экраны фильма «Ищите женщину».
Роль энергичной и обаятельной секретарши Алисы Постик удалась актрисе настолько, что никто не сомневался — Софико действительно уже 19 лет служит в конторе мэтра Роше, любит детективы, живет в том же доме в квартире справа налево.
Рождена в любви и таланте
Она родилась в семье актрисы Верико Анджапаридзе и кинорежиссера Михаила Чиаурели. А двоюродный брат Софико Чиаурели никто иной, как знаменитый режиссер Георгий Данелия.
Софико — плод огромной любви, ради которой ее родителям пришлось пойти не только против воли своих родственников, но и классовых предрассудков.
Михаил Чиаурели и актриса Верико Анджапаридзе встретились, когда оба были женаты, и решились на развод, чтобы никогда не расставаться. Он — сын зеленщика, она — дочь дворянина: за ширмой первого, явного скандала, таился ещё один, негласный, классовый.
Родители Михаила серьезно поссорились с ним: оставляет жену, ребенка, ради кого?!
Дом Чиаурели-Анджапаридзе был самым настоящим светским салоном того времени. У них собиралась богема, постоянно играла музыка, звучали стихи, а среди друзей Михаила и Верико были Владимир Немирович-Данченко (актер и режиссер), его ученица и жена Антона Павловича Чехова – Ольга Книппер-Чехова, балерина Майя Плисецкая, актриса Фаина Раневская и многие другие талантливейшие люди.
Естественно, Софико не сомневалась, кем она будет, — только актрисой.
Удивительно, но мать будущей звезды долгое время скептически относилась к работе дочери.
«Отец мной восхищался, а мама критиковала всю жизнь», — вспоминала Софико Чиаурели.
Лишь много лет спустя, за два года до собственной смерти, Верико произнесла тост, о котором не раз вспоминала ее дочь:
«Никогда такого не говорила, но сейчас я хочу выпить за свою дочь, которая гораздо бо́льшая актриса, чем я».
Рождённая быть артисткой
В самый разгар оттепели и борьбы с культом личности Софико, несмотря на свою фамилию и фильмографию отца, который не скрывал своего уважения к Сталину, поступила сразу в два московских вуза — ВГИК и ГИТИС.
В итоге девушка предпочла ВГИК, окончив его с отличием.
На тот же курс поступили Светлана Дружинина и Леонид Куравлев. Куравлев стал большим другом Софико после истории, когда его чуть не отчислили. Темпераментная Чиаурели в числе первых помчалась защищать однокурсника. Она была крайне убедительна: «Вы знаете, как он рассказывает анекдоты? Да мы все падаем!»
После учебы Софико отвергла все предложения столичных театров и вернулась в родной Тбилиси.
В Театре им. Марджанишвили она проработала большую часть жизни, лишь на четыре года (1964–1968) уйдя в Театр им. Руставели, а в 2000 году в собственном доме Софико Чиаурели создала театр одного актера.
Название новый театр получил в честь матери актрисы — «Верико». Здесь Чиаурели сыграла в спектаклях «Узник одиночества» (Эка, 2001), «Любовная отповедь» (Грасиела, 2002), «Театр Иадоны» (Иадона, 2004), «Рождение планет» (Балаганщица, 2005).
В кинематографе Чиаурели дебютировала в 1956-м. Режиссер Резо Чхеидзе пригласил ее на съемки фильма «Наш двор», — Софико сыграла красавицу Цицино. Мелодрама получилась трогательной и слегка наивной, она дала возможность зрителю как будто бы побывать в своем детстве, когда у соседей не было привычки запираться на замки, когда любое потрясение соседей воспринималось, как собственная трагедия.
Вскоре Софико снялась еще в нескольких интересных картинах – «На берегах Ингури» и «Повесть об одной девушке». С каждым годом фильмография актрисы пополнялась незаурядными картинами и образами.
В 1963-м Софико перевоплотилась в танцовщицу Зосю в картине «Генерал и маргаритки», темой которой была любовь, верность и героизм обычных людей.
Два главных мужчины в ее жизни
Софико вышла замуж за режиссёра Георгия Шенгелая в Москве, еще будучи студенткой. Они познакомились в 1956 году на съемках той самой картины «Наш двор».
В Софико было трудно не влюбиться — яркая, сильная, весёлая, зажигательная. Да и она была влюблена в Георгия с шестнадцати лет. А теперь могла и замуж выйти — взрослая уже, сама все решает, без родителей!
Им было интересно вместе. Тем для разговоров находилось множество, что было неудивительно. Молодой человек также родился в творческой семье — отцом его был режиссер Николай Шенгелая, а матерью — актриса Нато Вачнадзе.
В 1957 году Софико Чиаурели и Георгий Шенгелая поженились.
В Грузию они вернулись вместе, когда Софико закончила институт, и тут же бросились с головой в творчество. Он — снимать фильмы, она — сниматься. И играть в театре, конечно.
Шенгелая снимет известные в советское время картины «Пиросмани», «Мелодии Верийского квартала», «Приди в долину винограда» «Девушка со швейной машинкой», в 1986 году станет Лауреатом Берлинского кинофестиваля в номинации «Режиссер».
У Георгия и Софико родились двое сыновей, Нико и Сандро. Они тоже выбрали творческие профессии — один стал художником, второй актером.
Работать приходилось очень много. Софико играла в театре, снималась в кино и повсюду возила за собой детей. Помня о своей детской тоске по родителям, она хотела дать сыновьям максимум внимания. Выросли они в большой любви.
Брак этот для всех выглядел идеальным, чем-то вроде повторения брака родителей Софико. Но через двадцать лет… Нет, не Георгий бросил Софико… Она ушла от безумно любящего ее мужа.
Поздняя любовь Софико Чиаурели
Началось все в 1972 году, когда мама Софико Верико Анджапаридзе решила поставить спектакль «Уриэль Акоста». Когда-то она сама играла в нем. А теперь Уриэля должен был сыграть известный актер и спортивный комментатор Котэ Махарадзе, а его возлюбленную Юдифь – Софико.
Они с Софико были знакомы 25 лет, Махарадзе обожал актрису Чиаурели в постановках Театра имени Марджанишвили. Но Софико особого внимания на Котэ не обращала. Тем более, она была замужем и любила супруга.
А вот Котэ заметил талантливую актрису, когда она еще только начинала, на премьере спектакля «Девушка с шаром». Во время совместной работы с Софико над «Уриэль Акоста» его искренняя симпатия переросла в глубокую, настоящую любовь.
Позже Котэ признавался, что любил Софико все годы, что знал её, и в какой-то момент не признать эту любовь стало для него невозможным. И он признался…
Ухаживал Котэ шикарно. Он однажды спросил, что она любит. Актриса ответила, что ей безумно нравится гулять по опавшим листьям. На завтра путь от входа в театр до её гримёрки был усыпан кленовой листвой.
Во время репетиций, произнося слова любви — по роли! — актеры уже понимали, что жить друг без друга не могут. И дальше — Софико повторила историю своей матери. Оставила семью и пошла замуж за мужчину, который оставил свою.
Как потом рассказывала в интервью сама Софико Чиаурели, она никогда и предположить не могла, что уйдет от мужа и влюбится в другого мужчину настолько, что ее ничто не остановит от развода.
Многие недоумевали, глядя на перемены в личной жизни Софико: как можно бросить молодого красавца-мужа ради старого и совсем не красавца Котэ?! Но красота — в глазах смотрящего. В жизни, по признанию актрисы, она любила только двух мужчин — причем оба стали ее законными мужьями.
Котэ и Софико пережили вместе многое. Искушения. Сомнения. Распад СССР. Тотальное изменение уклада жизни. Котэ умер в 2002 году, будучи все еще знаменитым комментатором. Во время футбольного матча на тбилисском стадионе вдруг погасло электричество. Махарадзе разволновался: как, мол, опозорилась родина. Ночью у него случился инсульт.
Софико недолго жила без своего Котэ. Вскоре у нее нашли онкологическое заболевание. Она боролась с ним до последнего. На похороны Чиаурели в 2008 году пришли тысячи людей.
Софико Чиаурели, любимая актриса, мудрая и интеллигентная женщина. Это счастье, что она была в советском кино и театре.