Отец Ростислава Плятта был известным адвокатом. Однажды в качестве благодарности за успешную защиту актёра МХАТа, ему выдали постоянный пропуск в театр. Он отдал его сыну. Прошло совсем немного времени, и мальчик «заболел» сценой”.
Когда в 16 лет Ростислав пошёл получать паспорт, то уже знал, что станет актёром. И удлинил свою фамилию ещё на одну букву “т”. Он посчитал, что так его имя будет лучше смотреться на театральной афише.
Плятт родился в Ростове-на-Дону в далёком 1908. Его мать много лет болела туберкулёзом. Когда мальчику исполнилось восемь, её не стало. И отец с Ростиславом переехал в столицу.
Сразу после школы Плятт отправился во МХАТ. Но его туда не приняли. А школы-студии при Художественном театре тогда ещё не было. Зато она была у Юрия Завадского. Так он стал актёром.
Совсем недолго актёр служил в “Ленкоме” и московском Театре драмы. А когда в 1944 Завадский возглавил “Моссовет”, он вернулся под крыло своего учителя и остался верен ему до конца жизни.
Свою первую заметную роль в кино Плятт сыграл в 1939 в фильме “Подкидыш”. Затем были и другие не менее запоминающиеся персонажи: профессор литературы в фильме «Сердца четырёх «, завхоз института Василий Бубенцов в «Весне» , пастор Шлаг в «Семнадцать мгновений весны «, скрипичный мастер в картине «Визит к Минотавру » …
Но прославило артиста не кино, а его голос в эфире. Работать на радио он начал ещё в 30-х. Сначала как диктор. С 41-го и до Победы он читал военные сводки, антифашистские рассказы, письма солдат с фронта.
В мирное время стал вести радиопередачи. Особенно любил записывать программы для маленьких радиослушателей. Спектакль «Клуб знаменитых капитанов», где он играл Робинзона Крузо, артист читал на радио несколько десятилетий.
От всех тяжёлых мыслей его всегда спасало жизнелюбие и лёгкие характер. Он умело увёртывался от театральных сплетен по углам и осуждения кого-либо. Став знаменитым, использовал свою славу во благо другим. Если кому-нибудь нужно было выбить место в детсаду или установить домашний телефон — ходил по кабинетам.
Благодаря его хлопотам, долгожданные квадратные метры получили Ирина Муравьёва и Ия Савина.
Когда началась травля Сергея Юрского, за его дружбу с поэтом Бродским, Плятт бросился его спасать. Вместе с Фаиной Раневской он пригласил одного большого начальника на модную в те годы постановку «Дальше-тишина «.
По счастливой случайности “партийная шишка” жила с артистом в одном доме. После спектакля Плятт позвал всех на ужин к себе домой. А когда начальник расслабился, уговорил его позвонить «куда надо», чтобы отдали приказ отстать от Юрского. Операция прошла успешно и опала с актёра была снята.
У современников осталось много воспоминаний о его искромётном юморе. На сцене во время спектакля мог элегантно снять шляпу и дать прочитать партнёру на своём лбу ёмкое слово из трёх букв.
Однажды на спор совершил “освежающую” пробежку по Кремлёвской набережной совершенно голый…
Его голос на радио звучал практически каждый день. Как-то раз он невинно спросил редактора:
Вы не считаете, что в эфире много пляттства?
В театре и кино он сыграл множество разноплановых ролей. Но только не героев-любовников. Ну не видели режиссёры в нём сердцееда! Хотя женат артист был дважды.
Его первой супругой стала актриса “Моссовета” Нина Бутова. В быту она была совершенно беспомощной. Даже если в доме было хоть шаром покати, могла на последние деньги купить гитару. Просто потому, что ей так захотелось. Но Ростислава творческая натура жены совсем не раздражала. Он привык питаться в театральном буфете или в гостях.
Несмотря на семейные узы, его сердцем прочно владела Вера Марецкая. Конечно, жена знала о чувствах мужа к сопернице, и периодически закатывала сцены ревности.
Уйдёшь к Верке, я повешусь. Так и знай!
Ростислав Янович любил Марецкую. Но связать свою жизнь с бывшей женой своего учителя Завадского, он так и не осмелился. Когда режиссёр “Моссовета” умер, Вера Петровна была уже тяжело больна. Плятт не хотел, чтобы актриса уходила в одиночестве. И сделал ей предложение, но она ответила: «Поздно”.
В 70 он овдовел. Детей у него не было. Но один артист был совсем недолго. И вскоре женился второй раз.
Людмила вместе с Пляттом работала на радио. Она была женой его друга детства. Моложе на 20 лет. Как всё случилось между ними, он никогда не рассказывал. Но своего товарища, знаменитого мастера радиовещания Николая Литвинова потерял… Как бы то ни было, 11-летний союз с Людмилой был счастливой порой его жизни.
Последние несколько лет Ростислав Янович сильно болел. В июне 1989-го сердце 80-летнего артиста перестало биться. Вечная память!