Его дочь в 22 года прославилась на весь мир, а сын пожалел, что стал актёром. Актёр Евгений Самойлов, единственная жена и дети

«Не надо идти в эту профессию. Там нужны особые силы, у вас их нет», — предостерегал Евгений Самойлов своих детей.

Талантливый актёр Евгений Самойлов был преданным супругом и заботливым отцом двоих детей. И его талант передался по наследству: его дочь Татьяна сумела ярко заявить о себе как актриса, причем смогла покорить сердца зрителей не только на Родине, но и далеко за ее пределами.

Путь в актеры

Появился на свет будущий артист в апреле далекого 1912-го. Отец его трудился на Путиловском заводе, а мама занималась домом и детьми. Стоит сказать, что жили они вполне обеспеченно — заработок главы семейства давал возможность не думать о куске хлеба. Отец даже смог купить просторную трехкомнатную квартиру.

Отец, надо отдать ему должное, стремился заронить в душе мальчика любовь к прекрасному. Нередко они вместе отправлялись в театр, который со своей особой атмосферой, стал для них почти родным домом.

А еще Женя очень любил рисовать! Мог часами пропадать в картинных галереях, мечтая о том дне, когда и его кисть сможет так же легко и точно передавать красоту мира.

И ведь кто его знает, по какой дорожке пошла бы жизнь нашего героя, если бы не один случай. Приятель как-то позвал его с собой в театральное училище, которое держал Николай Ходотов. И вот этот-то поход и стал тем самым поворотным моментом.

Учеба так его затянула, что называется, с головой ушел. А дальше — актерское отделение художественного техникума, и вот они, первые робкие, но такие волнующие шаги на настоящей, профессиональной сцене.

После учебы, не без помощи родни его супруги, его приняли в театр самого Всеволода Мейерхольда! Можете себе представить? Ведь Мейерхольд был для него настоящим кумиром, человеком, чьим талантом он давно и безоговорочно восхищался.

Ну а в 1940-м году Евгений Самойлов уже числился в труппе Театра Революции. Целых двадцать семь лет отдал он этой сцене, и за эти годы на его счету накопилось немало ярких, запоминающихся ролей. Когда же у руля театра встал новый худрук, Самойлов решил уйти в Малый театр.

Как Евгений Самойлов нашел свое счастье

Если говорить о личном, то в жизни Евгения Самойлова была одна-единственная, зато настоящая большая любовь. Звали ее Зинаида Левина, и именно с ней он решил пойти по жизни рука об руку, когда ему едва исполнилось двадцать.

А свела их судьба совершенно случайно — на одном из тех самых поэтических вечеров, где собиралась творческая молодежь. Он, еще только начинающий артист, стоял на сцене и читал стихи, а она… она сидела в зале и просто слушала. Ему было достаточно одного мимолетного взгляда, чтобы понять, что она его судьба, на всю жизнь.

Сама Зинаида, училась довольно серьезной специальности — в электромеханическом институте, готовилась стать инженером. Но душа ее, что называется, пела и тянулась к искусству!

Музыка, книги, поэзия — без всего этого она просто не представляла своего существования. И вот, получив заветный диплом, она сделала выбор, который, возможно, удивил бы многих: решила полностью посвятить себя дому, мужу, детям.

Их дом… О, это было не просто жилище, а настоящее гнездышко, где всегда пахло пирогами, теплом и невероятным гостеприимством. Зинаида ведь была не только прекрасной хозяйкой, создающей тот самый «надежный тыл», о котором мечтает каждый мужчина.

Нет-нет, она была еще и самым близким другом для своего Евгения, мудрым советчиком, человеком, с которым можно было поделиться абсолютно всем, что на душе.

Ну и, конечно, двери их дома всегда были открыты для друзей! А друзьями этими, как вы понимаете, были люди сплошь интересные — актеры, режиссеры, литераторы. Вечера у Самойловых, должно быть, были незабываемыми!

Евгений Валерианович всегда был окружен вниманием, особенно со стороны прекрасного пола, красивых партнерш по съемочной площадке хватало. Но он оставался непоколебимо предан своей Зиночке. После всех репетиций и съемок он буквально летел домой, ведь там его ждали не просто стены, а любящая жена, дети, то самое непередаваемое ощущение домашнего тепла.

Да и Зинаида нередко разделяла с ним все тяготы кочевой киношной жизни, отправляясь в далекие экспедиции. Сам Самойлов не раз говорил, что встреча с ней — это самый щедрый дар, который преподнесла ему судьба. Она была для него и талисманом на удачу, и той самой музой, без которой он вряд ли бы достиг таких профессиональных вершин. Вот такая история любви.

Представляете, целых шестьдесят два года они прошли вместе, рука об руку! Это же целая жизнь, полная любви и взаимопонимания. Но, к сожалению, всему земному приходит свой черед.

В 1994 году Зинаиды Львовны не стало, ее земной путь завершился.

Для Евгения Валериановича это была невосполнимая потеря, он очень глубоко переживал расставание со своей любимой. Судьба отмерила ему еще одиннадцать лет на этой земле, и он покинул этот мир, когда ему было уже девяносто три.

Почему Самойлов считал главной наградой не Сталинскую премию?

Первый раз на съемочной площадке Евгений Валерианович оказался в 1936-м — и сразу главная роль, в фильме «Случайная встреча». Однако настоящая известность пришла чуть позже. Он репетировал в театре, работал над ролью в «Как закалялась сталь», и тут его игру замечает ассистентка самого Александра Довженко.

Слово за слово, и вот уже молодого, талантливого актера зовут на пробы. Так, собственно, Евгений Самойлов и попал в картину «Щорс». Исполнение роли этого легендарного красного командира было настолько убедительным, что принесло ему первую Сталинскую премию.

С того самого «Щорса» кинематограф прочно вошел в его творческую биографию, заняв там свое, очень почетное место. И что удивительно, ему прекрасно удавалось находить время и силы и для съемок, и для любимой театральной сцены.

За свой долгий и такой плодотворный творческий путь Евгений Валерианович, конечно же, собрал немало регалий и почетных званий. В 1974 году ему присвоили высокое звание Народного артиста СССР.

Но, знаете, если спросить его самого, что он считал главной наградой, он бы, не задумываясь, ответил — семья. Вот где было его настоящее счастье: в любви супруги, в успехах и просто в существовании его детей, которыми он безмерно гордился.

Говорят, люди такого склада, как Самойлов, — они просто не наживают себе недоброжелателей. Удивительно светлая личность, совершенно лишенная какой-либо червоточинки зависти. Коллеги его просто обожали, да и он отвечал им такой же искренней, душевной теплотой.

Как Татьяна Самойлова из балерин стала звездой мирового кино

Уж кто-кто, а Евгений Самойлов на собственном опыте изведал все превратности актерской доли. И вот, несмотря на то, что сам он достиг немалых высот, своим детям такой же судьбы он совсем не желал.

«Ох, не ходите вы в это актерство, — бывало, говаривал он своим детям. — Для этого нужен особый склад души, колоссальная эмоциональная отдача, а у вас этого, пожалуй, и нет».

Старшая дочь Танечка, родившаяся в 1934-м, она буквально купалась в родительской любви, а вокруг нее всегда были люди неординарные, одаренные. Так что неудивительно, что артистизм в ней проснулся очень рано.

И первым ее серьезным увлечением стал балет! Да не просто увлечением — Татьяна так преуспела в этом изящном искусстве, что сама великая Майя Плисецкая обратила на нее внимание и даже предложила взять под свое крыло, в ученицы.

Однако, как это часто бывает с талантливыми натурами, Татьяна вдруг сделала резкий поворот. Казалось бы, такая блестящая балетная перспектива, а она решает связать свою жизнь с театром, поступает в «Щуку». И кто знает, какой бы вышла из нее театральная актриса, если бы не еще одна судьбоносная встреча.

На ее пути повстречался режиссер Михаил Калатозов. А он-то как раз был в поиске, искал свою Веронику для картины, которая потом прогремит на весь мир, — «Летят журавли». И в Татьяне он ее увидел.

Роль Вероники стала для двадцатидвухлетней Татьяны не просто удачей, а настоящим трамплином к вершинам! Фильм «Летят журавли» принес ей такую славу, что о ней заговорили не только в каждом уголке Советского Союза, но и по всему миру. Это был настоящий триумф!

Драмы, ошибки и одиночество Татьяны Самойловой

Конечно, после такого оглушительного успеха были и другие заметные работы, главные роли. Чего стоит хотя бы ее Анна Каренина в экранизации знаменитого романа! Но потом, в ее карьере наступила полоса относительного затишья. Новых ярких предложений стало заметно меньше.

А внешность у Татьяны Самойловой была совершенно особенная — какая-то нездешняя, манящая. Не зря же ее считали, и вполне заслуженно, одной из самых-самых красивых женщин нашего кинематографа тех лет.

Да что там говорить, модницы по всей стране тут же бросились копировать ее стрижку, ее манеру одеваться, а уж мужчины… мужчины, говорят, просто с ума сходили от одного ее взгляда, такого глубокого и немного загадочного. И вот в чем же крылась это ее очарование?

Скорее всего, вся штука была в том, что она как-то выбивалась из привычного нам канона славянской красоты. Было в ней что-то такое… южное, что ли, неуловимо-экзотическое. Густая шапка темных волос, а глаза — огромные, карие, с той самой знаменитой поволокой, от которой дух захватывало.

И все это, помноженное на ее природную грациозность и какую-то внутреннюю аристократичность, делало ее образ поистине незабываемым, притягивающим взгляды.

И вот что забавно: сам-то Евгений Валерианович был, что называется, классическим славянином — светлые волосы, синие глаза. А вот дочка его, Татьяна, да и сын Алексей, они пошли внешностью в маму, которая была полькой с еврейскими корнями.

И от нее-то они и взяли эту яркую южную красоту: оба темноволосые, с характерным, чуть раскосым разрезом глаз. И эта семейная черта, представьте, пошла дальше — к внукам Евгения Самойлова, детям Татьяны и Алексея.

Личная жизнь у Татьяны, увы, сложилась не так гладко, как у ее родителей. Она трижды пыталась обрести семейное счастье, но все оказалось напрасным.

Годы спустя, уже оглядываясь назад, Татьяна с нескрываемой горечью говорила, что, пожалуй, самый неверный шаг в ее жизни — это расставание с первым супругом, Василием Лановым.

В ту пору, вся поглощенная вихрем съемок и репетиций, она не захотела стать матерью — карьера казалась важнее. Их союз просуществовал шесть лет, но эта история, видимо, оставила в ее сердце глубокую, незаживающую рану.

Потом в ее жизни был еще один брак — с журналистом и литератором Валерием Осиповым. К сожалению, и в этом союзе детей не появилось, Татьяна не смогла выносить малыша.

И все-таки счастье материнства ей улыбнулось: в 1969 году на свет появился ее единственный сын, Митя. Отцом мальчика стал третий муж Татьяны Эдуард Машкович, который работал администратором в театре. Однако и этот семейный союз оказался недолгим, продержавшись всего лет шесть.

К сожалению, у Татьяны со временем стали проявляться определенные сложности с душевным равновесием. Ее супруг поначалу очень поддерживал ее, надеялся, что все наладится, но в какой-то момент, видимо, просто иссякли его силы. Когда Мите было всего два годика, родители разошлись. И, что особенно печально, отцу потом не давали возможности встречаться с сыном.

Сам Дмитрий, повзрослев, избрал для себя путь, совсем не связанный с миром театра и кино, — он стал доктором. А в начале девяностых уехал за океан, в Соединенные Штаты. Там у него родилась дочка, которую, в честь знаменитой бабушки, назвали Татьяной.

Татьяны Самойловой не стало в день рождения, когда ей исполнилось восемьдесят, — это случилось 4 мая 2014 года. Но даже в весьма почтенном возрасте она не мыслила себя без любимого дела. До самого конца она оставалась преданной сцене, выходила в театральных постановках и нет-нет да и появлялась на киноэкране, если предлагали что-то интересное.

В тени отца и сестры? Тихая драма Алексея Самойлова

А что же младший брат Татьяны, Алексей? Он появился на свет на одиннадцать лет позже своей знаменитой сестры. И, конечно, видя, какой головокружительный успех сопутствует Тане, как ее обожают зрители, он, еще мальчишкой, сидя за школьной партой, твердо решил: «Буду артистом!».

Не без помощи сестры, надо сказать, он сделал первые шаги на этом поприще — попал в легендарный «Современник». Ну а потом, отучившись в «Щепке», он пришел в Малый театр, где целых тридцать лет делил сцену со своим отцом, Евгением Валериановичем.

Алексей попробовал себя и в кино, снялся в нескольких картинах — помните, была такая веселая музыкальная комедия по Шекспиру, «Много шума из ничего»? Вот там он играл. Но, честно говоря, большой славы или какого-то глубокого внутреннего удовлетворения кинематограф ему так и не принес.

Наоборот, съемочный процесс, по его же словам, отнимал у него слишком много душевных сил, прямо-таки выматывал. И уже много позже он с горечью говорил, что жалеет о том, что когда-то пошел в актеры.

А ведь Алексей Самойлов был человеком на редкость одаренным. У него, представьте, был идеальный музыкальный слух, он тонко чувствовал мелодию, и в детстве лелеял мечту — научиться играть на пианино. Но, увы, бытовые условия, тесная коммуналка, где они тогда жили, так и не дали этой мечте осуществиться.

А в юные годы его тянуло совсем к другому: он с упоением читал, изучал иностранные языки, интересовался психологией. И все это, по правде говоря, увлекало его куда сильнее, чем актерство.

Да и с семейным счастьем у Алексея Самойлова как-то не задалось. Первый его союз, с прославленной фигуристкой Татьяной Тарасовой, был ярким, но увы, очень коротким — всего-то пара лет.

Потом он связал свою жизнь с француженкой, и в этом браке у него родилась дочка, Натали. Но супруга вместе с дочерью в итоге вернулась к себе на родину, во Францию, а Алексей Евгеньевич так и остался в России.

Зато он до последних дней был рядом со своими родителями, стал для них в преклонные годы настоящей поддержкой и утешением. Вот такая судьба. Сейчас Алексею Самойлову 79 лет.

Оцените статью
Его дочь в 22 года прославилась на весь мир, а сын пожалел, что стал актёром. Актёр Евгений Самойлов, единственная жена и дети
«После съемок в фильме «Брат», о ней мало кто вспоминает»: Мария Жукова, ее путь из якутской деревни в кино, личная жизнь и как выглядит