«Ну и дура!»- отреагировал Олег Ефремов на ее отъезд. Но тогда звезда фильма «Берегите женщин» Марина Шиманская еще не знала, что в чужой стране ее ждут измена мужа, предательство лучшей подруги и одиночество…

Марина Шиманская родилась осенью 1955 года в семье, где прошлое было запретной темой. Когда ее отца, Мечислава Иосифовича, арестовали, его первая жена ждала ребенка. Родственники сразу отреклись от «врага народа», но сам он мысленно дал себе слово во что бы то ни стало найти дочь.
Возможно, именно это желание и помогло ему выжить в лагерных условиях. Все годы заключения он хранил вырезанную из «Огонька» фотографию младенца с игрушечной уткой на животе, представляя, что именно так выглядит его новорожденная малышка.

Свою вторую жену Мечислав встретил в лагерном госпитале, куда попал с тяжелой болезнью. Простая деревенская девушка, работавшая там санитаркой, стала его ангелом-хранителем: выходила, а потом родила ему дочь, которую назвали Мариной.
После Шиманский надеялся разыскать свою первую семью. Но для бывшего заключенного это было практически невыполнимой задачей. Каждый его шаг находился под пристальным вниманием надзирающих органов, малейшее нарушение грозило новым сроком. К тому же выяснилось, что его бывшая жена несколько раз меняла фамилию, переезжала с места на место.

Всю жизнь отец Марины проработал на деревообрабатывающем производстве в окружении художников и архитекторов. Оформлял дома отдыха, Дворцы культуры, туристические базы. Неудивительно, что и дочь росла в атмосфере творчества. Под влиянием Мечислава Иосифовича девочка рано взяла в руки карандаш и кисти, совмещая рисование с увлечением легкой атлетикой.
Ее спортивные успехи были впечатляющими. Но родители настаивали на медицинском институте, ну или на худой конец, сельскохозяйственном. Вот только сама Марина не видела себя ни врачом, ни агрономом. Она усиленно готовилась к поступлению в художественное училище.
Но в последний момент, ни с кем не посоветовавшись, вдруг подала документы в Саратовское театральное училище и поступила. Правда, уже на втором курсе поняла, что ей здесь тесно. И когда однокурсница предложила: «А давай попробуем поступить в Москве!», с радостью согласилась.

Так Шиманская оказалась в ГИТИСе у Олега Табакова. На этом буквально настоял ее педагог Владимир Поглазов:
— У Табакова на курсе нет такой, как ты!
Олег Павлович, земляк-саратовец, принял девушку, но очень скоро Марина осознала ошибку.
— Никогда не считала Табакова ни мастером, ни учителем,- делилась она позже. — В человеческом плане он для меня тоже не существует.
Ее отталкивали его манера изворачиваться, юлить, что шло вразрез с семейными ценностями. Выросшая в семье, где не признавали лжи и уверток, Марина болезненно переживала эту разницу в принципах.

Еще студенткой наша героиня дебютировала в кино, сыграв учительницу литературы в картине «Когда я стану великаном». На одной площадке с ней оказались Олег Ефремов, Лия Ахеджакова и юный Михаил Ефремов. Однако собственную работу актриса оценивала строго и была ею недовольна.
Вслед за дебютом последовали новые роли: в остросоциальной драме «Дефицит на Мазаева», фильме-катастрофе «34-й скорый» и исторической ленте «Эскадрон гусар летучих», где ее талант раскрылся полнее. Параллельно актриса играла на сцене театра «Эрмитаж» (тогда — Театр миниатюр), где смогла полностью раскрыться в характерных ролях.

После выхода на экраны картины «Эскадрон гусар летучих», зрители, впечатленные экранным романом Шиманской и Андрея Ростоцкого, автоматически перенесли образ Катрин на Марину, решив, что это она стала избранницей артиста, хотя на самом деле ею оказалась другая Марина — Яковлева.
Однако за внешней комичностью ситуации скрывалась доля правды. Ростоцкий действительно испытывал к партнерше искренние чувства и серьезно за ней ухаживал.
— Он был замечательным, очень чистым, невероятно ранимым и действительно по-особенному относился ко мне, — признавалась Шиманская позже.
Однако в тот период сердце девушки принадлежало другому…

С Альгисом Арлаускасом Марина познакомились на кинопробах.
Воспитанные на фильмах Тарковского и мечтавшие о высоком искусстве, оба с некоторым разочарованием ознакомились с предложенным сценарием — добротной, но вполне обыденной жанровой работой. И вместо взвешенной оценки устроили изощренную критику, стараясь произвести впечатление друг на друга: демонстрировали эрудицию, тонкость вкуса, интеллектуальное превосходство.
Когда появился режиссер, начинающие актеры продолжили упражняться в остроумии, наперебой выкладывая критические замечания. И тут же получили неожиданный и отрезвляющий ответ:
— Жаль, ребята. Ну, раз так, до свидания…
Остро переживая неудачу с проваленными пробами, молодые люди отправились заедать горе в буфет. Вскоре Арлаускас пригласил Марину на свой спектакль в ТЮЗ, а она его на свой дипломный спектакль. С этих пор их общение уже не ограничивались театральными стенами. Через год влюбленные поженились.

Происхождение Альгиса Арлаускаса отражало сложную историю Европы XX века. По отцу он был литовцем, а по матери — испанцем. Его мать Кармен принадлежала к тому поколению испанских детей, которых в середине 30-х, после установления режима Франко, родители-коммунисты отправляли в СССР, спасая от ужасов гражданской войны.
Судьба разлучила трех сестер сразу по приезде. Старшую отправили в Волгоград, тринадцатилетняя Кармен осталась в Москве, а младшую направили в Ташкент, где она умерла в шестнадцать лет от аппендицита.
Несмотря на жестокость разлуки и личные трагедии, Кармен до конца дней сохраняла чувство благодарности к стране, предоставившей им убежище. Эта глубокая преданность была настолько сильна, что женщина категорически не принимала никакой критики в адрес советского строя.

После смерти матери Альгис создал пронзительный фильм «Жить и умирать в России» — не только о Кармен, но и о судьбе целого поколения испанских детей, нашедших приют в СССР. Картина получила признание в Испании, где Арлаускасу предложили снять ещЕ десять серий. Именно этот проект стал причиной его отъезда в Бильбао. Марина с двумя детьми — 11-летней Олей и 2-х летним Сашей осталась в Москве.
В это непростое время профессиональные отношения со сложившимися связями стали для Шиманской особой ценностью. Благодаря совместным съемкам в «Чужой жене и муже под кроватью» у актрисы установились теплые, доверительные отношения с Олегом Ефремовым.
Находясь на перепутье, Марина даже решилась позвонить мэтру:
— Олег Николаевич, говорят, мой возраст подходит для МХАТа.
— Конечно, Мариша, приходи, показывайся, — живо отреагировал тот.
— Нет, лучше вы приходите ко мне на спектакль в «Эрмитаж».

К ее удивлению, Олег Николаевич принял приглашение и посетил постановку «Нищий, или Смерть Занда» по Юрию Олеше.
И после спектакля без колебаний заявил:
— Надо брать!
Однако его энтузиазм был охлажден чей-то репликой:
— А вы разве не знаете, Марина уезжает в Испанию к мужу.
— Ну и дура!- вынес свой вердикт мэтр.

Только через год Шиманская решилась на переезд в Бильбао. И началась для нее жизнь, которую невозможно было сравнить с прежней. Семья поселилась в старом заброшенном доме бабушки Аурелии, где сырость пропитывала стены. Чтобы защитить детей от холода, Марина до четырех часов ночи топила угольную печь, следя, чтобы утром в комнате было тепло. И лишь после того как детиуходили в школу, ложилась ненадолго отдохнуть.
Периодически актрису приглашали в Москву на спектакли, и эти поездки становились для нее глотком воздуха. В Испании же ее охватывала тоска по родине. Спасали только нечастые звонки родителям да любимой подруге Лене Майоровой.
Но и они становились все реже — не потому, что тоска утихла, а потому, что звонить стало практически некому. Один за другим уходили самые близкие: отец, трагически погибший друг Игорь Нефедов, угасшая в огне Майорова… Одиночество стало ощутимым, как физическая боль. Вывести актрису из этого состояния смогла лишь мать, перебравшаяся к дочери в Бильбао.

В начале 2000-х супруги основали в Испании актерскую школу. Потребовалось время, чтобы найти силы и средства для собственного дела. Бизнес пошел неожиданно живо. В маленьком испанском городке, где, казалось, ничто не предвещало культурного бума, народ потянулся на их занятия. Подтягивались даже из окрестных деревень.
Их студенты выходили к зрителям с Булгаковым, Толстым, Чеховым, Достоевским. И уже через несколько лет упорного труда они смогли осуществить давнюю мечту — отремонтировать свой старый каменный дом. В нем наконец-то появилось настоящее отопление.

В 2013 году брак Марины и Альгиса, длившийся почти 35 лет, неожиданно распался. Режиссер оставил семью ради лучшей подруги жены. Для Шиманской это стало тяжелейшим ударом, после которого она даже искала утешение в алкоголе.
— Исчезло все. Единственной мыслью было: он ушел. Я перестала выходить из дома и осознала, что моя жизнь стала мертвой, — делилась актриса. — Вино стало нормой. Сначала одна рюмочка ликера, потом две, три…
Со временем Шиманской удалось преодолеть зависимость. Нашла она в себе силы и простить бывшего мужа и подругу.
В 2022 году карьера Шиманской вышла на международный уровень. Актриса сыграла Наину Ельцину в знаменитом сериале «Корона» от Netflix. Интересно, что на пробы актриса записалась самостоятельно, отправив видео по просьбе своего агента, и уже через день получила приглашение на съемки в Англию. Партнером по площадке стал Анатолий Котенев, исполнивший роль Бориса Ельцина.

Дети актрисы выбрали разные пути. Сын Александр остался в Испании. А вот дочь Ольга, окончив в Бильбао факультет аудиовизуальной коммуникации, после поступила на Высшие режиссерский курсы во ВГИК. В Испанию она уже больше не вернулась. Стала режиссером и вместе с мужем Никитой Тихоновым-Рау открыла киностудию.






