Она не хотела стареть и в 54 года узнав о своём недуге, угасла всего за месяц. Судьба красавицы-актрисы Нонны Терентьевой

Нонна Терентьева была настоящей звездой. Поклонники буквально носили её на руках! Казалось бы, живи и радуйся такому обожанию. Но за всем этим блеском славы скрывалась какая-то внутренняя неустроенность. Счастье в личной жизни так и не постучалось в её двери. И судьба, увы, отмерила ей совсем недолгий путь на этой земле.

Первые шаги к мечте

Нонна появилась на свет в Баку, в феврале грозного 1942 года. Её отец был военным, человек суровый и дисциплинированный. А вот мама… Мама когда-то блистала на сцене, была актрисой! Но из-за переездов ей пришлось оставить любимую профессию ради домашнего очага и воспитания дочери.

Актёрская жилка проснулась в Нонне очень рано. Она обожала устраивать дома целые представления, примеряя на себя разные роли. К тому же девочка всерьез занималась хореографией — отсюда, видимо, и её невероятная пластика, изящество в каждом жесте.

Мечтала ли она о сцене? Ещё как! Только вот грезила она поначалу не драмой, а балетом. Её кумиром была сама Галина Уланова! Нонна, тогда ещё школьница, решилась отправить великой балерине письмо. И не просто письмо, а со своей фотографией, где она была изображена на пуантах.

И случилось почти чудо! На письмо девочки ответила сама Уланова, написав что-то вроде: «Нонночка, жду тебя в Москве». Однако, прямой дороги к мечте не получилось. Прежде чем покорить столицу, судьба забросила Нонну в Ростов-на-Дону. Там она попала в уникальное место — первую в стране любительскую киностудию. Потом был театральный вуз им. Карпенко Карого…

Казалось бы, всё идёт по плану? Не совсем. Два года спустя, после какой-то размолвки с молодым человеком, она импульсивно бросает учёбу. И вот тогда-то, наконец, держит путь на Москву.

Покорение столицы и кинодебют

И вот она, Москва! Поступление в Щукинское училище. Для Нонны это оказалось проще простого, словно так и должно было быть. С первых же дней учебы стало ясно: пришла настоящая звезда. И однокурсники, и даже строгие преподаватели — все были буквально очарованы её талантом, красотой и какой-то особой энергетикой. Она сразу оказалась в центре внимания.

И кино не заставило себя долго ждать! Ещё будучи студенткой, Нонна получает свою первую роль, причем сразу главную! Это была драма «Самый медленный поезд». Но настоящий громкий успех пришёл чуть позже. Уже после того, как диплом Щукинского училища был у неё в кармане, на экраны вышел фильм «В городе С.». Вот эта лента и сделала её по-настоящему знаменитой.

Международное признание и «клетка» амплуа

Актриса произвела фурор не только у нас. Весть о ней докатилась и до зарубежья! Иностранные режиссёры, разглядев в ней недюжинный потенциал, буквально заваливали её предложениями о съёмках. Казалось бы, вот он — шанс на мировую славу! Но… не тут-то было.

Советское киноначальство стояло на своём: мол, Терентьева и здесь нужна, работы хватает. И хотя все вокруг твердили о её блестящем будущем, прочили ей головокружительную карьеру, реальность оказалась иной. Ролей, где она могла бы раскрыться по-настоящему, показать всю глубину своего дарования, ей, по большому счёту, так и не досталось. Сколько возможностей было упущено…

А вот ещё один штрих к её международному признанию, хотя и несколько с другой стороны. В том же 1967 году случилось знаковое событие: фотограф Василий Малышев отправил портрет Нонны на очень престижную выставку под эгидой ЮНЕСКО в Париж. И что же? Этот снимок взял там первое место!

После парижского триумфа её фотографии стали появляться в зарубежной прессе одна за другой. Можете себе представить, какой это вызвало резонанс? На актрису буквально обрушился поток писем — причём со всех уголков планеты!

И самое любопытное: чуть ли не в каждом конверте… предложение руки и сердца. Сама Нонна, конечно, пыталась смотреть на эту лавину обожания с иронией, ну, чтобы мужа лишний раз не нервировать. Но положа руку на сердце, какой женщине не будет лестно такое невероятное, поистине всемирное признание её красоты? Трудно, наверное, оставаться совсем уж равнодушной.

Наступил 1973 год, и Нонна Терентьева сыграла роль, которая, по мнению многих, стала настоящим пиком её кинокарьеры. Речь идёт о блистательной Зое Монроз из фильма «Крах инженера Гарина». Помните эту героиню? Она была великолепна! Но, как это ни парадоксально, именно этот триумф словно бы определил её дальнейший путь на экране, причём не в лучшую сторону.

Режиссёры, кажется, попали под обаяние этого образа и упорно видели в Нонне прежде всего эффектную, роковую женщину. В результате ей стали предлагать похожие роли — всяких там искусительниц, авантюристок… Ну, например, как в «Транссибирском экспрессе». Так её многогранный талант оказался в тени яркой внешности.

Красота как барьер

Вот ведь какая ирония судьбы: её же собственная ослепительная, какая-то нездешняя красота стала для неё… преградой! Время-то было какое? На экранах царил спрос на образы совсем иного плана: простые девушки-труженицы, идейные комсомолки, ударницы производства. А Нонна с её аристократической внешностью в этот типаж ну никак не вписывалась. И что ей оставалось?

Всё те же роковые красотки, зачастую иностранки (это хоть как-то объясняло её «несоветский» облик), да и то, всё чаще — в небольших эпизодах. Грустный итог: всего тридцать две роли за всю жизнь в кино, и сколько из них были по-настоящему значимыми?.. Вопрос риторический.

Кстати, о внешности и карьере… Есть такая история: однажды Олег Видов, сам признанный красавец нашего кинематографа, как-то сказал Нонне — с нашей-то внешностью, ох, как непросто будет пробиться в советском кино. Звучало почти как пророчество. И, к сожалению, время показало — Видов был, к сожалению, прав.

Когда роли в кино стали совсем редкими, а это случилось уже в 80-е годы, Нонна не опустила руки. Напротив! Она нашла для себя совершенно новое поприще — концертную сцену. У неё был прекрасный голос! И она начала выступать с сольными программами: пела, причём не только на русском, но и на других языках, и с большим чувством читала стихи. Вот так она открыла в себе ещё одну грань таланта.

Светлая душа

Но, пожалуй, самое удивительное в Нонне Терентьевой — это её невероятная внутренняя сила. Жизнь, как мы видим, её не особо баловала, подкидывала испытания. Однако она умудрялась не просто держаться на плаву, но и сохранять какую-то удивительную светлость души, свою добрую энергию. Оставалась человеком чутким, готовым прийти на помощь.

Вот, например, Сергей Майоров, который организовывал её концерты, рассказывал интересные вещи. По его словам, Нонна была совершенно не капризной артисткой. Предложат поехать на гастроли хоть на край света — она с радостью соглашалась, без всяких там звёздных замашек.

И ещё одна деталь, которая хорошо её характеризует: когда она узнавала, что её гонорар не уступает гонорарам более знаменитых коллег, она всегда искренне благодарила организаторов.

Тот же Майоров делился и другими воспоминаниями о гастрольной жизни с Терентьевой. А жизнь эта, надо сказать, часто была далека от комфорта. Представьте себе: разбитые дороги, где транспорт трясся так, что, казалось, вот-вот развалится, гостиницы со спартанскими условиями…

Многие бы начали жаловаться, капризничать. Но не Нонна! Она умудрялась не только не унывать сама, но и других подбадривать. На очередные колдобины или бытовые неурядицы она могла отреагировать со смехом, говоря что-то вроде:

«Какая прелесть! Такое ведь больше не повторится, надо ценить момент!».

Или вот ещё мнение — известного поэта и телеведущего Игоря Волгина. Он отзывался о Нонне с огромным теплом, подчёркивая её уникальные человеческие качества. Волгин говорил, что она принадлежала к той редкой породе людей, которые готовы помогать совершенно бескорыстно, даже идти на самопожертвование ради других.

Он даже признавался, что за всю свою долгую жизнь, вращаясь в артистических кругах, он не встречал никого с такой, как он выразился, «чистой, светлой душой». Более того, Игорь Волгин даже посвятил ей строки в одном из своих стихотворений, где писал о трёх любимых женщинах. Такое вот поэтическое признание её особенного места в его жизни.

А как она держала себя на публике! Нонна Терентьева всегда была воплощением шика и элегантности. Выходы в свет — это всегда безупречный образ. Представьте: изысканные наряды (кстати, многие из них шила её мама!), неизменный роскошный песец на плечах…

Говорят, для этого песца даже приходилось возить отдельный чемодан! И, само собой, идеальный макияж, волосок к волоску уложенная причёска. Никаких компромиссов, когда дело касалось её внешнего вида перед зрителями.

Сама она объясняла это просто:

«Я же артистка! Моя работа — дарить людям праздник».

И она дарила. Но вот за всем этим внешним лоском, текла самая обычная, земная жизнь. Жизнь со своими трудностями, бытовой неустроенностью, о которой зрители и не догадывались. Ведь те концерты, с которыми она ездила по стране, приносили совсем небольшие деньги. Никаких громких званий ей так и не дали, да и материальных благ она особо не накопила. Такая вот изнанка звёздной судьбы.

Единственный брак и развод

А что же на личном? Поначалу казалось, что и здесь у яркой актрисы всё складывается как нельзя лучше. Успех в профессии, любовь… Она вышла замуж за Бориса Терентьева — парня, с которым познакомилась ещё во времена своей учёбы.

Ради него она даже оставила Москву и перебралась жить в его родной город. Муж её был человеком серьёзным, инженером по профессии, к тому же сыном влиятельного отца, занимавшего высокий пост в министерстве одной из республик. В общем, со стороны — картинка идеальная.

В 1969-м у пары родилась дочка, Ксения. Казалось бы, вот оно, настоящее семейное счастье! Но, увы, даже появление ребёнка не смогло скрепить этот союз. Слишком уж разными людьми оказались Нонна и Борис, словно из разных миров. Она — вся в творчестве, жаждущая внимания, публики, ярких событий.

Он — человек ценящий превыше всего домашний уют, спокойствие, размеренную жизнь. Постепенно стало ясно: их пути расходятся, и разрыв — лишь вопрос времени.

Сам Борис вспоминал потом об этом времени так: Нонна ждала от него романтики, встреч после спектаклей в театре, приглашала домой гостей… А ему, молодому аспиранту, нужно было думать об учёбе. Спустя годы он, конечно, признавал, что и сам был не без греха: молодость, легкомыслие, внимание других женщин, да и к красоте жены привык как-то…

Но и Нонну он считал не во всём правой: дескать, она слишком уж «зазвездилась», а его попытки создать нормальный семейный быт воспринимала как желание запереть её в четырёх стенах.

Как бы то ни было, этот разрыв сказался и на работе Нонны в театре, куда она устроилась по протекции тестя. В 1971 году она была вынуждена вернуться в Москву. За ней, кстати, уехал и её новый ухажер — актёр Владимир Скомаровский. У них были серьёзные планы, но… он в итоге уехал искать счастья в Америку, а Нонна осталась. Уговорить её на переезд за океан ему так и не удалось.

Дальнейшая судьба бывших супругов сложилась по-разному. Борис Терентьев вновь обрёл семейное счастье, женился, но при этом всегда поддерживал связь с дочерью Ксенией, не забывал о ней.

А вот Нонна… У неё, конечно, поклонников было хоть отбавляй. И каких! Среди них встречались и мужчины весьма состоятельные, и облечённые властью… Но нового спутника жизни она себе так и не нашла, да и не хотела, чтобы у дочери был отчим.

Последние годы и тихое прощание

В последние годы предложений сниматься в кино уже не поступало, жила актриса тихо и скромно, без прежнего блеска. Но самым серьёзным испытанием, которое выпало на её долю в эти годы, стал тяжёлый недуг. Когда ей было всего 54, врачи поставили неутешительный диагноз.

И что поразительно — она нашла в себе силы скрывать своё состояние от самых близких, от пожилой мамы и любимой дочери, почти до самого конца. Не хотела их тревожить, расстраивать… Какая же выдержка!

Её дочь Ксения позже делилась своими ощущениями того периода. Ей казалось, что мама словно предчувствовала скорый уход. Был такой момент: незадолго до своего дня рождения Нонна Николаевна настояла, чтобы Ксения уехала в Германию.

«Только теперь я понимаю, зачем она это сделала, — говорила Ксения, — она просто не хотела, чтобы я видела, как она слабеет, как силы её покидают».

Даже в телефонных разговорах до последнего дня Нонна старалась говорить бодро, убеждала, что с ней всё хорошо.

И лишь однажды, во время одного из телефонных разговоров Ксении с бабушкой, та тихонько шепнула в трубку:

«Мне кажется, с мамой что-то не то происходит…».

Был и ещё один поступок, который говорит о её любви к дочери больше всяких слов. Последний подарок, который Нонна успела сделать Ксении, — это была видеокассета. На неё она с огромной тщательностью переписала все-все домашние съёмки дочки, начиная с самого младенчества. Целая жизнь на плёнке… И самое трогательное — на оцифровку этого архива ушёл её последний, совсем небольшой гонорар.

Силы покидали её стремительно, она угасла всего за месяц после того как узнала о своем недуге. Её не стало 8 марта 1996 года, в день весеннего женского праздника. Она ушла тихо, на руках у своей мамы. Ей было отмерено так мало — всего 54 года…

Есть в этом что-то глубоко символичное: в тот день, когда по всей стране женщины получали цветы и поздравления, телевизионные каналы, будто сговорившись, показывали фильмы с участием Нонны Терентьевой. Словно прощальный подарок всем зрителям, — ещё раз увидеть на экране эту удивительную, незабываемую актрису.

Кстати, о времени… Был у Нонны Терентьевой удивительный дар — она всегда выглядела намного моложе своих реальных лет. Глядя на неё, казалось, что время просто забыло про эту женщину, остановилось для неё. Неудивительно, что и в кино ей никогда не доводилось играть героинь старше тридцати пяти. Вечная молодость на экране.

Говорят, она очень боялась наступления старости и не хотела стареть. Мысль о том, что её красота может когда-нибудь померкнуть, увянуть, очень её беспокоила.

Как это ни горько осознавать, но судьба, похоже, услышала её мысли… И исполнила её желание не стареть — но как-то уж слишком буквально…

А как сложилась жизнь её дочери, Ксении? Она тоже выбрала творческую стезю, правда, немного другую — стала дизайнером одежды. Но и мир кино её не обошёл стороной: четыре года Ксения была супругой известного актёра Владимира Машкова.

Оцените статью
Она не хотела стареть и в 54 года узнав о своём недуге, угасла всего за месяц. Судьба красавицы-актрисы Нонны Терентьевой
Мария Берсенева. Путь к успеху, два неудачных брака и ее взрослый сын. Как живет актриса?