«Он не замечал ее как женщину. Наташе было больно, и она его бросила»: Наталья Гундарева обжигалась и снова любила

— Ленечка, давай подождем немного… Я сейчас просто не вытяну этого ребенка. Съемки, спектакли… Когда-нибудь потом…, — уговаривала она мужа.

И Хейфец, всегда считавший, что не имеет права мешать строить жене карьеру, не стал настаивать. Когда-то он, известный режиссер, сам открыл для публики эту смешную «девчонку из Маяковки», а теперь она стремительно обгоняла его по популярности…

ДЕВОЧКА ИЗ КРИВОГО ПЕРЕУЛКА

Наталья Гундарева родилась в конце августа 1948 года в Москве. Ее отец, Георгий Макарович, работал инженером на автозаводе. Мать, Елена Михайловна, трудилась инженером-проектировщиком.

Гундаревы жили в достатке. И только после развода родителей материальное положение семьи заметно ухудшилось. Вместе с матерью юная Наташа переехала в коммунальную квартиру, где на десятки комнат приходился всего один умывальник. К счастью, спустя время Елене Михайловне вручили ордер на отдельную «однушку» в Кривом переулке, всего в нескольких минутах ходьбы от Красной площади.

Ни отец, ни мать будущей актрисы не имели отношения к актерской профессии, хотя оба бредили театром, так как сами когда-то выходили на любительскую сцену. Да и Наташа понимала: пробиться в этот мир будет непросто. К тому же ее смущала собственная внешность: рослая, ширококостная, все лицо в рыжих конопушках.

— Наташа очень скромно одевалась, но ее энергии можно было позавидовать. Несмотря на полноту, она лучше всех в классе играла в баскетбол , кружилась в вальсе и была отменной лыжницей, — такой запомнили Гундареву бывшие одноклассники.

ПОВОРОТ СУДЬБЫ

Елена Михайловна мечтала видеть дочь только инженером. Наташа и сама не сопротивлялась. Окончив вечернюю школу, устроилась чертежницей и даже поступила в МИСИ. Но однажды на улице девушка столкнулась со своим старым приятелем, с которым занималась еще школьницей в драмкружке. К слову, им оказался будущая знаменитость Виктор Павлов.

— Наташка, ты с ума сошла?! — ахнул тот, узнав про МИСИ. — Зачем тебе эти чертежи? Беги в Щуку с документами!

И Гундарева рискнула. Хотя конкурс в Щукинское училище был безумным: почти 250 человек на место.

К дню прослушивания Наталья тщательно подготовилась. Надела лучшее платье, нанесла плотный слой косметики, пытаясь сделать черты лица более выразительными. Но проливной дождь, обрушившийся на Москву в тот день, вдруг стал неожиданным ее союзником, смыв весь тщательно нанесенный макияж и обнажив ее простодушную мордашку.

Среди натянутых, как струна, изможденных див приемная комиссия увидела «конопатое чудо», как ее позже называли на курсе. Конечно, не оставили экзаменаторы без внимания и невероятную энергетику, исходившую от абитуриентки.

В училище Гундарева работала с особой одержимостью, отрабатывая каждую роль так, будто это был ее последний выход на сцену.

— Такой одержимости профессией не часто встретишь даже среди состоявшихся актеров, не говоря уж о студентках, -говорили о ней педагоги курса.

И она действительно очень старалась. Особое внимание девушка уделяла сценическому движению и хореографии, словно бросая вызов тем, кто считал, что ее фигура ограничит актерские возможности.

Получив диплом, Гундарева оказалась перед непростым выбором. Кандидатуру молодой актрисы рассматривали сразу три ведущих театра страны: «Современник», МХАТ и Театр им. Маяковского. Наташа выбрала последний. И отдала ему всю жизнь, став его легендой.

ВОСХОЖДЕНИЕ К СЛАВЕ

Путь начинающей актрисы к вершине славы начался с неожиданной замены Татьяны Дорониной в спектакле «Банкрот, или Свои люди — сочтемся». Когда режиссер Гончаров в гневе снял Приму с роли, на выручку пришла молодая Гундарева. Всего неделя потребовалась той, чтобы вжиться в образ — срок, немыслимый для большинства актеров.

После этого главные роли посыпались на нее как из рога изобилия. Андрей Гончаров, покоренный ее талантом, буквально не замечал вокруг себя других актрис. В театральных кругах даже ходила байка, что в Театре Маяковского женские роли распределяет не режиссер, а Гундарева.

Возможно, так оно и было. Авторитет артистки достиг таких высот, что она могла открыто спорить с Гончаровым, если считала, что тот несправедливо кого-то обделил или наоборот. При этом она никогда не «тянула одеяло» на себя. Ее протесты касались принципиальных позиций, а не личных амбиций.

Творческие отношения этих двух жестких эмоциональных людей напоминали бурный роман, когда страстные споры сменялись периодами полного доверия. Иногда все же Наташа безропотно подчинялась грозному режиссеру и не раз признавалась:

— Я глина в руках Мастера.

Спустя какое-то время Олег Табаков предложил Гундаревой перейти во МХАТ. Та долго металась, но в конце концов отказалась.

— Как я уйду от старика? — спрашивала она. — Он меня вырастил, в меня верил, когда другие сомневались.

Это решение ярко характеризовало ее натуру: безусловно, талантливую, но при этом удивительно преданную. Да, в театре к ней могли относиться по-разному: одни боготворили за невероятный дар, другие не могли скрыть зависти.

Однако даже самые ярые недоброжелатели не осмеливались отрицать очевидного: Гундарева оставалась верна своим принципам до конца. Она никогда не предавала ни коллег, ни собственных убеждений, что в полной интриг актерской среде было редким и бесценным качеством.

ЖИЗНЬ В КАДРЕ

Кинематографические работы артистки тоже стали классикой: «Здравствуй и прощай!», «Труффальдино из Бергамо», «Сладкая женщина», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Осенний марафон», «Одиноким предоставляется общежитие», «Хозяйка детского дома». Каждая ее роль, даже самая небольшая, превращалась в шедевр актерского мастерства.

Гундарева обладала просто уникальным даром перевоплощения. Царица или крестьянка, дворянка или современная женщина… Все ее героини были абсолютно достоверны. Она умела найти в каждом образе ту искру подлинности, которая заставляла зрителей безоговорочно верить в происходящее на экране.

— Она могла сыграть даже скалу. И та задышала бы человеческой болью, -писали о ней критики.

А вот в личной жизни Наталье везло не всегда. Первым ее супругом стал 38-летний Леонид Хейфец, искавший актрису на роль Марфиньки в постановке «Обрыв».

— Вам нужно непременно посмотреть самобытную артистку из «Маяковки»,- посоветовал ему кто-то из коллег.

В предвкушении Хейфец отправился туда, представляя себе хрупкую изящную артистку. А на сцене вдруг появилась пышущая здоровьем девушка с веснушками, немного неуклюжая, но невероятно обаятельная.

— Я увидел девочку, девушку, похожую на три солнца, три батона, на три пирога с вареньем, — вспоминал он позже.

А уж когда Наташа начала читать текст, его сомнения и вовсе рассеялись — перед ним стояла та самая искренняя и живая Марфинька. Через три дня репетиций режиссер понял, что не может думать ни о ком, кроме нее.

«Я ПРОСТО НЕ ВЫТЯНУ…»

Решив окончательно покорить сердце понравившейся ему девушки, Леонид купил в кондитерской самый большой торт и заявился к ней домой. А еще через несколько месяцев они сыграли свадьбу. Правда, денег на банкет в ресторане «Прага» ушло немало, поэтому невеста была в простом зеленом платье, а жених — в чужом костюме, одолженном у друга.

До этого брака Хейфец жил прямо в театре, в крошечной комнатке за кулисами. Но после свадьбы ему удалось выбить однокомнатную квартиру возле метро «Динамо». И, что говорится, жизнь молодых закипела.

Первое время радушная хозяйка с радостью принимала бесконечных гостей, которых любил приглашать ее гостеприимный супруг. Но после оглушительного успеха в «Сладкой женщине» ее жизнь превратилась в бесконечные съемки: по 5-6 проектов одновременно. Возвращаться поздно вечером в дом, полный чужих людей, стало невыносимо.

1973 год мог стать для нее переломным. Актриса узнала о беременности как раз в тот момент, когда получила заманчивое предложение сняться в фильме «Осень». Но радость тут же смешалась с растерянностью.

— Ленечка, давай подождем немного… Я сейчас просто не вытяну. Съемки, спектакли… Когда-нибудь потом…, — уговаривала она мужа.

И Хейфец, всегда считавший, что не имеет права мешать строить жене карьеру, не стал настаивать. Когда-то он, известный режиссер, сам открыл для публики эту смешную «девчонку из Маяковки», а теперь она стремительно обгоняла его по популярности.

Позже в своих интервью Наталья Георгиевна не раз признавалась, что жалела о том давнем решении. Но тогда ей казалось, что «потом» у нее еще будет… Вот только жизнь распорядилась иначе. Через шесть лет супруги разошлись.

— Когда муж жену как женщину не замечает, чем хорошим это может кончиться? Наташе было больно, и в конце концов она его бросила, — вспоминал друг актрисы Виктор Мережко.

ЗАПРЕТНАЯ ЗОНА ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ

Сцена и экран создавали Гундаревой не только роли, но и мнимых мужей. После «Белого снега России» и «Одиноким предоставляется общежитие» зрители были уверены: у нее роман с Александром Михайловым.

А съемки в «Сроке давности» и «Личном деле судьи Ивановой» породили слухи о связи с Сергеем Шакуровым. Последнему эти сплетни дорого обошлись. Его жена, поверив в роман, даже подала на развод.

Но настоящая сенсация ждала поклонников, когда выяснилось, что в разгар этих слухов Гундарева уже была замужем. Ее избранником стал Виктор Корешков, актер из спектакля «Мнимый больной», где сама она блистала в главной роли. Красавец-актер ради новой любви оставил жену Наталью Хорохорину.

— Они горели друг другом, — вспоминали в «Маяковке». — Казалось, этот союз должен был пережить все.

Но нет! Огонь страсти быстро угас. Брак продержался всего три года. Характерно, что если о Хейфеце Гундарева всегда отзывалась тепло, то вторую супружескую главу своей жизни предпочитала навсегда вычеркнуть из памяти.

Наталья Георгиевна вообще тщательно оберегала свою частную жизнь от обсуждения. Возможно, потому, что за кулисами ее сердечных дел царил настоящий хаос. После болезненного развода с Корешковым она с головой окунулась в новый роман — с харизматичным актером «Таганки» Сергеем Насибовым, звездой «Школьного вальса».

Их история началась непросто. Насибов, бывший муж дочери Льва Дурова, оставил семью ради отношений с Гундаревой. Казалось, наконец-то она обрела счастье… Но судьба приготовила новый удар. Любимый внезапно эмигрировал в Америку, оставив актрису одну.

НЯНЬКА ДЛЯ ФАТЮШИНА

Но горячее сердце нашей героини по-прежнему не знало покоя. За Насибовым последовала череда увлечений, то ли реальных, то ли придуманных желтой прессой. Ей приписывали романы с Анатолием Лобоцким и Александром Фатюшиным. Последнему она действительно посвящала массу внимания.

Их дружба бросалась в глаза всему театральному сообществу. На гастролях Наталья Георгиевна буквально опекала Фатюшина:

— Следила, чтобы он поел, выспался, не простудился… А он, как послушный мальчик, во всем ей подчинялся,- рассказывали коллеги.

Когда же Фатюшин объявил о помолвке с Еленой Мольченко, Гундарева восприняла это как личную катастрофу.

— Она считала, что я плохо за ним ухаживаю. Даже поздороваться со мной ей стоило огромных усилий, — вспоминала Мольченко.

Для Натальи Георгиевны этот союз и правда стал еще одной незаживающей раной. Она умела любить страстно, но так и не научилась отпускать…

НЕ ЗВЕЗДА, А ПРОСТО ЖЕНЩИНА

Новый этап в личной жизни артистки наступил, когда она встретила Михаила Филиппова. На сей раз судьба подарила ей не бурный роман, а мужчину, с которым она прожила двадцать лет.

Актер с импозантной внешностью Наполеона до встречи с ней был женат на Ирине Андроповой, дочери советского генсека. Филиппов, уставший от высокомерного отношения могущественного тестя, считавшего актерскую профессию «несерьезной», искал того, кто сможет его понять… И нашел.

Наталья сама пригласила Михаила участвовать в своей концертной программе, с которой они колесили по всей стране. Вскоре рабочие отношения переросли в нечто большее.

Этот союз стал для Гундаревой временем внутреннего умиротворения. С Филипповым она, наконец, почувствовала себя не звездой, а просто женщиной. Научилась готовить, вязать, увлеклась акварелью. Правда, из-за вечной занятости времени на домашние радости не хватало.

Примечательно, что при всей своей всенародной славе и авторитете в профессии народная артистка совершенно естественно признавала главенство мужа в семье. Это не было игрой или позой. Такое распределение ролей стало органичным выражением их искренних отношений, где каждый занимал свое важное место.

В браке с Филипповым актриса особенно остро ощутила желание стать матерью. Но в 38 лет узнала, что навсегда лишилась этой возможности.

— Вот я все чего-то ждала, откладывала… Дождалась! — с горечью признавалась она. — Детьми, которых не родила, я расплатилась за свои роли.

Ирония заключалась в том, что Гундарева обладала всеми качествами прекрасной матери. На съемочных площадках она мгновенно находила общий язык с детьми. А ее теплая, располагающая внешность делала артистку идеальной кандидатурой на роли матерей.

Особенно показательной стала работа Натальи Георгиевны в фильме «Однажды 20 лет спустя», где она с потрясающей достоверностью воплотила образ многодетной матери — роль, которая в жизни так и осталась для нее недостижимой мечтой.

В 90-х годах Гундарева попробовала себя в политике как депутат Госдумы от партии «Женщины России». Три года она активно помогала людям решать их житейские проблемы. Однако быстро осознала:

— Я не депутат, я — актриса. Этим и буду заниматься.

По той же причине, кстати, отказалась и от предложений попробовать себя в режиссуре.

15 мая 2005 года всенародно любимой артистки не стало…

Оцените статью
«Он не замечал ее как женщину. Наташе было больно, и она его бросила»: Наталья Гундарева обжигалась и снова любила
Выросла красавицей. Как выглядит 17-летняя дочь Ксении Алферовой от красавца Егора Бероева (и чем она занимается)