Её любила вся страна, но в 38 лет её жизнь оборвал фанат. Печальная судьба певицы Галины Шевелевой

Если вы жили в Советском Союзе в 70-е и 80-е, вы не могли не знать ее голос.

Он был слышен отовсюду — из радиоприемников, с телеэкранов, со сцен бесчисленных концертных залов.

Галина Шевелева была одной из тех самых ярких звезд эпохи вокально-инструментальных ансамблей, когда ВИА были для молодежи всем — и законодателями мод, и кумирами.

Кто же тогда не напевал ее «Старый костёр» или «Рябиновые бусы»? Эти мелодии знала и любила вся огромная страна.

Но 26 июня 1991 года эта яркая песня оборвалась на самой высокой ноте.

Жизненный путь талантливой артистки был прерван в ее же московской квартире, и сделал это человек, которого она впустила в свой дом, считая добрым знакомым.

От ресторана до большой сцены

Эта история началась 26 декабря 1952 года.

В самой обычной семье строителя и воспитательницы детского сада на свет появились две малышки-близняшки. Людмила родилась первой, опередив сестру Галину на целых сорок пять минут.

Семья была дружной, но счастье оказалось недолгим. Отца не стало, когда девочки были совсем крохами. Вскоре в доме появился отчим, который и взял на себя заботу о воспитании двух сестер.

Творческая жилка проявилась у обеих сестер очень рано, буквально с пеленок. Их первым зрительным залом стала собственная квартира, а благодарной публикой — родные и соседи.

Девочки с огромным удовольствием устраивали импровизированные концерты, где пели и танцевали для всех, кто был готов остановиться и послушать их детские, но уже удивительно чистые голоса.

Когда пришло время школы, обе, конечно же, не раздумывая записались в хоровой кружок. Это казалось таким естественным продолжением их домашних выступлений.

Но со временем их пути начали расходиться. Если для Людмилы пение было лишь одним из многих детских увлечений, то для Галины музыка постепенно превращалась в нечто большее, в настоящую страсть, которая с каждым годом разгоралась все сильнее.

Уже тогда, в ранние годы, всем вокруг становилось очевидно: для Галины существует только один мир — мир музыки.

Как позже вспоминала ее сестра Людмила, создавалось впечатление, что Галя просто физически не может жить без сцены, без пения, что это для нее так же необходимо, как воздух.

Это было не просто хобби, а самое настоящее призвание. Впрочем, жизнь — штука непредсказуемая, и на какое-то время казалось, что судьба готовит ей совсем другой, куда более прозаичный сценарий.

Получив аттестат, Галина, ко всеобщему изумлению, подала документы в институт общественного питания, да еще и на экономический факультет.

Этот выбор озадачил всех, кто знал ее как одержимую музыкой девочку. Но, диплом экономиста так и остался пылиться на полке.

Сердце не обманешь, и давняя, всепоглощающая любовь к песне в итоге оказалась куда весомее, чем любые формулы и расчеты.

Понимая, что настоящее мастерство требует практики, Галина пошла работать певицей в местный популярный ресторан «Кристалл».

И это место стало для нее настоящей творческой академией. Именно здесь, каждый вечер выходя к самой разной публике, она оттачивала не только голос, но и умение держаться на сцене.

Ресторанная работа дала ей бесценный опыт: она научилась чувствовать дыхание зала, ловить настроение людей и держать их внимание от первой до последней ноты.

Счастливый билет в Москву

Все изменил 1977 год. Именно тогда в ее биографии случился тот самый поворотный момент, который делит жизнь на «до» и «после».

В их город на гастроли приехал совсем еще молодой вокально-инструментальный ансамбль «Здравствуй, песня!», которым руководил Аркадий Хаславский.

Композитор как раз находился в поиске свежих голосов для своего коллектива. Коллега Галины по ресторану, певец Олег Башкин, решил попытать счастья и пойти на прослушивание.

Ну а Галина, ведомая интуицией, увязалась за ним — просто чтобы испытать удачу.

Итог того прослушивания оказался ошеломительным: Хаславский, разглядев несомненный талант, взял в коллектив и Олега, и Галину.

Для молодой певицы это был счастливый билет. В ее жизни открывалась совершенно новая, столичная глава, полная надежд, музыки и большой работы.

В ансамбле «Здравствуй, песня!» Галина начинала скромно, с партий бэк-вокала. Жизнь в Москве тоже была далека от роскоши — они с еще одной участницей коллектива снимали одну квартиру на двоих.

Но все эти бытовые мелочи совершенно ее не волновали. Главное было в другом: она занималась любимым делом, она пела, а значит, была абсолютно счастлива.

Ее первым сольным выходом к микрофону стала песня, которой было суждено стать легендой.

Композиция «Старый костёр» на музыку Морозова и стихи Дербенёва мгновенно стала ее визитной карточкой и сделала ее голос узнаваемым по всему Советскому Союзу.

Впрочем, не менее проникновенно в ее исполнении звучали и западные хиты, для которых Аркадий Хаславский писал русские тексты и делал искусные аранжировки, в том числе и легендарный хит про синий-синий иней, в танцевальной версии взятый из репертуара группы Eruption.

К 1981 году состав ансамбля поредел, и так получилось, что Галина Шевелева осталась единственной солисткой.

Это был ее настоящий звездный час. Одна за другой записывались сольные песни, в которых ее талант раскрывался все новыми и новыми гранями.

По сути, именно ее уникальный голос и исполнительское мастерство вывели ВИА «Здравствуй, песня!» на пик всесоюзной славы.

Ее репертуар пополнился песнями, которые тут же становились хитами. Кто не помнит пронзительные «Просто я такая женщина», «Я выжила» или зажигательную «Вокруг любви»?

Галина стала центральной фигурой при записи пластинки-гиганта ансамбля, которая разлетелась по стране невероятными, многотысячными тиражами.

Совместная работа сблизила Галину и руководителя ансамбля. Между ней и Аркадием Хаславским вспыхнули чувства, которые вышли далеко за рамки творчества.

В 1981 году они начали жить вместе, а уже в 1982-м официально стали мужем и женой.

Казалось, она поймала птицу счастья: бесконечные гастроли, любимая работа, новые песни и любимый человек рядом — о чем еще можно было мечтать?

Испытание разлукой и новая жизнь

Для Галины Аркадий был не просто супругом. Он стал для нее и мудрым наставником, и идейным вдохновителем, и автором многих ее хитов.

Этот тандем — и творческий, и семейный — оказался невероятно продуктивным. Их ансамбль был на пике популярности, а голос Галины не смолкал по всей стране.

Но в 1983 году в их благополучную жизнь ворвалась беда.

В стране начались так называемые «андроповские чистки», и Аркадий Хаславский оказался в их эпицентре.

Его арестовали и осудили на четыре года за финансовые махинации.

Пытаясь сохранить коллектив в условиях жестких советских правил, которые требовали от артистов обязательного профильного образования, Аркадий, по сути, пошел на нарушение закона, за что и поплатился свободой.

Оставшийся без руководителя ансамбль возглавил молодой Игорь Матвиенко. Он тут же взял курс на кардинальные перемены в звучании.

Легкое и мелодичное диско уступило место более жесткой рок-музыке. В этом новом, агрессивном стиле Галина себя совершенно не видела.

В 1984 году она приняла тяжелое решение и ушла из коллектива, который сделал ее звездой, хотя и продолжала иногда выступать с ним в общих концертах как сольная артистка.

Новым местом работы для нее в 1985 году стала Калужская филармония, где она присоединилась к коллективу своего старого знакомого по ВИА Владимира Сутормина.

Но все ее мысли были далеко от работы. В том же году она, верная и любящая жена, поехала в далекий Тихорецк — город, где в колонии находился ее муж.

Семидесятые и восьмидесятые годы прошлого века по праву можно назвать золотой эрой ВИА в Советском Союзе. Эти коллективы заняли уникальную нишу в культуре страны.

С одной стороны, они звучали свежо и динамично, выгодно отличаясь от забронзовевшей официальной эстрады. С другой — оставались в рамках дозволенного, не вызывая раздражения у партийного руководства.

И Галина Шевелева была, пожалуй, одним из самых ярких символов этой эпохи.

Запоминающаяся внешность, огромные выразительные глаза и, конечно, удивительный голос — все это выгодно отличало ее от десятков других солисток, блиставших в начале 80-х.

Но была и обратная сторона медали: как это часто случалось, яркая индивидуальность певицы часто тонула в общем названии ансамбля.

Страна знала ВИА, но не всегда знала имена тех, кто дарил им свой голос.

К концу восьмидесятых великая эпоха ВИА стала клониться к закату. В страну ворвался свежий ветер перемен, который принес с собой новые ритмы и новых кумиров. Музыкальные вкусы менялись стремительно.

Вчерашние герои сцены либо распадались, либо отчаянно пытались найти себя в новом звучании.

В 1986 году Аркадий Хаславский вышел на свободу раньше срока. Полный сил и творческих планов, он начал сотрудничать с Иосифом Кобзоном.

А уже в 1987-м, добившись через Росконцерт права на легендарное название, он возродил свой коллектив, зарегистрировав в Томской филармонии Вокально-оркестровую концертную студию, или сокращенно ВОКС «Здравствуй, песня!».

Конечно же, главной солисткой возрожденного ансамбля стала Галина. Именно на ее голосе строился практически весь репертуар вплоть до 1989 года.

Вместе с группой «ВОКС» она подарила слушателям две новые большие пластинки — «Белый налив» и «C’est la vie», а также записала целых три магнитоальбома.

В этот период ее голос подарил нам такие замечательные песни, как «Две реки», «Вот и лето пришло» и, конечно, заглавный хит «Белый налив».

Но совершенно особенное место в ее творчестве заняли «Рябиновые бусы» — эта композиция была написана специально для нее, под ее уникальную манеру исполнения.

А с песней «Арифметика любви» она объездила с концертами, кажется, всю страну.

Роковое знакомство

К началу девяностых стало окончательно ясно: время ВИА безвозвратно ушло. К тому же у Аркадия Хаславского начались серьезные проблемы со здоровьем.

Он принял непростое решение — распустить коллектив «ВОКС». Для Галины это стало сигналом к началу нового этапа.

Она пустилась в сольное плавание, начав активно гастролировать по стране уже как самостоятельная артистка.

И надо сказать, даже в новой, изменившейся музыкальной реальности Галина не потерялась. Ее голос по-прежнему любили, ее песни находили отклик у самой разной публики.

Она была полна планов: мечтала о записи сольной пластинки и даже обсуждала с мужем возможность переезда за границу.

Она была из тех женщин, на которых невозможно не обернуться.

Яркая брюнетка с выразительными бровями, высокая, с гордой осанкой — она выделялась из любой толпы, приковывая к себе взгляды.

Весной 1991 года гастрольный график занес Галину в один из провинциальных городов. Именно там, после одного из концертов, к ней подошел молодой человек.

Он представился Артёмом Задорожных и заверил, что является ее давним и преданным поклонником, а также большим ценителем творчества ансамбля «Здравствуй, песня!».

Так совпало, что ее муж Аркадий в это время был далеко — он проходил курс лечения в Израиле.

Галина же по натуре своей была человеком невероятно открытым и дружелюбным, она никогда не чуралась общения с поклонниками.

Новый знакомый оказался настолько обаятельным и убедительным, что сумел втереться к ней в доверие. Она даже пригласила его заехать в гости, если тот вдруг окажется летом в Москве.

И он приехал. 25 июня 1991 года Артём Задорожных позвонил в дверь ее квартиры.

Он рассказал слезливую историю о том, что якобы опоздал на свой рейс и теперь ему совершенно негде переночевать в огромном городе.

Сердце доброй и доверчивой женщины дрогнуло, и она, конечно же, согласилась его приютить.

Ночью 26 июня Галина пробудилась от постороннего шума. Выйдя из спальни, она увидела немыслимую картину: тот, кого она приютила, беззастенчиво паковал в сумки ее музыкальную аппаратуру и ценные вещи.

Когда она попыталась остановить незваного гостя, тот увидел в ней лишь помеху. Злоумышленник применил силу, чтобы избавиться от единственного свидетеля.

В этот момент ей было всего тридцать восемь лет — самый расцвет жизни и таланта.

Жизнь после жизни

Возмездие настигло преступника практически мгновенно. Далеко уйти с похищенным он не успел.

Артёма Задорожных задержали по горячим следам, почти сразу после того, как было обнаружено тело.

Во время досмотра при нем нашли все вещи, которые он вынес из квартиры Галины. На судебном заседании Задорожных не стал отпираться и во всем сознался.

Как оказалось, он не врал — он и вправду когда-то был ее поклонником. Но в роковой момент жажда наживы оказалась сильнее любых восторгов.

Суд вынес приговор: двенадцать лет заключения.

Новость о том, что случилось с Галиной, стала настоящим потрясением и для музыкального мира, и для миллионов ее слушателей.

Никто — ни коллеги, ни друзья, ни простые люди — не мог поверить, что жизненный путь такой светлой, полной сил и таланта женщины мог оборваться так внезапно и так нелепо.

Прощание с певицей прошло в ее родном городе. Проводить ее пришли сотни людей: родные, близкие, друзья-музыканты и простые горожане, которые выросли на ее песнях.

Всеми организационными хлопотами занималась ее сестра-близнец Людмила, которая сделала все, чтобы достойно проводить своего самого родного человека.

Аркадий Хаславский, узнав о случившемся, так и не нашел в себе сил вернуться домой. Он остался в Израиле.

Потеря не просто жены, но и самого близкого друга, своей музы и творческого соратника, стала для него тем ударом, после которого он так и не смог до конца прийти в себя.

Эта печальная история заставила многих в артистическом мире по-новому взглянуть на собственную безопасность.

Стало понятно, что та самая открытость и доверие к людям, которые делали Галину такой обаятельной в жизни, в один момент могут обернуться против тебя.

И все же, несмотря на такой печальный финал, история Галины Шевелевой продолжается. Она живет в ее песнях.

Их до сих пор можно услышать на радио, их перепевают современные исполнители, а в интернете они бережно хранятся ценителями той, уже далекой, музыкальной эпохи.

Галина Шевелева навсегда останется в истории как одна из главных звезд той самой, неповторимой эпохи ВИА.

Как певица, которая своим голосом умела согревать души и дарить надежду.

И до тех пор, пока будут звучать ее песни, она будет жить — в наших сердцах и в нашей памяти.

Оцените статью
Её любила вся страна, но в 38 лет её жизнь оборвал фанат. Печальная судьба певицы Галины Шевелевой
Более 200 ролей в кино и верность одному мужчине: актриса Валентина Березуцкая