«Коренная москвичка, спортсменка и хохотушка» Татьяна Догилева родилась в пгт под Тамбовом. Ее детство было полным бедности, впрочем, как и у миллионов советских детей, чье детство пришлось на конец 50-х. О том, как проходили ее детские годы, актриса лишь однажды рассказала в тв-передаче «Жена. История любви». Родители тянулись из всех сил, чтобы переехать и дать дочери возможность жить в Москве.
Когда ей было 14, отцу дали отдельную квартиру на Текстильщиках. Татьяна Анатольевна вспоминала, что ее родители мечтали о любом институте для своих детей – лишь бы дети получили профессию и жили лучшем, чем они сами.
Мама актрисы жила в деревне очень бедно: в юности перед гулянками она опускала ноги в раствор для побелки, чтобы это выглядело как белые носочки. И она вкалывала на заводе ради того, чтобы участь ее дочери была счастливее. И все было не зря: судьба их дочери сложилась успешно.
Татьяна увлеклась театром еще будучи в средней школе, много читала и готовилась к поступлению, и в итоге стала студенткой московского ГИТИС:
«На первом курсе я была влюблена в Юрия Стоянова. Он был героем, романтиком с кудрявыми волосами, мастером спорта по фехтованию».
В конце первого курса они расстались, а уже на следующий год Юрий женился на другой.
Из-за ярких ролей, а позже и просочившейся информации об алкогольной зависимости, об актрисе Догилевой сложился неверный стереотип, как о разбитной и легкомысленной женщине. Это не совсем верно: ради места под солнцем ей пришлось много трудиться, ее трудоспособности можно лишь аплодировать!
Да и тот факт, что она погрязла в трясине алкоголизма, но осознала это и много лет живет в ремиссии, тоже вызывает лишь восхищение силой ее личности.
Несмотря на яркую внешность, блонд и харизму, Татьяна Догилева довольно долгое время не могла наладить личную жизнь в классическом смысле этого слова. Более того – она не особенно то и старалась, ее гораздо сильнее интересовали карьерные перспективы, чем материнство – пеленки и бутылочки, а также необходимость растить ребенка ее не прельщали.
И все же в 1978 г. при распределении из ГИТИСа Татьяна все же собралась замуж, из-за чего отказалась от работы в ленинградском БДТ, куда ранее мечтала попасть. Это был типичный «студенческий» брак, Тане было 22 года, ее молодой муж, выпускник режиссерского, тоже не понимал в полной мере, что такое семья. В общем, спустя три месяца они развелись и вспоминают этот эпизод со смехом.
На долгие годы она ударилась в работу, позабыв о браке и быте, как о страшном сне.
На очередных съемках она познакомилась с Михаилом Мишиным, успешным писателем-сатириком. Он был давно в нее влюблен, но не считал возможным, что такая красавица может обратить на него внимание. Поэтому женился на другой и даже не пытался познакомиться с Татьяной. Но жизнь свела их сама, когда он стал соавтором сценария, одну из ролей по которому отдали Догилевой.
«Вся группа очень долго мне говорила, что Мишин в меня влюблен. Мы встретились в последний съемочный день, увидели друг друга, поехали пить шампанское, а потом отправились ко мне в номер»
Казалось бы, и что здесь такого?… По возрасту они друг другу вполне подходили, Мишин старше Догилевой на 10 лет. Он – сценарист, писатель, успешный сатирик, она – известная актриса. Идеальная пара, казалось бы, складывается. Но это лишь на поверхности.
Первой сложностью было то, что Мишин, вообще-то, уже был семейным человеком и жил с женой и сыном в Ленинграде. После съемок Татьяна и Михаил только то и делали, что мчались друг к другу на встречу: то в Москву, то в Ленинград – им хотелось видеться как можно чаще. Года через три Мишин переехал в столицу, к Татьяне, дабы не ломать ее театральную карьеру.
Здесь надо отдать должное Татьяне Анатольевне в том, что она не строила из себя ангела и называла вещи своими именами. Да, вышло так, что она увела его из семьи. И он сам с радостью ушел, нельзя недооценивать и его желание.
Второй сложностью было то, что хотя Татьяна Анатольевна и была трудолюбивой, талантливой и горящей своим делом артисткой, она все еще приходила в ужас от мысли о домострое и детях. На дворе уже были 90-е, ее возраст перевалил за 30, пора было определяться.
Она до последнего думала, становиться ли матерью.
«Я в ужасе смотрела на этих маленьких существ у моих подруг, и мне казалось, что они ломают им жизнь. Но в тот период рухнула страна. Я стала никому не нужной, театр стал никому не нужен, кино советское кончилось, и совершенно кончился мой смысл жизни. Это были чудовищные годы.
В 1994 году на свет появилась дочь Катя. Она стала единственным ребенком для актрисы. Материнство давалось нелегко, да и ко всему у дочки часто была сильная аллергия, проблемы со здоровьем, необходимо было организовать девочке строгую диету. Это тяжело для неподготовленного человека.
В этом нет вины Догилевой, это действительно тяжело. Муж же самоустранился в писательство, в работу. Она принимала все, как должное: ведь ожидала, что материнство станет испытанием, вот оно таковым и оказалось.
Татьяна Анатольевна стала достойной матерью, не бросив свою дочь и сделав все необходимое для ее здоровья. Но вот незадача: в карьере начался практически полный простой, а сама она стала много выпивать. И это была вовсе не веселая бесшабашная выпивка в кругу друзей, как в молодости. Это был тяжелый, сам-на-сам, депрессивный алкоголизм.
Муж уезжал по работе, мог оставлять ее одну на месяцы. Дочь была на няне. Алкоголизм принял угрожающий здоровью характер, и Догилева сделала верный шаг – отпустила мужа с Богом, осознав, что брак уже давно де-факто распался. И легла на реабилитационный курс.
В 2008 году Мишин и Догилева развелись по бумагам. В тот же период она завязала с алкоголем полностью. Иногда расставание лучше, чем бессмысленное пребывание вместе, когда «так надо» и «а что люди скажут?».
С мужем они сохранили дружеские отношения. Она больше так и не вышла замуж. Он тоже не женился, хотя, по слухам, ухаживал за Марией Голубкиной и другими актрисами.
После развода родителей дочь Екатерина заболела анорексией, пришлось проходить реабилитацию в клинике для людей с проблемами пищевого поведения:
«Два с половиной года длился этот кошмарный период. Самое страшное, что анорексия — она в голове. Тут ничего не сделаешь. Это психическое заболевание, такое отчуждение».
Эта история любви и брака – еще одно живое свидетельство того, что талантливые люди очень часто остаются психологически незрелыми, неподготовленными к жизненным повседневным трудностям. То, что для нас с вами, обычных людей, – обыденность и яйца выеденного не стоит, – для творческих ранимых людей это травмы, обиды, душевные страдания, преодоления.
В 90-е мы все как-то выживали, растили детей, при этом не спивались, – но артисты любят рассказывать, насколько невыносимым стало для них оказаться в 90-е без работы. А Всевышний не дает испытаний без сил на их преодоление.