Раскрыта тайна Аксиньи из романа Михаила Шолохова «Тихий Дон»

В биографии знаменитого писателя есть тайна. Восемь лет мальчик звался Михаил Степанович Кузнецов. Откуда чужие отчество и фамилия при родном отце Александре Шолохове?

Незаконно-рожденный

На донском хуторе Ясеновка у помещицы Анны Поповой служила горничной Анастасия Черникова — будущая мать писателя. На нее обратил внимание молодой барин Дмитрий Попов. Типичная история в помещичьих усадьбах. Мать узнала о греховной связи отпрыска, когда Настя уже забеременела.

Чтобы избежать скандала, Попова срочно выдала горничную за вдового казака Степана Кузнецова из станицы Еланской, дав хорошее приданое. Степан с Настей обвенчались. Тут-то казак и выяснил, что жена ждет ребенка! Стал бить Настю смертным боем. Через восемь месяцев у нее родилась девочка, которая вскоре умерла.

Побои продолжались. Развестись с мужем-мучителем по законам того времени Анастасия не могла. И она сбежала назад, в Ясеновку, к матери. Помещица, сплавившая ее Кузнецову, к тому времени покинула хутор. Сын-соблазнитель женился на казачьей вдове.

Выгонять бывшую любовницу с хутора не стал, дал работу. Но ситуация была двусмысленной. Недоброжелатели могли в любой момент сообщить его супруге о прошлом грехе благоверного с дворовой девкой…

В 10 км на хуторе Кружилин держал мануфактурную лавку сын богатого купца Александр Шолохов. Он дружил с Поповым, часто навещал барина, одно время даже был у него управляющим имения. Вскоре после бегства Анастасии от мужа Шолохов стал с ней встречаться. Женщина вновь забеременела. Александр увез любимую на свой хутор, к большой радости барина.

24 мая 1905 года родился сын. Матери было 35, отцу — 40. Младенца крестили, назвали Михаилом. Но записали по законному мужу матери — Михаил Степанович Кузнецов. На крестины никто из родственников Шолохова не явился.

Ведь он живет с чужой венчаной женой, бывшей любовницей помещика! Суровая мать Шолохова вообще отлучила сына от дома. Осуждали его и братья, сестры, кружилинские казаки и казачки. Даже в храм набожные Александр и Анастасия вынуждены были ходить раздельно.

Словом, будущий нобелевский лауреат появился на свет незаконнорожденным. Писатель Захар Прилепин, подробно расписавший эту историю, назвал свою книгу в серии «ЖЗЛ» «Шолохов. Незаконный».

Отец от отчаяния начал пить. Семья стала переезжать с места на место. Поселившись в хуторе Каргин, Шолохов хотел устроить Мишу в церковно-приходскую школу. Отказ. По документам отец мальчика Степан живет в Еланской станице. Пусть там и учится.

В 1912 году Степан Кузнецов умер. Мать будущего писателя получила наконец свободу. Анастасия Даниловна и Александр Михайлович пошли в церковь венчаться. Но священник Виссарион отказался совершить обряд. Вы, мол, столько лет прожили в грехе, идите вон!

Позже другой священник сжалится над несчастной парой, повенчает их. В августе 1913 года Александр Шолохов усыновит своего же родного сына, и в 8 лет мальчик станет наконец Михаилом Александровичем Шолоховым, чье имя прогремит на весь мир.

Прообразы Григория

Об этой истории, собственно, рассказал сам писатель в романе «Тихий Дон». Главные герои — Григорий Мелехов и Аксинья Астахова. Прообразы Григория известны. В первую очередь это донской казак Харлампий Ермаков, метавшийся в Гражданскую, подобно Мелехову, между красными и белыми.

Его расстреляли без суда в 1927-м по личному указанию Ягоды. Шолохов много общался с Ермаковым до его ареста, подробно расспрашивал о жизни, службе. За что сам попал чекистам «на заметку».

— Отчасти братья Мелеховы списаны с братьев Дроздовых, у которых семья Шолоховых одно время снимала жилье, — рассказывает Захар Прилепин. — История расстрела Петра Мелехова и последующего убийства большевика Котлярова вдовой Петра Дарьей — документальны.

Ровно это и произошло, когда вдова Павла Дроздова застрелила большевика Столярова, бывшего работника мельницы. Это все на глазах у семьи Шолоховых происходило. Котляров, Столяров — даже фамилии созвучны!

Кстати, о фамилии главного героя… Прилепин считает, что это анаграмма (перестановка букв): М. Шолохов — убираем Ш, получаем Молохов — и следом Мелехов.

«Я ее выдумал»

А кто же тогда Аксинья? Литературоведение обходит этот вопрос стороной. Дескать, обобщенный образ.

На съемках «Тихого Дона» актриса Элина Быстрицкая, игравшая возлюбленную Григория, попросила Шолохова познакомить ее с казачкой, с которой он списал свою героиню. Помолчав, тот ответил: «Глупенькая. Я выдумал Аксинью».

Выдумал?

За трагической историей матери писателя Анастасии Даниловны и ее супруга Степана Кузнецова мы видим Аксинью и мужа ее Степана Астахова, утверждает Захар Прилепин. Шолохов даже имя мужей не изменил. Аксинья тоже вышла замуж «нечестной» девкой (ее изнасиловал отец).

Степан тоже избивал жену. Та же параллель и с соблазнением Анастасии сыном помещицы Поповым. В романе Аксинья в отсутствие Григория сходится с помещичьим сыном Листницким.

Еще параллель. Похоронив дочку, мать Шолохова Анастасия возвращается в имение. Там встречает помещика Попова, женатого на вдове. В романе, наоборот, молодой помещик Листницкий, женившись на вдове, приезжает в поместье. И встречает Аксинью, которая недавно похоронила маленькую дочь. И тоже, как и реальный Попов, не прогоняет бывшую любовницу из поместья.

И да, в романе есть реальный священник Виссарион. Писатель наградит его гнусавым голосом, результатом дурной болезни. Так он отомстит батюшке за отказ венчать родителей.

Кстати, имена матери писателя и его героини созвучны, начинаются на букву А.

«Шолохов совершил немыслимое, — пишет Захар Прилепин. — Прежде никто из русских классиков не решался на то, чтобы взять на растопку женского образа материнскую судьбу. Шолохов сделает это. Возьмет за основу страстного женского характера — не жену, не своих подруг, не соседских баб — а мать. Со всей путаницей ее мужчин, страстей, похороненных детей и вместе с тем — с ее стойкостью, верностью, женственностью».

Кто раскрыл правду?

Отец, Александр Михайлович, умер в 1925-м. Через год сын приступил к своему главному роману.

Анастасия Даниловна погибла в июле 1942-го при бомбежке станицы Вешенской фашистами. Роман уже был напечатан, отмечен Сталинской премией. Она его прочитала.

В 1965-м Михаил Александрович получил за роман «Тихий Дон» Нобелевскую премию.

«Есть лишь одна неясность, — пишет Захар Прилепин. — Кто все-таки решился расписать в подробностях подросшему Михаилу историю его матери? Не отец точно. Сама ли мать на такое пошла? Или по разговорам, по крупицам, по обмолвкам он собрал картину?

Есть в «Тихом Доне» один персонаж — старый конюх, живущий при Листницких и рассказывающий вернувшемуся с фронта Гришке Мелехову тяжелую правду про загулявшую с молодым барином Аксинью. Шолохов ведь тоже, когда вырастет, будет в ясеновской усадьбе частым гостем. Не тот ли старый конюх ему все и поведал?»

В ТЕМУ

Писатель и «Комсомолка»

Жизнь Шолохова была тесно переплетена c «Комсомольской правдой». Он печатал в нашей газете свои рассказы и статьи, давал интервью. Вот несколько примеров.

24 мая 1927 г. Печатает в «КП» рассказ «Один язык». В свой и наш день рождения.

«Дым из труб рыхл и тонок. Небо как небо — серое. Контуры домов расплывчатые от реденькой мглы, что ли. Лишь за Доном четкая и строгая волнистая хребтина Обдонской горы да лес стоит, как нарисованный тушью…»

29 июня 1934 г. «Пьеса о колхозе. Мих. Шолохов о своих ближайших творческих планах».

Рассказал о работе над «Тихим Доном», «Поднятой целиной». И о просьбе Театра им. Вахтангова написать пьесу. «Пьесу я пишу впервые, и, сами понимаете, дело это для меня нелегкое».

Завершить пьесу не удалось.

17 августа 1934 г. Статья журналистки «КП» и будущей писательницы Веры Кетлинской «Михаил Шолохов».

Писатель рассказал о том, как тщательно собирал материалы для «Тихого Дона». «В результате, хотя я и не был на войне, ни один военный специалист не нашел у меня каких-либо ошибок или погрешностей».

22 января «59 дней за границей». Беседа с Михаилом Шолоховым.

Два месяца писатель провел в поездке по Швеции, Дании, Англии, Франции. На пограничной станции Негорелое его встретила бригада «Комсомольской правды».

24 января 1935 г. М. Шолохов «Наша молодежь — счастливейшая в мире».

26 февраля 1935 г. В. Кетлинская. «Беседы в станице Вешенской».

Май 1937 г. В Вешенской побывал журналист «Комсомолки» Анатолий Калинин, будущий писатель, автор романа «Цыган» о Будулае.

«Приехав в станицу и еще не повстречавшись с Шолоховым, тем не менее сразу же начинаешь ощущать его присутствие. Старуха казачка с ярко-черными, диковинно красивыми глазами, угощая теплым парным молоком, проникновенно говорит: «Гришку Мелехова знаете? Ну, так вот — это мой племянник. Только его фамилия была Ермаков. Ну да! А Шолохов узнал про него и написал.

И все в точности, ну до последней ниточки…» Скоро убеждаешься, что почти все вешенские жители претендуют на близкое родство с героями шолоховских книг. Одному Григорий Мелехов, оказывается, доводится братом, другому сыном, а третий берет его себе в зятья».

29 октября 1938 г. «Комсомолка» публикует приветствие Шолохова «Всем сердцем с вами» в связи с 20-летием ВЛКСМ.

9 января 1940 г. А. Калинин «У автора «Тихого Дона».

«Близится к окончанию четвертая книга «Тихого Дона».

— Ну а все же, что будет с Мелеховым?

Улыбаясь, Шолохов в свою очередь спрашивает:

— Помните, Тарас Бульба сказал Андрию: «Я тебя породил, я тебя и убью!»

И уже серьезно, без улыбки продолжает:

— Могу только сказать, что конец обманет ожидания многих и многих. (…) Писатель должен уметь прямо говорить читателю правду, как бы она горька ни была».

В январе 1940 г. «Комсомолка» опубликовала главу из четвертой книги «Тихого Дона», которую привез из Вешенской А. Калинин.

Ноябрь — конец декабря 1942 г. По инициативе Шолохова в «Комсомолке» опубликованы написанные в дни блокады «Февральский дневник» и «Ленинградский дневник» Ольги Берггольц.

8 марта 1951 г. Шолохов публикует в «КП» статью «С опущенным забралом». В рамках дискуссии «Нужны ли писателям псевдонимы». Его мнение: за псевдонимами прячутся литературные жучки и деляги. «Социализм, построенный в нашей стране, окончательно устранил все причины, побуждающие брать псевдонимы».

21 января 1959 г. Статья Михаила Шолохова «Здоровье — всему голова».

8 мая 1964 г. Легендарный журналист «Комсомолки» Василий Песков дарит другу свою книгу «Шаги по росе» с надписью: «Русскому писателю Михаилу Александровичу Шолохову от читателя его верного и постоянного. В. Песков». Он публикует очерки «В гостях у Шолохова», «Шолохов — рыбак и охотник», «Осень в Вешенской», «У Дона». Их объединяла любовь к природе.

24 июня 1970 г. Арсений Ларионов. «Смысл борьбы». Беседа с Шолоховым.

Среди прочих журналист «КП» задал вопрос о романе «Они сражались за Родину» и роли Сталина в Великой Отечественной. «Работа над романом продолжается, но не теми темпами, какими мне хотелось бы. Однако и сам я не очень спешу. В моем возрасте торопливость — опасное дело…

Нельзя оглуплять и принижать деятельность Сталина в тот период. Во-первых, это нечестно, а во-вторых, вредно для страны, для советских людей. И не потому, что победителей не судят, а прежде всего потому, что «ниспровержение» не отвечает истине».

КСТАТИ

48 кандидатов в авторы

Травля Шолохова началась более 90 лет назад и продолжается до сих пор. Вышли десятки «разоблачительных» книг и сотни статей. Дескать, Шолохов — «плагиатор, аферист, безграмотный дикарь, всю жизнь выдававший себя за писателя, но даже не читавший «собственный» роман». Просто нашел рукопись в полевой сумке убитого белогвардейского офицера и напечатал под своим именем.

Кого только ни называли «истинным» автором «Тихого Дона»! Даже Николая Гумилева, казненного большевиками в 1921-м. Мол, поэт избежал расстрела, спрятался в казачьей станице и писал там великую книгу. На полном серьезе утверждали, что Шолохов — проект ЦК, ГПУ и лично Сталина.

«Тихий Дон», «Поднятую целину», «Они сражались за Родину», «Судьбу человека» сочиняли якобы Булгаков, Пильняк, Каверин, Платонов, Серафимович… Покойный писатель Валентин Осипов насчитал аж 48 кандидатов в авторы романа о Григории Мелехове!

Думаю, трагическая история матери Шолохова в романе наглядно доказывает, кто же настоящий автор «Тихого Дона».

Причину травли Захар Прилепин так объяснил «Комсомолке»:

— Шолохов был не просто один из советских писателей. После смерти Горького и Алексея Толстого он безоговорочно стал главным советским писателем. Визитной карточкой Советского Союза. Он еще и был, заметьте, единственным именно советским писателем, которому просто не смогли не дать Нобелевку. Потому что шолоховские книги на всех континентах к тому времени разошлись миллионными тиражами.

Всякий раз до и после Шолохова Нобелевку давали, грубо говоря, антисоветским писателям или тем, кого пытались выдать за антисоветских: Бунину, Пастернаку, Солженицыну, Бродскому, Алексиевич. Поэтому дискредитация Шолохова — это символический акт. Он сродни дискредитации Победы 1945 года.

Оцените статью