Артист всегда резко рвал отношения, когда понимал, что его любовь прошла. Но всё же был трижды счастлив в отношениях. 1 января Сергею Шакурову исполнился 81 год.
Сергей Шакуров родился в семье известного на всю Москву охотника Каюма Шакурова, владельца псарни на 16 собак. Отец был поглощен своим увлечением, мать – работой, и дети целыми днями делали, что хотели. Сергей был драчуном: учителя постоянно вызывали в школу родителей, и тогда на разговор шли старшие брат или сестра.
Шакуров прогуливал уроки, но не пропускал тренировки и стал мастером спорта по акробатике. Это в значительной мере сформировало его личность. Он понял: если приложить усилия, то можно добиться всего, что хочешь. – Я реалист, – говорил он уже взрослым. – Если что-то надо, иду и покупаю. Или добиваюсь, достигаю.
Механик Гаврилов
В седьмом классе у Сергея появилось новое увлечение – драмкружок, и в 1961 году сам Виктор Розов, великий советский драматург, рекомендовал его в школу-студию при Центральном детском театре. После студии Шакуров начал работать в театре на Малой Бронной.
В кино дебютировал в 1966 году, и сразу в главной роли, в фильме «Я солдат, мама». Но всесоюзная известность пришла к нему после роли в мелодраме Петра Тодоровского «Любимая женщина механика Гаврилова», хотя появляется он там всего на две минуты.
При этом актер всегда относился к кино, как к любимому, но увлечению; его главной страстью для него был театр. А свободолюбие и привычка всегда делать так, как хочется, сделали его совершенно независимым от режиссеров. Шакуров всегда посмеивался над «рабами Ленкома» с их бесконечной преданностью Марку Захарову и предпочитал выбирать режиссеров сам. Он вообще все всегда выбирает сам.
Его главное правило жизни сформулировано у Чехова в «Иванове»: «На этом свете все просто. Потолок белый, сапоги черные, сахар сладкий… Коли любишь – оставайся, не любишь – уходи». «По этому принципу я и живу, поэтому есть во мне какая-то внутренняя гармония, и я ни на что ее не променяю и никому не позволю разрушить», – говорит Шакуров.
Жестокий романс
Женился Сергей три раза. С первой женой, актрисой Натальей Оленевой, они вместе учились в студии. В этом браке у Шакурова родился сын Ваня, сейчас он известный фотохудожник и отец троих детей. По слухам, Шакуров не был идеальным мужем, и ему приписывают романы со многими нашими прекрасными актрисами.
Если верить этим слухам, был у Шакурова роман и с Ларисой Гузеевой, и именно благодаря Сергею Лариса получила роль в «Жестоком романсе». Шакуров, который должен был играть Паратова, поставил Эльдару Рязанову условие: «сниматься буду только с Гузеевой».
Эльдар согласился, и тут Шакуров получил роль своей мечты: Сирано де Бежерака в Театре Станиславского. Он выбрал театр, а Паратова сыграл Никита Михалков.
Не любишь — уходи
Второй женой Шакурова стала актриса Татьяна Кочемасова, которая почти на 20 лет моложе него. Когда начинался этот роман, Сергей был еще женат. Татьяна говорит, что не хотела разрушения семьи, но знала, что с женой у Шакурова все давно очень сложно… В конце концов Сергей поступил согласно своему правилу: «не любишь – уходи». Он ушел из семьи и они с Татьяной поженились.
Сергей был ревнивым мужем, рассказывают, что однажды он едва не побил певца Михаила Муромова (одно время тот работал в театре): — Еще раз увижу тебя рядом с ней, побрею наголо! У супругов родилась дочь Оля. Сейчас отец и дочь не видятся, не разговаривают, и Ольга даже сменила фамилию и отчество.
Каюмыч
Третья жена Шакурова – Екатерина Бабалова – моложе актера на 28 лет. Она долго не решалась перейти с ним на «ты» и называет его Каюмычем. Екатерина – театральный менеджер, и ее роман с Шакуровым начался с совместной работы над одним театральным проектом.
Как вспоминает Каюмыч, он «был очарован светом маяка и решил до него доплыть». Это плавание длилось несколько лет, прежде чем Шакуров подумал: «Девка молодая, я ее гублю!» И они поженились.
В этом браке у артиста родился сын Марат. У детей актера большая разница в возрасте: старшему сыну, Ивану, 51 год, средней Ольге – 34 года, а младшему — 16. Шакуров кривится от мысли, что Марат может пойти по его актерским стопам: – Сейчас все в такой конвейер превратилось, что профессия обесценилась. Но я не жалею, что прожил большую, интересную жизнь в кино и театре.