Попала в черный список Рязанова, не уберегла сына, упустила внука-шантажиста, но не сломалась: Светлана Дружинина

— Еще одну нагловатую секси я не выдержу,- призналась она Рязанову.

И попала в его черный список

Самая звездная роль Светланы Дружининой — Анфиса в «Девчатах». Только вот сама актриса вспоминает о ней без малейшей радости. Съемочная площадка напоминала больше поле боя, и главным «зачинщиком» оказался Николай Рыбников.

К тому времени он уже был признанной звездой и, как поговаривали, очень хотел, чтобы роль Анфисы досталась его жене Алле Ларионовой. Когда Юрий Чулюкин утвердил Дружинину, Рыбников обиду не простил. Его поведение становилось все невыносимее: хамские реплики, демонстративные выходки, игнорирование коллег.

Однажды, после очередной сцены, Николай, проходя мимо «Анфисы» и «Тоси», бросил, ни к кому не обращаясь:

— Хорошо устроились девчата. Чужие роли расхватывать — это вы мастерицы.

Терпеть его выходки приходилось всем, включая самого режиссера, который, стиснув зубы, продолжал снимать.

Но если на площадке у Чулюкина Дружинина училась терпеть, то вскоре ей предстояло столкнуться с другим мэтром.

Эльдар Рязанов пригласил актрису в свою картину «Дайте жалобную книгу» на роль официантки с развязным характером. Но та уже снималась в образе продавщицы в фильме «За витриной универмага» и чувствовала: еще одну «нагловатую секси» не выдержит.

— На тот момент я устала от таких типажей, — признавалась она. — И отказалась.

К тому же она собиралась поступать на режиссерский факультет о чем и сообщила Рязанову.

— Режиссер кино — это мужская работа! — мгновенно вспылил тот.

С этого дня Дружинина для него перестала существовать.

К счастью, к тому времени Светлана уже была замужем. Только дома с мужем актриса могла высказаться и поплакаться в жилетку. Тот терпеливо выслушивал все, что накипело за день. Не лез с советами, не пытался защитить, просто был рядом.

Со своим единственным мужем Светлана познакомилась во ВГИКе. Длинный, смешной, обаятельный Толик Мукасей учился на операторском факультете и, как выяснилось, тоже отлично играл в волейбол.

Оба были капитанами студенческих команд. Она — женской, он — мужской. Вместе объездили с соревнованиями едва ли не все творческие ВУЗы страны. Дороги, гостиницы, бесконечные игры и разговоры ни о чем. Так из приятелей по спорту они незаметно стали друг для друга близкими людьми.

Анна Даниловна в ухажере дочери души не чаяла. А вот о своих родителях Мукасей рассказывал скупо. Дружинина знала только, что он не сирота. И на этом все. На все расспросы жених отшучивался или переводил разговор в другое русло.

Однажды вечером Светлана не выдержала:

— Толь, ну что за секретность? Я же ничего про твоих не знаю. Даже как их зовут.

— Зовут Михаил и Елизавета. А все остальное… Тебе расскажут, когда надо будет,- серьезно ответил тот.

И рассказали. Перед самой свадьбой Светлану пригласили в неприметный кабинет, где вежливо объяснили: ее будущие свекры — разведчики-нелегалы. Долгие годы работали за границей, добывали информацию, рисковали жизнью.

А потом дали на подпись бумагу. О неразглашении всего, что она увидит, услышит или случайно поймет в их доме.

— Вы уж извините, Светлана Сергеевна, — сказал полковник, протягивая ручку. — С такими родственниками за границу вам теперь нескоро.

Выезд за границу ей действительно закрыли на долгие годы. Но, глядя на своего любимого Толика, ни о чем не жалела.

Вскоре у пары родился первенец Анатолий. Молодой отец, как мог, помогал жене по хозяйству: руками стирал пеленки, гладил, варил кашу и с удовольствием гулял с малышом. С деньгами было туго. Светлана бралась за любую работу на дубляже, снималась в массовках, а вечером валилась с ног.

Когда сын подрос, она все же решила осуществить свою главную мечту и поступила на режиссерский факультет ВГИКа. А когда его оканчивала, в семье подрастал уже второй сын Миша.

Дипломной работой Дружининой и одновременно полнометражным дебютом стала картина «Исполнение желаний», вышедшая в 1974 году. История этой постановки могла закончиться, едва начавшись: режиссер Наум Трахтенберг, которому изначально доверили экранизацию романа Вениамина Каверина, скоропостижно скончался. И тогда классик, прочитав режиссерскую разработку молодой выпускницы, неожиданно заявил:

— А давайте попробуем эту девочку. У нее глаза горят.

К слову, «девочке» было тридцать восемь. И она не побоялась пригласить в свой первый фильм звезд первой величины: Евгения Лебедева, Иннокентия Смоктуновского, Наталью Бондарчук. Утвердили и Марину Влади, но чиновники из Госкино вычеркнули фамилию французской актрисы без объяснения причин.

— Ничего, — сказала Дружинина мужу, когда вернулась с худсовета. — Будем снимать наших. У нас своих гениев вагон.

Вслед за режиссерским дебютом пришли «Сватовство гусара», «Принцесса цирка», «Дульсинея Тобосская». В 87-м на экраны вышли «Гардемарины, вперед!».

Для Светланы Дружининой счастье давно измеряется не количеством ролей, а метражом отснятой пленки. И тем, что рядом всегда был один и тот же человек с камерой. Тот самый, что когда-то работал с Рязановым, Кореневым, Быковым, но главным режиссером своей жизни выбрал ее.

Сегодня Светлане Сергеевне девяносто. Анатолию Михайловичу восемьдесят семь. Они все так же вместе: на даче, на кухне, на отдыхе. Со стороны кажется — везунчики. Всегда улыбаются и в кадре, и за кадром, всегда держатся за руки. Но каждая их совместная картина рождалась не иначе как в муках. Без этого, видимо, никак.

Когда запускали «Гардемаринов» Светлана Сергеевна решила после дождя прокатиться на лошади и сломала ногу. Весь фильм проходила на костылях, не выпуская из рук сценарий. Но это все ерунда! А вот когда проявленная пленка оказалась сплошным браком, тут они впервые не выдержали.

— Вечером сидели с Толей на кухне, — вспоминала Дружинина. — Пили водку и рыдали. Оба. Просто сидели и плакали. А утром встали и пошли снимать заново.

А вот как они пережили смерть старшего сына, не узнает никто. Дружинина вообще не могла говорить об этом долгие годы. Горло перехватывало при одном только имени.

А ведь когда-то это имя она выбрала сама. Первенца Светлана назвала в честь мужа. Сходство было разительным: тот же взгляд, та же пластика, та же сдержанная улыбка.

Анатолий-младший рос артистичным, но дерзким до безрассудства и совершенно не организованным. Талант бросал на ветер, способности разменивал на сиюминутные порывы, а родительскую любовь принимал как данность.

Учился парнишка в лучшей школе Москвы, в друзьях сплошь дети таких же известных родителей, дом полная чаша и… раннее знакомство с алкоголем. Самым близким другом Толика стал Коля, сын Георгия Данелии и Любови Соколовой. Вместе бедокурили, вместе искали острых ощущений, вместе пробовали то, что пробовать не стоило.

Коля умер от передозировки. Чтобы справиться с потрясением, Анатолий уехал в монастырь. А вернулся оттуда совсем другим человеком: замкнутым, мрачным, грубым.

О том, что у сына появилась любимая девушка, красавица и чемпионка по синхронному плаванию Ирина Муравьева-Моисеенко, родители узнали постфактум. Уже после того, как они расписались. Но известие приняли радостно: наконец-то их кровиночка остепенится, возьмется за ум, начнет новую жизнь. А когда у пары родился сын Даниил, показалось, все и правда наладилось.

Но когда мальчику исполнилось три года, его отец погиб в ДТП. Через четырнадцать лет убили его вдову. Даниил остался на попечении бабушки и деда, которые и здесь проявили всю свою любовь и заботу. Да и рос парнишка смышленым. Правда, избалованным до краев.

Светлана Сергеевна, заменившая ему мать, не умела отказывать. Дед водил в съемочные павильоны, показывал камеры, учил разбираться в свете и монтаже. К окончанию школы Дружинина сказала внуку:

— Хочешь во ВГИК, хочешь за границу. Любой ВУЗ, любые деньги. Я все устрою.

Даниил пожал плечами. Учеба его не впечатляла. Тогда его пристроили на «Мосфильм». Он даже сыграл монаха в бабушкиных «Тайнах дворцовых переворотов», освоил монтажный стол и даже подавал надежды.

— Мог бы вырасти в толкового специалиста. Задатки были, и хорошие,- говорила Дружинина.

Но однажды внук объявил, что едет в Индию… За настоящей жизнью.

И здесь родственники спорить не стали. Оплачивали перелеты, ашрамы, духовные практики, йогу, странные сувениры. Пока однажды Мукасей не сказал:

— Хватит.

Даниил вернулся в Москву, пришел к бабушке с дедом и с порога потребовал продать квартиру покойной матери. Дружинина пыталась пробить броню. Звонила, писала, надеялась достучаться до своего любимого мальчика. Она готова была снова уступить, лишь бы не повторилось то, что случилось с его отцом. Но вмешался строгий дед: пресек попытки шантажа, прекратив всякое общение с отпрыском.

С тех пор имя Даниила в доме не произносится. Только иногда Светлана Сергеевна, перебирая старые фотографии, задерживается на снимках маленького мальчика с отцовскими глазами, долго смотрит на них и молча убирает обратно в ящик.

А вот судьба младшего сына Дружининой и Мукасея складывается совсем иначе. Михаил стал оператором. И, как выяснилось, это было лишь одним из его призваний. Сегодня он не только работает в кадре, но и возглавляет собственную фирму по аренде киносъемочного оборудования.

В личной жизни мужчине тоже повезло. Его супруга легендарная волейболистка Екатерина Гамова, которую в спортивном мире величают не иначе как Екатерина Великая. Светлана Сергеевна и Анатолий Михайлович, в прошлом заядлые волейболисты, в невестку буквально влюблены. Они не пропускали ни одного матча с ее участием, а теперь не нарадуются на семейную гармонию.

Оцените статью
Попала в черный список Рязанова, не уберегла сына, упустила внука-шантажиста, но не сломалась: Светлана Дружинина
Марина Трошина – красавица-актриса из советских фильмов 70-80-х и американская бизнес-вумен