«Я свои медали поменял на постель с тобой». Ирина Роднина хотела броситься с обрыва: жизнь после развода, как страшный сон

— Леш, ты там? Открой дверь, это я, — она негромко постучала в дверь номера, но никто не открывал.

Странно, ей показалось, что она слышит шорохи. Спит что ли? Куда он мог деться?! Она дернула ручку двери…

В японском Саппоро смеркалось. Ирине Родниной очень хотелось переговорить с партнером и успокоиться — все же она нервничала, ведь завтра очень тяжелый день. Лучшие спортивные пары мира, ожесточенная борьба за олимпийское золото, огромная ответственность…

«Расписывайтесь поскорее с Лешей и въезжайте на здоровье в «трешку»

С Алексеем Улановым ей приходилось нелегко. Красивый партнер с царственной осанкой обладал не самым покладистым характером. Несколько раз их ссоры доходили чуть ли не до разрыва. Но, остынув, продолжали кататься вместе.

— Я же не просто хотел кататься с тобой, я хотел создать семью. Ты это понимаешь?! — как-то вырвалось у Алексея.

Ирина лишь вздохнула: какая семья? Ей всего 18 лет, партнеру — 20, и у них такой славный дружеский союз. Роднина не испытывала к Уланову никаких чувств: только работа и приятельствование, ничего большего она не желала.

Однажды фигуристы начали ругаться прямо на глазах полковника, отвечавшего в ЦСКА за зимние виды спорта. Он спокойно спросил Уланова, чего на самом деле тот желает.

— И Лешка с пафосом (а для меня это звучало как хохма) говорит: «Я хотел бы не только кататься в паре, но и быть с Ирой в близких отношениях, чтобы у нас были дети». Я совершенно искренне начала смеяться, а для него мое веселье оказалось большим оскорблением, — писала Роднина в своих мемуарах. — Но как я могла все это серьезно воспринимать?

Алексей начинал в паре со своей сестрой, но Жук пригласил к себе в ЦСКА одного Уланова. Этот переход к Жуку вылился в семейный скандал.

— Сестра обиделась, мама тоже. Разразился скандал. Я собрал вещи и ушел из дома. Два года потом мы с мамой не общались, — рассказывал Уланов.

Пара Роднина-Уланов так красиво и органично смотрелась на льду, что все были уверены: они обязательно поженятся. Столько времени проводят вместе на тренировках и сборах, а как выразительно «играют любовь» на льду… Спортсмены в третий раз стали чемпионами мира, когда их пригласил на прием член Политбюро ЦК КПСС маршал Гречко. Андрей Антонович курировал армейский спорт и чувствовал себя абсолютно счастливым.

— Ах вы ж, мои дорогие, вся страна гордится вами! — расчувствовавшись, Гречко крепко обнял фигуристов и их тренера Станислава Жука.

Жук, воспользовавшись моментом, напомнил Гречко о том, что надо бы улучшить жилищные условия чемпионов. Тот подошел к сейфу и кое-что достал оттуда.

— Вот ключики от новой трехкомнатной квартиры в центре Москвы, — обратился маршал к Родниной. — Расписывайтесь поскорее с Лешей и въезжайте на здоровье в «трешку».

Уланов просиял, но Ирина решила по-своему.

— А мне еще хочется погулять, — ответила девушка.

— Ну что же, Ирочка, гуляй на здоровье, — развел руками маршал, а ключи убрал обратно в сейф.

Конечно, никто не настаивал на женитьбе спортсменов, ошиблись в своих предположениях, бывает. А вот победа на Олимпиаде — это серьезно. Спортивное руководство ожидало, что Олимп будет покорен советскими спортсменами.

— Где же Лешка? — с тревогой думала Ирина, стучась в дверь номера Уланова.

В тот вечер неуютно себя чувствовал еще один человек. Фигурист Андрей Сурайкин не мог понять, куда делась его партнерша по льду Людмила Смирнова. Он уже признался ей в любви, но спортсменка не спешила ответить ему взаимностью.

К Олимпиаде в Саппоро в 1972 году обе пары понимали, что, скорее всего, будут главными конкурентами друг для друга — годом раньше на чемпионате мира Роднина с Улановым взяли золото, а Сурайкин и Смирнова — серебро.

Роднина подергала за ручку, и дверь в номер неожиданно открылась. Ирина была шокирована, застав Алексея и Людмилу в весьма пикантной ситуации. Ее возмутило то, что партнер проводил время в постели с их соперницей накануне важнейшего события. Ирина хлопнула дверью, не извинившись за внезапное вторжение, и пошла прямиком к Жуку. Ему она в сердцах заявила, что на лед не выйдет.

Станислав с огромным трудом уговорил Роднину не кипятиться. На следующий день Ирина и Алексей почти идеально откатали программу. С Олимпиады они привезли домой золотые медали.

Вместе они выступили еще один раз, на чемпионате мира в Калгари, выиграв золото. Во время тренировки произошло драматичное событие, едва не послужившее провалу: Ирина упала, получив серьезное сотрясение мозга. У Жука возникли нехорошие подозрения, что Алексей намеренно уронил партнершу.

— Тренер его видеть не мог. А я тихо с ним «докатывалась». Жук где-то высказал мнение, что травма, которая со мной произошла в Калгари, была не случайна. Будто бы Уланов специально меня на лед бросил, чтобы дать Люде, с которой они поженились, возможность выиграть чемпионат мира, — вспоминала Роднина, отмечая, что сама она не верит в эту теорию.

Жуку все-таки пришлось «развести» Роднину и Уланова: Алексей мечтал о том, чтобы создать с Людмилой не только семейный, но и спортивный союз.

Ирина начала тренироваться с Александром Зайцевым, а Алексей — с Людмилой. Смирнова и Уланов были эффектной парой, но не смогли конкурировать с Ириной и Александром и через пару лет покинули фигурное катание.

— Мы готовились к фестивалю молодежи и студентов в ГДР в конце лета семьдесят четвертого, тренировались в Воскресенске, а жили в домиках, где все было слышно. И Лелик там талдычит: «Я свои медали поменял на постель с тобой». А Люда в ответ что-то шмыгает, — рассказывала Роднина.

Так что Алексей и Людмила из большого спорта ушли и работали в театре «Балет на льду», где много лет были ведущими артистами.

Галина Карелина: «Получается, что я своими руками толкнула тебя к Родниной»

В спорте Роднина и Зайцев достигли сияющих вершин, став поистине легендарной парой. А ведь в Александра мало кто верил. Однако он быстро вырос как фигурист, прекрасно дополняя яркую Роднину.

В 1973 году на чемпионате мира в Братиславе во время произвольной программы вдруг отключилась музыка.

— Что будем делать? — спросил Уланов партнершу.

— Продолжаем кататься! — твердо ответила она.

Пока зрители и судьи находились в полном замешательстве, Ирина и Александр откатывали программу, будто ничего не произошло! Фигуристы завершали прокат под дружные аплодисменты ошеломленных болельщиков.

— Когда музыка остановилась, Жук нам стал делать знаки: мол, продолжайте. Я ещё увидела рефери — то ли австрийца, то ли швейцарца. Он все время свистел, пытаясь нас остановить, но мы уже шли напролом. Публика молчала. Тишина полная. Музыка остановилась в середине программы, когда я наверху в поддержке.

Дальше комбинация прыжков, все по-прежнему в абсолютной тишине. И только когда мы закончили эту комбинацию, публика стала нам аплодировать. Но секунд девять-двенадцать громадный зал — и тишина! Мы только слышим хруст своих коньков о лед, — вспоминала Роднина.

В 1974 году пара начала тренироваться под руководством Татьяны Тарасовой. Спортсмены завоевали множество золотых медалей на чемпионатах мира и Европы и дважды становились олимпийскими чемпионами, подтверждая свое абсолютное превосходство в мировом фигурном катании.

Роднина и Зайцев поженились в 1975 году. Бытовало мнение, что в этой паре он ее любил, а она позволяла лишь любить себя. Просто пришло время выйти замуж. Саша был младше ее на четыре года, ценил, восхищался ею, и Роднина решила: пора. Александра она уважала и их общего сына, родившегося в 1979 году, назвала в его честь — Сашей.

Так сложилось, что Роднина была лидером в семье. После окончания спортивной карьеры она устроила супруга в Спорткомитет СССР, на высокую должность заместителя начальника Управления зимних видов спорта. Но чиновничья работа оказалась Александру не по душе. Одно время он даже серьезно увлекся алкоголем, а после развода с Ириной в 1985 году и вовсе запил.

— Это было, но Саша смог с проблемой справиться. Он сильный человек. Каждому иногда бывает сложно, — рассказывала Роднина.

После развода она все равно помогала бывшему мужа. Уехав работать в США, нашла ему работу тренера в ледовом центре в Лейк-Эроухеде, куда звездного фигуриста взяли с ее подачи.

Удивительно сложилась семейная жизнь Александра после развода. Когда-то Жук пригласил его на работу в Москву, и Зайцев переехал в столицу из Ленинграда. Вначале состоялась пробная поездка на смотрины. Перед отъездом фигурист решил посоветоваться с фигуристкой Галиной Карелиной. К ней он испытывал большую симпатию, но пока не решился признаться в любви. Галина выступала в паре с Георгием Проскуриным, их дуэт входил в сборную страны.

— Конечно, встретимся! — радостно ответила девушка по телефону в ответ на его просьбу увидеться. — Мне ведь тоже надо тебе кое-что сказать.

При встрече она попросила:

— Начинай первым.

Саша рассказал о звонке Жука. Галина тяжело вздохнула и, немного подумав, твердо сказала:

— Тебе надо ехать. Такой шанс упускать нельзя. Желаю удачи!

А на его вопрос, о чем она хотела ему сказать, лишь отмахнулась:

— Ерунда!

Позже Галина вышла замуж за хоккеиста московского «Динамо» Анатолия Мотовилова, родила от него дочь, но семья распалась. Зайцева Карелина не забыла, и Галина с Александром поженились.

— А в тот вечер я хотела тебе предложить, чтобы мы катались вместе, создали новую пару, — призналась Зайцеву Галя. — Получается, что я своими руками толкнула тебя к Родниной. Ты с ней столько всего выиграл, но все равно вернулся ко мне. Может, это судьба?

Детей у них не появилось, вместе с женой Зайцев занимался воспитанием ее дочери от первого брака. Союз продлился около 20 лет, но супруги развелись.

Предательство мужа: как удержаться на краю

А вот Ирина Роднина второй раз стала мамой, сразу после развода выйдя замуж за бизнесмена Леонида Миньковского в 1985 году. Роднина влюбилась в Миньковского, потеряв голову. В первые годы она была с ним счастлива, буквально купалась в своих чувствах.

В 1990-м Роднина получила выгодное предложение от международного центра фигурного катания в Калифорнии и уехала с семьей в США. Поначалу все складывалось волшебно: сперва пара снимала жилье, затем купила собственный дом. Все пошло прахом, когда Ирина узнала, что у мужа появилась другая женщина. Жить во лжи она не захотела и развелась.

— Я всегда была заложницей моих детей. Так получилось, что отец Алены оформил бумаги, чтобы та не могла покинуть США. Я была вынуждена находиться там, поскольку не хотела разлучаться с дочерью, — вспоминала чемпионка.

Станислав Жук, с которым Роднина продолжала поддерживать отношения до конца его жизни, вспоминал:

— Ей было очень тяжело первое время. Муж пытался всеми законными способами отобрать дочь. А в Америке законы жесткие. Например, детей до тринадцати лет нельзя оставлять одних дома, без присмотра взрослых. По настоянию бывшего Ириного мужа полиция проверяла ее дом. А ведь дети оставались одни — Ире необходимо было зарабатывать деньги на жизнь.

В это тяжелое время она все чаще она ловила себя на отчаянной мысли: «А зачем я живу?» Однажды вечером ей захотелось прямо сейчас сесть в автомобиль и резко сорваться с обрыва, развив максимальную скорость. Все закончится мгновенно, исчезнут страдания… Ирина, как сомнамбула, оделась, взяла ключи от автомобиля. Но неожиданно словно бы очнулась от наваждения.

— Боже, разве это правильно? Что же я творю? — тихо произнесла она вслух.

Она медленно сползла спиной по стене, закрыла лицо ладонями и горько расплакалась…

Контракт с центром фигурного катания был подписан на два года, но ради Алены Ирина задержалась в Америке на 10, хотя безумно скучала по России. Позже в Америке у Родниной завязался новый роман. На этот раз избранником звезды стал зубной врач из России Павел Нидерман.

Пара была вместе восемь лет, после чего Ирина наконец вернулась на Родину. Фигуристка признавалась, что не думает о делах сердечных. Гораздо больше ее волнует будущее отечественного спорта и проблемы детей. Алена так и живет в США, а вот Александр давно перебрался в Россию.

Оцените статью
«Я свои медали поменял на постель с тобой». Ирина Роднина хотела броситься с обрыва: жизнь после развода, как страшный сон
Как завоевал сердце праправнучки Матильды Кшесинской солист Большого театра Денис Родькин