— Красавица — глаз не отвести! Когда Ира Скобцева появилась среди студийцев МХАТа, все так и ахнули, — вспоминал актер Михаил Пуговкин. — Ребята из их младшей группы: Владлен Давыдов, Алексей Аджубей — ухаживали за ней наперебой. Не знаю, отдавала ли она кому-то предпочтение в ту пору…
Не имей сто рублей, а женись, как Аджубей
Ирина Скобцева родилась в Туле 22 августа 1927 года. Ее отец работал научным сотрудником Главного управления метеослужбы, а мать — архивариусом. Родители много читали и обожали театр. Когда Ирина объявила, что мечтает стать актрисой, они только обрадовались. Однако, поступив в Школу‑студию МХАТ, она вскоре засомневалась в своем выборе и оставила учебу.

Скобцева сдала экзамены на факультет искусствоведения в МГУ. И не одна: влюбленный в нее однокурсник Алексей Аджубей последовал за ней и поступил на отделение журналистики. Актриса Кира Крейлис‑Петрова утверждала, что Ирина, в свою очередь, пылала чувствами к другому молодому человеку и именно из‑за него сменила место учебы.
— Видимо, тогда Аджубей не дотягивал до Ириной высокой планки. Но с тем парнем у Иры не заладилось, и они расстались. Тут-то она и одарила благосклонностью преданного ей в то время Аджубея, — рассказывала Кира.
Кстати, Алексей был весьма хорош собой.
— Леша нравился девушкам. Еще бы! Высокий, ладный, голубоглазый, русоволосый красавец, в недавнем прошлом солист ансамбля песни и пляски НКВД, где он проходил армейскую службу — вспоминал писатель Юрий Оклянский.

Отец Алексея, Иван Аджубей, выходец из крестьян, стал известным оперным певцом. Мать, Нина Гупало, прославилась на всю Москву как портниха: к ней выстраивались очереди из столичных модниц. Известно, что у нее шили на заказ жена Берии, Марина Ладынина, Елена Булгакова.
В январе 1947 года Ирина и Алексей поженились. Молодые супруги чудесно смотрелись вместе: красивые, влюбленные, дружные. Казалось, они обрели счастье на всю жизнь.
Однако в 1949 году Ирину постигло тяжелое разочарование: Алексей ее бросил.
— Неожиданно для многих, а отчасти, может, даже для самого себя Аджубей сделал головокружительный личный кульбит. Внезапно оставил свою уже затвердившуюся в дружеском восприятии красавицу-супругу Ирину Скобцеву, будущую знаменитую актрису кино и театра. И стремглав женился на другой. Скромной, низенькой, веснушчатой, 20-летней, однако же волевой, умной и смекалистой дочери долголетнего правителя Украины, а через какие-то недели — нового московского партийного градоначальника Раде Никитичне Хрущевой, — рассказывал Оклянский.
Не имей сто рублей, а женись, как Аджубей — родилась тогда саркастическая поговорка.

Алексея наградили прозвищем «Околорадский жук». Все удивлялись, как он променял красавицу на «дурнушку». Аджубей утверждал, что не думал о выгоде, а просто влюбился в милую однокурсницу. Через два года он пришел в «Комсомольскую правду», а в 1957 году в 33 года его назначили главредом. Еще через пару лет Аджубей стал главным редактором газеты «Известия». Даже когда Хрущева постигла опала и она больно ударила по зятю, это не повлияло на отношения Алексея с женой. С Радой он прожил всю жизнь; она родила ему троих сыновей.
Скобцева успешно защитила в 1952 году дипломную работу, посвященную Валентину Серову, и неожиданно для многих продолжила актерское образование.
— Ирина вернулась в Школу-студию на третий курс. Это вызвало переполох: Скобцева была чудо как хороша. Старше однокурсников на пять лет, не девчонка, а роскошная молодая женщина. Мальчишки от нас тут же отвернулись, кинулись к ней как мотыльки на пламя, — вспоминала Крейлис-Петрова.

Я прямо задала мужу вопрос о Скобцевой, и по его глазам поняла, что это правда
Тем летним днем Сергей Бондарчук собирался играть в Театре-студии киноактера в «Попрыгунье». На остановке он познакомился с Ириной. Потом Скобцева вспоминала, что в троллейбусе была давка, и он окружил ее кольцом свои рук, ухватившись за поручень.
Еще в 1952 году Бондарчук стал заслуженным артистом РСФСР, он очень понравился Сталину своей ролью Тараса Шевченко, а в 31 год Сергею присвоили звание народного артиста СССР.
С той первой встречи судьба словно нарочно постоянно их сводила. Способствовал ли Бондарчук, чтобы Скобцеву пригласили на главную женскую роль в «Отелло»? Ирина утверждала, что ее заметила ассистентка режиссера Сергея Юткевича в выпускном спектакле и пригласила на пробы. Съемки проходили в Крыму.
— А ведь мы там обвенчались. Изначально в сценарии «Отелло» не было такой сцены, — вспоминала Скобцева. — Юткевич решил ее добавить уже на стадии монтажа и отправил нас с Бондарчуком в Ригу на один день. Снимали в маленьком соборчике. То ли священника не успели предупредить, что это киносъемка, то ли Сергей Федорович подстроил, но нас обвенчали по всем правилам католической церкви. И когда мы выскочили из костела, Бондарчук выкрикнул: «Ну все, Скобцева! Теперь ты от меня не отвертишься!» Потом пошли всей группой пить кофе с рижским бальзамом в кафе.

Позже Бондарчук шутил: «Я сначала ее задушил, а потом женился». Но они далеко не сразу зарегистрировали брак. Сергей был женат на актрисе Инне Макаровой, у них росла дочь Наталья. Клара Лучко вспоминала, как после съемок «Отелло» она со свои мужем зашла в гости к Бондарчуку с Макаровой.
— Инна вышла на кухню, и Сергей показал нам свой рисунок с прелестной головкой и стихотворным посвящением, — вспоминала Лучко. — Он нам сказал, что эта девушка теперь всегда у него перед глазами, и как жить дальше, непонятно. А я вскоре увидела Скобцеву в буфете, где стояла за ней в очереди. Мне до нее даже дотронуться хотелось — понять, живой это человек или изваяние!

Конечно, до Макаровой доходили слухи о романе ее мужа с молодой актрисой.
— Я уехала на съемки в Болгарию, а Ирина Скобцева с Сергеем в Ялту — работать над «Отелло». Там она хвост распушила: устраивала застолья, доставала хорошее вино, приглашала всех и демонстрировала свои якобы очень личные отношения с Бондарчуком. Чтобы пошли слухи. После съемок «Отелло» ко мне пришел актер Андрей Попов и рассказал об этом романе.
Я кричала, что это неправда. Андрей тогда посоветовал: «Поезжай к нему, он так ждет». Сережа действительно мне писал, звонил. Я не поехала: «Андрюша, через полмесяца он приедет, и все будет в порядке». Так и было, жили еще два года спокойно.

Бондарчук якобы напрямую повлиял на то, чтобы Ирину пригласили в фильм «Иван Франко». После их совместных съемок слухи о романе зациркулировали еще яростнее… Однако Сергей три года не мог уйти из семьи.
— Вот если бы кто-то мне собрал чемодан и сказал: «Иди!», я бы сразу ушел, а складывать вещи — не могу, — признавался он друзьям.

Известно, что с Бондарчуком провело разговор партийное начальство, а со Скобцевой беседовал лично заведующий Отделом культуры ЦК КПСС Дмитрий Поликарпов. Точку в этой некрасивой истории поставила Макарова.
— Стало ясно, что за мужа надо бороться, — вздыхала Инна. — И некоторое время я боролась. А потом поняла: эта борьба может занять всю жизнь, у меня на это просто сил не хватит… Я прямо задала мужу вопрос о Скобцевой, и по его глазам поняла, что это правда. Первая предложила ему расстаться. Он не хотел разводиться. Умолял простить его. Я была гордая… Я сказала Сереже: «Уходи, будь счастлив с другой». Это было весной 1957 года перед моим отъездом на съемки «Дорогой мой человек».

Расписались Бондарчук и Скобцева в январе 1959 года. Перед этим у Сергея произошло важнейшее событие — его дебют в качестве режиссера в фильме «Судьба человека».
— Вокзал снимали в Тамбове, — вспоминала актриса Зинаида Кириенко. — Ира Скобцева к нам туда приехала. Наверное, на съемках сложной сцены хотела быть рядом — любовь у них кипела — но держалась поодаль, в вагончике сидела, боялась помешать…

С тех пор она всегда ездила на съемки с мужем. Недоброжелатели говорили, что боится, как бы другая — молодая и красивая — не соблазнила. Сама она объясняла иначе:
— Я на него посмотрю и сразу пойму, как он. И ему этот глаз был нужен. Родной человек всегда в помощь.

В 1961 году утвердили съемки «Войны и мира» — масштабного государственного проекта. Причиной спешки стала вышедшая в 1959 году американская экранизация с Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой. В ответ было принято решение незамедлительно снять собственную версию романа Льва Толстого, выделив на это все необходимые средства и ресурсы.
Во время подготовительного периода, в 1962 году, Скобцева родила дочь Елену. А в 1967 году, уже в разгар съемок четвертой серии фильма, на свет появился сын Федор. Сама Ирина исполнила в картине роль блистательной Элен Курагиной.

С детьми помогала бабушка. Тем временем Ирина активно снималась (в ее фильмографии — 78 фильмов и сериалов), ассистировала Бондарчуку и во всем его поддерживала. Сергей почти всегда задействовал жену в своих фильмах в качестве актрисы. И все-таки она всегда оставалась в тени знаменитого мужа, хотя заслужила звание народной артистки РСФСР.

С 1970 года Бондарчук и Скобцева начали преподавать во ВГИКе. При этом весь быт полностью лежал на Ирине: Сергей не умел даже гвоздь забить или лампочку вкрутить.

— Устала — не устала, день — ночь, здорова — не здорова, Скобцева всегда радушно принимала его друзей, деловых знакомых, мгновенно накрывала стол, — рассказывала актриса Алла Ларионова. — Она могла по глазам угадать любое его желание, он еще не попросил, а уже сделано. В доме все было подчинено его работе, его настроению.
Я вообще не уверена, стал бы возможен такой выдающийся творческий полет Сережи Бондарчука, если бы не оказалась его второй половинкой такая умница, такая преданная душа, как Ира Скобцева. Мы, близкие друзья, всегда отмечали, как они едины, как дышат одним воздухом.

Им было даровано 35 счастливых лет вместе. В 1994 году Сергей Бондарчук скончался на 75‑м году жизни. Ирину постигло еще одно тяжелое испытание: ее дочь Алена ушла из жизни в возрасте 47 лет после борьбы с раком.
Скобцева нашла утешение в работе: после смерти мужа друзья советовали ей не замыкаться в себе, а продолжать сниматься. И она действительно появлялась в современных фильмах и сериалах, ощущая свою востребованность. У своего сына Федора Бондарчука она тоже сыграла пару небольших ролей.

Ирина гордилась внуками и неизменно поддерживала всех близких. В последние годы она жила за городом, занимаясь упорядочиванием архивов Сергея Бондарчука.
Актриса ушла из жизни в возрасте 94 лет — в тот же день, что и ее любимый супруг, 20 октября. Это случилось в 2020 году, спустя 26 лет после его кончины.







