Персона Андрея Тарковского по сей день овеяна мистикой. Этот советский режиссер обладал уникальным видением мира, его талант был признан во всем мире. Тарковский умер на чужбине в сравнительно молодом возрасте – ему было всего 54 года, когда его жизнь унесла быстро развившаяся онкология.
В отношениях он отличался очень тяжелым характером, на грани психопатии. И все равно, женщины буквально «липли» к нему (слово неприятное, но оно лучше всего описывает то, как актрисы влюблялись в Андрея Арсеньевича).
Официально он был женат дважды. Но это не мешало ему заводить романы с актрисами, которые, как правило, заканчивались для женщин плохо. Вот знаете, есть такая присказка про «черную вдову», которая пожирает своих избранников. Вот Тарковский был как «черная вдова» на мужской лад.
Первый брак с актрисой Ирмой Рауш был, как водится, студенческим. Она была студенткой первого курса, а Андрей – третьего. В первом браке родился на свет старший сын Тарковского, Арсений. Брак с Ирмой распался, впоследствии она с сыном эмигрировала. Арсений сам уже нянчит внуков и давно живет в Европе (Венеция), он состоялся, как врач – работает хирургом.
Несмотря на сравнительно скромные физические данные (рост 170, худощавое телосложение), Тарковский обладал мужественным характером. Волевой характер, который с годами стал невыносимым. Был ли Тарковский нарциссом? Сейчас уже сложно ответить на этот вопрос, но читая воспоминания женщин, которых он влюбил в себя и сгубил, я думаю, что да, он был нарциссом.
В одном из интервью Тарковский высказался так:
«Женщина не имеет своего внутреннего мира и не должна его иметь. Её внутренний мир должен полностью раствориться во внутреннем мире мужчины».
Тарковский имел романы почти со всеми актрисами, игравшими в его фильмах главные роли. В фильме «Иваново детство» влюбился в Валентину Малявину (хотя она на тот момент была замужем за актёром Александром Збруевым). Сам же Андрей был еще в первом браке, но это можно было назвать «браком» лишь по факту наличия штампа в паспорте.
Малявина в молодости была чудо, как хороша! Дочка генерала, москвичка, красавица. Ей пророчили большое актерское будущее. Но она закончила свою жизнь в одиночестве, болезнях и крайней бедности. Я напишу о Валентине Малявиной отдельную публикацию, она – женщина с очень интересной судьбой.
Малявина вспоминала:
«Я приняла в своё сердце гения – не мужчину. Я любила его своей особенной любовью».
Именно из-за Малявиной расстроились отношения Андрея Тарковского с его коллегой и другом Андреем Кончаловским.
Второй официальной женой стала Лариса Кизилова. Она работала вторым режиссером в паре с Андреем. С ней мэтр прожил до самой смерти, воспитав и ее дочь от первого брака Ольгу. В браке у них появился общий сын Андрей. Ребенок и не дал ему уйти из семьи к актрисе Наталье Бондарчук, большой любви режиссера.
По словам Ольги, родители были друг с другом на «вы» и на работе, и дома. Денег постоянно не хватало, муж требовал, чтобы Лариса покупала еду на заработанные ею самой деньги. При этом он не скрывал своих измен, а также мог уйти в загул-запой на несколько дней. Он говорил:
«Если режиссер хочет, чтобы актриса поняла, что нужно делать в фильме, нужно с ней переспать».
Впрочем, несмотря на такое откровенно пренебрежительное отношение, Лариса не подавала на развод. Ее все устраивало.
Но самым ярким романом Тарковского, пожалуй, можно считать отношения с Натальей Бондарчук.
Они познакомились, когда Наталье было всего 13. Впоследствии он утвердил на роль Хари из «Соляриса» именно Наталью. На момент романа Тарковскому было 39 лет, Наташе – 21 (она была замужем за кинооператором Э.Караваевым). Влиятельный отец Наташи сильно невзлюбил Андрея за то, что тот разбил его дочери сердце.
«У меня такое чувство, будто я тебя родил. Нет, не как актрису, а как человека. Может, в какой-то другой жизни так оно и было», – признавался Андрей Наталье.
«Он почему-то допустил меня до себя, – вспоминает Бондарчук. – И я почувствовала, что это бесконечно близкий мне по духу человек».
Отношения были полны чувств. В тот вечер, когда Тарковский открылся ей в любви, Наталья изрезала себе руку в области вен. Впоследствии она объяснила этот поступок чувствами, переполнявшими ее.
Не секрет, что Тарковский постоянно нуждался в деньгах и именно по этой причине писал много проходных сценариев. Они не вяжутся с его образом философа и поэта.
Особенно сильно он нуждался в деньгах в середине 70-х — сумма долгов составила колоссальные 8000 советских рублей. И попытка написать сценарий к «Пикнику на обочине» Стругацких была вызвана именно нуждой. В итоге братья-писатели вмешались в процесс, и при совместной работе на свет появился сценарий ставшего культовым «Сталкера».
У Тарковского был сын от первого брака, и, как вспоминал Борис Стругацкий, «Андрей не хотел платить алименты со своей доли, а его доля – это треть гонорара по устной договоренности с соавторами». Но фактически братья писали сценарий вдвоем — Тарковский в основном давал им указания и вносил предложения.
Последние годы жизни Тарковский провел в Милане, а непосредственно последние месяцы – во Франции. Премьера последнего фильма Тарковского совпала по датам с Чернобыльской катастрофой. Такое странное совпадение создало еще больший флер вокруг Тарковского. Спустя несколько месяцев, в декабре 1986 года, он скончался.