«Как ты, крестьянин, смог заломить такую женщину?» Михаил Пуговкин о самой яркой женщине в его жизни

— Я весь дрожал, когда ее видел! Волновался страшно. Красивая женщина и одевалась шикарно. Ездили мы вместе по гастролям и доездились… Александра Николаевна бросила ради меня мужа, и начали мы новую жизнь. Какое же это было счастье! — вспоминал актер.

«Любовь была сумасшедшая. Он ей мыл ножки»

Михаил Иванович Пуговкин женился трижды. Первый раз — после войны, в 1947 году на своей ровеснице, актрисе Надежде Надеждиной. Знакомы они были с 1943-го. Пуговкин воевал, но из-за ранения был комиссован и поступил в Школу-студию МХАТ.

— В комиссии сидело много народных артистов. Я очень волновался, — вспоминал Пуговкин. — Прочел басню, стал читать Пушкина: «Мой голос для тебя и ласковый, и томный…» Все стали смеяться из-за явного несоответствия между внешностью и внутренним миром. Со слезами на глазах я закончил стихотворение и вышел в коридор. Однако меня приняли!

Во время учебы он и встретил свою первую жену. По распределению влюбленные уехали в Мурманск, где сыграли скромную свадьбу в общежитии, сварив на угощение горшок фасолевого супа. Вскоре родилась дочь Елена.

— Настоящая фамилия Нади — Ленина. Моя первая любовь. Мы учились в студии Художественного театра на одном курсе. За ней очень ухаживал наш однокурсник Алеша Баталов, но выбрала она меня. Потом — я ей как-то сказал: «Это твоя ошибка, что Баталова не выбрала», — улыбался Пуговкин.

Жили дружно, вот только в профессии складывалось по-разному. Из Мурманска они вернулись в Москву, обоих взяли в Театр Ленинского комсомола. Пуговкин был на отличном счету, играл во многих спектаклях, не зная творческого простоя. У Надежды же не клеилось, тушевалась на фоне ярких и талантливых актрис, все заманчивые роли от нее ускользали. Прожили они вместе 12 лет.

— Любовь была сумасшедшая. Он ей мыл ножки, вот я это сама видела, мыл ножки. Вот такая любовь, — вспоминала спустя годы их дочь Елена. — Но у отца были серьезные проблемы с алкоголем, плюс к этому, он бешено ревновал маму. Скандал за скандалом на почве ревности… К тому же, отец больше киноактер, а мама — театральная актриса, поэтому они постоянно были в разъездах, а это семью не скрепляет.

И Пуговкин подтверждал, что было в их жизни все: любовь, молодость, ревность, скандалы. Дочь говорила, что мать сама подала на развод, а Пуговкин, опуская детали, так вспоминал о расставании с первой женой:

Надежду пригласили в Вологду, а так как у нас любовь была, я поехал за ней. Сезон проработали в театре, чувствую: надо уезжать. Один человек мне мудрую вещь сказал: «Две жизни сразу устроить нельзя, надо сначала одну отшлифовать, потом за другую браться».

В зимний вечер пришел на вокзал, у меня были перчатки новые, я их продал, купил бутылку водки, сел в вагон, а окна все заиндевели. Взял пятачок и им на окне написал: «Миша, ты начинаешь новую жизнь». Так и получилось.

«Я никогда не замечал нашей разницы в возрасте»

После возвращения в Москву Пуговкин не вернулся в театр, а ездил по стране с эстрадной певицей Александрой Лукьянченко. Михаил вел концерты в качестве конферансье.

— Сашенька очень красивая женщина и одевалась великолепно. Я волновался, дрожал, она мне очень нравилась. Но была замужем за своим аккомпаниатором — пианистом Немеровским, — вспоминал Пуговкин.

Позже Александра рассказала Михаилу, что увидев его лежащим на верхней полке в майке-алкоголичке, а артист тогда сильно поправился, подумала: «Из этого человека можно такого замечательного мужика слепить… Если привести в порядок…»

Разглядела орла в увальне с пузиком. А, разглядев, поняла, что влюбляется, тем более, что Михаил смотрел на нее с нескрываемым обожанием.

— Мы много ездили в поездах, а когда спали в купе на нижних полках, протягивали друг другу руки под столом, я нежно гладил ее пальчики… А муж спал на верхней полке. Он очень любил Шуру, но почувствовал что-то между нами и сам отошел, — рассказывал Пуговкин.

Казалось, у Лукьянченко была крепкая семья, она родила двух дочерей в браке с Яковом Немеровским. Обеспечена, востребована в профессии, а поди ж ты — потеряла голову от Пуговкина. Она ушла от мужа к Михаилу, и ее брак с Пуговкиным продлился более 30 лет. Когда кто-то пытался поддеть актера, что жена старше его на 11 лет, он утверждал, что все «нормальные мужики» как раз и выбирают женщин постарше.

— Я никогда не замечал нашей разницы в возрасте, — утверждал актер. — Есть такой закон: если жена старше — это крепкая семья. Меня коллеги спрашивали: «Как вы живете?» Я отвечал: «Я упакован, как паук». Все было по полочкам разложено, я никогда не подходил к телефону, всегда обо мне заботились.

Они поженились в 1961 году. Ей — 49, ему — 38, но, глядя на Александру, никто не думал о том, сколько ей лет. Обаятельная, женственная, обладающая неповторимым шармом — так вспоминали о ней те, кто ее знал.

— Как ты, крестьянин, смог заломить такую женщину? — изумленно спросил Пуговкина красавец Марк Бернес.

— У нас, крестьян, свой метод, — довольно парировал Михаил.

Пуговкин ведь появился на свет в семье простых крестьян в маленьком селе Рамешки Костромской губернии. В Москву семья перебралась в 1938 году, когда мать тяжело заболела, а в столице жила ее сестра, готовая помочь. Вчерашний деревенский мальчишка Миша Пуговкин устроился учеником электромонтера на Московский тормозной завод.

Ну а Бернес, зная происхождение коллеги-актера, звал его крестьянином за хитроватость и смекалку.

С Лукьянченко у Пуговкина наступили золотые годы.

— Шура рано ушла со сцены из-за меня. Лидия Русланова недоумевала: «Я старуха, а продолжаю петь, а ты ушла… не стыдно?» Александра Николаевна показывала на меня: «У меня вот…», — улыбался Пуговкин.

Дочери Лукьянченко были уже взрослыми и самостоятельными. Старшая работала переводчицей за границей. Младшая к тому времени вышла замуж за дипломата и уехала в Норвегию. Пуговкин стал для Александры всем. Карьера актера тогда складывалась очень успешно. В 1964 году он познакомился с Леонидом Гайдаем.

— Я снялся у него в шести картинах подряд!

Когда он пригласил меня на роль режиссера в фильм «Иван Васильевич меняет профессию», худсовет воспротивился: «Да какой он режиссер? Он бытовой артист». А Григорий Чухрай, руководитель объединения, поддержал мою кандидатуру: «Вот Пуговкин вам, режиссерам и покажет, какие среди вас есть персонажи», — вспоминал Пуговкин. — Работал я с упоением. Это одна из лучших моих ролей.

Фильм потрясающий, а Пуговкин внес свою бесценную лепту: за рокового режиссера Якина , как кошки, сражались две красавицы советского кино — Наталья Кустинская и Наталья Селезнева.

Якин бросил свою кикимору и уезжает со мной в Гагры!

А как интересно Михаил рассказывал о том, как снимался в «12 стульях»!

У меня были настоящие ряса и крест  ну точно батюшка, который был у нас в деревне. Приготовились снимать. Народу много было. Все собрались. Я подошел к Гайдаю и говорю:

 Я человек верующий, у меня даже похолодела спина.

 Михаил Иванович, у меня тоже. Давайте перекрестимся и будем снимать,  бодро сказал Гайдай.

Мы перекрестились, и я начал сниматься. Мама моя была неграмотная, но очень мудрая и верующая женщина. Прожила трудную жизнь. Я сказал ей:

 Мам, Гайдай предлагает мне отца Федора сыграть.

 А что он там делает?

 Он за бриллиантами гоняется.

 А Бога он не касается?

 Нет.

 Тогда играй спокойно. Боженька простит.

Месяца три снимали. Один кусочек снимался в Дарьяльском ущелье, напротив Эльбруса. Там была скала метров пятьдесят высотой. Залезать на нее было очень трудно, я все руки ободрал.

 Михаил Иванович, неужели так трудно? — спросил снизу Гайдай.

 А Вы залезайте сюда,  предложил я. Он в течение получаса залезал, тоже ободрал руки. Это сцена, когда отец Федор сверху орет:

 Снимите меня, я отдам колбасу! Показали материал в Москве, оказалось, что нет высоты, не чувствуется. В результате сделали фанерную «скалу» и снимали в Москве, на «Мосфильме».

Экскурсовод, которая часто проводила экскурсии по Дарьяльскому ущелью, говорила:

 В этом месте снимался фильм «Двенадцать стульев», и Михаил Пуговкин сидел на этой скале.

А дома после съемок его ждала любящая жена, создававшая уют. Лукьянченко читала с ним сценарии, обсуждала роли, была лучшим другом и советчиком.

— У них были прекрасные отношения. Александра Николаевна безумно любила отца, посвятила ему свою жизнь. Низкий ей поклон за это! Почти все свои главные роли папа сыграл благодаря ей, она отучила его от выпивки.

Именно во втором браке, мне кажется, он понял, что такое настоящее счастье. Я сама слышала, как он по сто раз на дню звонил жене: «Санечка, солнышко, как ты?» — уверяла дочь Пуговкина Елена.

Она радовалась за отца: трезвый, увлечен ролями, а не алкоголем, выглядит ухоженным, здоровым и деятельным. Александра всегда привечала Елену, которая говорила, что та относилась к ней, как к родной дочери.

— Папа ходил в элегантном белом костюме с бабочкой, щеголевато размахивая тросточкой. И это в сочетании с простоватой хитрой мордочкой смотрелось необычно. Он себя почувствовал другим человеком, его стали все уважать, приглашать в кино, — рассказывала Елена.

«Душевного уюта там не было»

В 1991 году Лукьянченко умерла. Для Михаила это стало тяжелым ударом.

Пуговкин говорил, что его спасла работа: похоронив жену 3 апреля, 4-го он приехал в Ялту на озвучивание.

— А 9 апреля ко мне пришла будущая третья жена Ирина Константиновна с просьбой выступить с концертом, — вспоминал Пуговкин. — Она жила в Алуште, а в Ялте организовывала концерты. А у меня душевное состояние было тяжелое, я не хотел соглашаться. Но Ирина Константиновна убедила. И я просто развел руками, как хорошо она все организовала.

Что интересно, до этого нас много раз знакомили, но я никак не мог ее запомнить. А тут… Я прилетел в Ялту, она меня встретила с двумя сумками, в которых было все: и выпивка, и еда, и ножи, и вилки. Поселила меня в гостиницу «Южная», сама жила в «Украине». Ходили в гости другу другу, романсы пели, то, се.

Когда Пуговкина спрашивали, как же они сошлись с Ириной Лавровой, моложе его на 20 лет, так быстро? Вспыхнула любовь?

— Не было никакой любви, была симпатия. Ирина Константиновна до нашей встречи была замужем, а я никак не мог забыть Александру Николаевну. Но в труднейшие минуты Ира мне спасательный круг бросила, и я за него ухватился. Потом мы встали на якорь вместе, — объяснял Пуговкин.

Произошло все быстро. Пуговкин привез Лаврову в Москву, а через две недели после возвращения уже уехал с ней в Ялту, как думал, навсегда, обменяв свою московскую квартиру. Но жизнь в Ялте не задалась.

— Эта ялтинская квартира была в хрущевке, построенной на месте старого кладбища. Я в ней плохо себя чувствовал, у меня астма. В итоге мы эту трешку поменяли на однокомнатную у моря. А потом у нас ее Вилли Токарев купил, и мы вернулись в Москву. Саша Абдулов, у которого я снялся в «Бременских музыкантах», помог получить в столице новое жилье, — рассказывал Пуговкин.

В Ялте Михаил вдруг понял, насколько опрометчивым было его решение.

— Ялта хороша одним — природой. Роскошный климат, великолепный воздух, волшебное Черное море. Но душевного уюта там не было. На три летних месяца приезжают богатые люди. А когда уезжают, город замирает. Набережная в сезон прекрасно освещена, а в остальное время горит одна лампочка. Остаются одни пенсионеры, которые ходят в темноте в поисках счастья, — вздыхал Михаил.

В Москве Ирина открыла музей Пуговкина в его новой двухуровневой квартире в Сокольниках, подаренной правительством Москвы. Правда, музей со временем исчез — в Москву перебрались дети и внуки Ирины, музейные комнаты отдали молодым…

— Последние годы жизни папа сильно сдал — все болячки разом напали. Ему ведь было уже 85 лет. Отец исхудал, осунулся, почти не вставал с кровати. Но я успела с ним проститься, — рассказывала дочь Пуговкина.

У Елены были большие претензии к последней жене отца, ведь отношения у них не сложились. Но у Ирины имелись свои аргументы: ухаживала, ведь Пуговкин страдал диабетом, заботилась и была преданной женой. Все-таки актер после смерти Александры воспрял духом и еще долго прожил. Дочери ничего не досталось после смерти Пуговкина — все было переписано на супругу.

25 июля 2008 года Пуговкин ушел из жизни в 85 лет.

Его последней ролью стала работа в фильме «Бриллианты для Джульетты» в 2005-м, но зрители помнят его соблазнителем Якиным, жуликом Горбушкиным из «Не может быть!», отцом Федором из «12 стульев». Такой веселый и часто танцующий в кадре Михаил Пуговкин и в жизни держался до последнего, как умел, пряча за доброй улыбкой все свои жизненные невзгоды.

Оцените статью
«Как ты, крестьянин, смог заломить такую женщину?» Михаил Пуговкин о самой яркой женщине в его жизни
«Звезда сериалов «Кармелита» и «Сельский детектив»: Надежда Бахтина, роли, развод с красавцем-актером и почему жила в монастыре