Когда в 2012 году в Театре имени Ермоловой сменился художественный руководитель, для Елены Папановой это должно было быть просто очередным рабочим этапом. Она служила здесь почти сорок лет, была своей в труппе, знала всех закулисных сотрудников по именам и могла на ощупь пройти по коридорам театра.
Но новый худрук — актёр и режиссёр Олег Меньшиков, привнёс в театр не только свежие идеи, но и жёсткие кадровые решения. Для Папановой это стало началом долгой и изматывающей борьбы за право оставаться на сцене.
Елена родилась 20 ноября 1954 года в актёрской семье. Отец — актёр Анатолий Папанов, тогда уже имел большую базу поклонников, хотя главные роли ещё ждали его впереди. Он называл дочь своим «талисманом», ведь именно после рождения Лены у него словно открылся поток удачи — ему стали давать большие роли, о нём заговорила вся страна, а зрители его полюбили.
Елена тоже хотела стать актрисой, но, вопреки её желаниям, родители негативно отнеслись к этой идее. Особенно мама — актриса Надежда Каратаева. Она хорошо знала, как жестока актёрская деятельность к тем девушкам, которые не вписываются в образ «романтической героини».
Мать прямо говорила дочери: «Может у тебя и получится стать актрисой, но режиссерам ты будешь не нужна. Нужно быть неписанной красавицей, чтобы тебя заметили, а ты не из таких». Однако Лена упрямо решила доказать, что сможет добиться славы и признания.
Первую попытку поступить в школу-студию МХАТ она провалила на третьем туре. Домой вернулась зарёванная и уставшая, а встретил её любящий отец, который даже и не подозревал, что она пыталась поступить в театральную школу-студию. Елена всё ему рассказала. Теперь и она сама считала, что недостаточно хороша для лицедейства.
Несмотря на то, что Анатолий Папанов был против того, чтобы дочь становилась актрисой, он пообещал её всему научить. В своё свободное время он давал ей разные задания: правдоподобно прочитать монолог, попытаться заплакать или естественно посмеяться.
Кроме того, он записал Лену на курсы по сценической речи. Спустя год плодотворной учёбы с отцом, она поступила в ГИТИС на курс Владимира Андреева. Во время первой попытки поступления она вела себя зажато и неуверенно, а теперь казалось, что она — настоящий профессионал, который запросто сыграет абсолютно любого персонажа.
В 1976 году, получив диплом, Папанова сразу попала в Театр имени Ермоловой, где Владимир Андреев, её бывший преподаватель, был худруком. Первую большую роль — в спектакле «Дарю тебе жизнь» — она получила почти сразу, да и в целом большинство её ролей были главными на самом старте карьеры. При этом, коллеги относились к начинающей актрисе спокойно.
Никто ей не завидовал и никто не обвинял в том, что она, вероятно, получает ключевые роли только благодаря именитым родителям. Все прекрасно видели, как она изматывает саму себя бесконечными репетициями. Так что, свои роли она получала заслуженно.
В 1978 году Елена Папанова вышла замуж за Юрия Титова, тогда ещё начинающего актёра. Вскоре в семье родились две дочери — Мария и Надежда. Папанова сознательно отошла от сцены, чтобы растить детей. Вернулась в театр только тогда, когда младшая дочка пошла в детский сад.
После долгого перерыва, актриса боялась, что не сможет играть так, как прежде. Она говорила: «Меня же долго не было на сцене. Дома я занималась детьми и домашним бытом. Не было времени на актёрство, но иногда я убиралась или мыла посуду, и вслух начитывала реплики из репертуара нашего театра.
Меня не покидало чувство, что я теряю свои наработанные навыки. Боялась, что больше в театр меня не пустят, но зря переживала. Наш художественный руководитель Владимир Алексеевич был мне рад и быстро вернул в строй».
Работы было предостаточно. Примечательно, что Елена Папанова никогда не мечтала о «положительных» героинях. Ей нравились персонажи с внутренней трещинкой — в чём-то странные, в чём-то безумные и обязательно с заметными негативными чертами.
Сама она объясняла это так: «Говорят, что нет идеальных людей. Мне тоже так кажется. В каждом из нас заложено что-то плохое, и это абсолютно нормально. Я поэтому люблю играть персонажей с какими-то своими «изюминками» и плохими качествами — это делает их более живыми. Мне самой интересно «одевать» на себя такие образы — чувствуешь себя иначе, другим человеком».
В 2012 году Владимир Андреев передал должность художественного руководителя Олегу Меньшикову, а сам остался директором и, вдобавок, начал выходить на сцену в качестве актёра.
Для многих артистов театра это стало началом перемен, которых они побаивались, ведь ранее они работали стабильно, справедливо получали роли и неплохие гонорары. Боялись они не зря. Меньшиков почти сразу принялся «омолаживать» состав, заменяя профессиональных артистов на начинающих актёров.
Папанова оказалась в числе неугодных. Все старые спектакли с её участием исчезли из репертуара, а в новых для неё не нашлось места. Ролей в театре не было несколько месяцев подряд.
Затем, художественный руководитель вызвал актрису в свой кабинет и сказал, что увольняет её, так как она состоит в штате театра, но ничего не делает. То есть, Олег Меньшиков, по сути, сам не давал ей работу и за это уволил. Разве не абсурд?
К счастью, в те годы Елена Папанова уже имела финансовую опору, а именно — роли в кино. После того, как она снялась в образе учительницы в сериале «Школа» её заметили другие режиссёры. Она стала часто сниматься в самых разных по жанру фильмах.
Тем не менее любимый театр оставался для неё вторым домом, из которого её просто-напросто выгнали. Впоследствии Елена Папанова пошла в суд, чтобы оспорить своё увольнение. Суд встал на её сторону, а Меньшиков был вынужден восстановить актрису в труппе.
В 2020 году, когда пандемия оставила театры без зрителей, Меньшиков провёл «оптимизацию театра» — так он это сам прозвал. В чём была суть? А суть в том, что театр не работал, зрителей не было, и, соответственно, не было доходов — только расходы. Актёры не выступали, но репетировали и получали гонорары.
Олег Меньшиков решил, что это несправедливо — мол, с какой стати они получают деньги, не делая ничего для театра. Как итог: восемнадцать актёров попали под сокращение, в том числе и Елена Папанова. Всем им было предложено перейти на должности обслуживающего персонала. Конкретно Папановой предложили стать уборщицей, и Меньшиков даже протянул ей швабру, когда всё это обсуждалось.
Для Елены Папановой это было не просто оскорбление, а унижение, ведь всё происходило на глазах театральных коллег. Она, разумеется, отказалась работать на должности уборщицы. Вместе с 12 коллегами (остальные просто махнули на театр рукой) она снова пошла в суд. И снова выиграла, получив компенсацию в размере 130 тысяч рублей и восстановление на должность актрисы.
Это была пиррова победа. Лишь двоим из восстановленных актёров дали совсем незаметные роли, а остальные просто так числились в штате, но должны были ежедневно приходить в театр к одиннадцати утра. Причём, было неважно, чем они там будут заниматься. В основном артисты сидели без дела в гримёрке и общались.
Если получишь три выговора, не придя к одиннадцати часам утра или уйдя с работы раньше времени — тебя увольняют. Кому-то покажется, что работа хорошая — сиди и просто разговаривай целый день с друзьями из театра, но есть как минимум два нюанса.
Во-первых, на самом деле довольно сложно сидеть без дела практически целый день, а во-вторых, в таком положении ты начинаешь чувствовать себя ненужным и выброшенным за борт.
В разговорах с журналистами Папанова не звучала озлобленно. Она говорила, что пыталась понять Меньшикова и даже простить. Но не могла принять того, что часть публики поддержала худрука, а не тех, кто десятилетиями выходил на сцену.
Елена Папанова говорила: «Не всем, видимо, дано понять, как дорого то, во что ты вкладываешься душой и сердцем большую часть своей жизни. Для меня театр — не просто работа, а дом. Я не смогу отказаться от людей и стен, которые мне дороги».
За этой историей стоит человек, который просто хотел выступать для зрителей. И самое горькое в её положении — это то, что она всё ещё числится в театре, но не имеет сцены, на которую может выйти. Во всяком случае, мы желаем Елене Папановой терпения, сил и больших творческих успехов.