«Марианна поцеловала меня в ухо… У меня мороз по коже пошел, настолько сильное это было ощущение»: Евгений Стеблов о Марианне Вертинской

Женя с усилием прислушивался к тому, что говорил преподаватель, заглядевшись на «девочку с глазами цвета неба». Что же в ней было особенного? Сам он не мог объяснить. Раскрыв тетрадь, будущий народный артист записал стихотворение:

Я сердце потерял в арбатском переулке.

Его нашел дурак и бросил, где окурки.

А я без сердца бьюсь, взбираюсь на котурны.

Вернись скорей, дурак, и вынь его из урны!

Сердце молодого Евгения Стеблова украла Марианна Вертинская, сама того не подозревая.

Я не расставался с Машиным портретом все съемки

Евгений поступил в Щукинское училище в возрасте всего шестнадцати лет, став самым молодым студентом на курсе. Он с восхищением вспоминал, какие выдающиеся артисты были его сокурсниками: Наталья Селезнева, Галина Яцкина, Борис Хмельницкий, Инна Гулая, Анатолий Васильев, Валентина Малявина, Марианна Вертинская.

— В Машу (Марианну) нельзя было не влюбиться. Я влюбился сразу, как и все мои друзья, — улыбался Стеблов. — Мы с Витей Зазулиным носили за ней портфель, а Боря Хмельницкий и Толя Васильев водили Машу в кафе-мороженое. Через несколько лет Маша и Боря неожиданно стали мужем и женой. У них родилась дочка Дашенька…

Марианне повезло сняться в фильме Марлена Хуциева «Мне двадцать лет…» («Застава Ильича») но работа над картиной оказалась непростой: съемки постоянно откладывались и возобновлялись вновь, продолжаясь почти три года с 1962 по 1964-й, а официальная премьера состоялась только 18 января 1965-го.

— Картина для меня стала огромным событием! — вспоминала Марианна. — Коля Губенко, Слава Любшин и Валя Попов сыграли свои первые большие работы в кино. Гена Шпаликов, молодой сценарист, был уже известен на всю Москву.

А как он пел в компаниях под гитару! Кончаловский и Тарковский снялись в эпизоде. Мы все подружились, после съемок неслись то в Дом литераторов, в ВТО. Ели, общались и, конечно, танцевали!

Жизнь Марианны была бурной и насыщенной: учеба, съемки, а сердце принадлежало другому мужчине, старше нее. На сверстников она мало обращала внимания.

— В конце первого курса мы с Машей делали отрывок из пьесы «Правда — хорошо, а счастье — лучше», — вспоминал Евгений. — Я играл Платона, она — поликсену. И Маша поцеловала меня в ухо… У меня мороз по коже пошел, настолько сильное это было ощущение. Я запомнил этот поцелуй на всю жизнь!

Стеблов успешно дебютировал в кино, сыграв в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» (1963), на съемках которого подружился с Никитой Михалковым. Следующую свою роль (уже главную) в картине Михаила Калика «До свидания, мальчики» (1964) Евгений посвятил, по его признанию, Вертинской. Большая часть съемок проходила в Евпатории.

На время майских праздников студентов отпустили домой. Женя спешно вернулся в столицу, где его ожидал приятный сюрприз: едва переступив порог комнаты в коммунальной квартире, он услышал телефонный звонок. В трубке раздался голос Марианны.

— Она не знала, что я прилечу, просто набрала номер, — вспоминал Стеблов. — Чистая мистика! Спрашивает: «Ты что делаешь?» — «Да ничего». — «Ну приходи ко мне!» Легко сказать! Я у Рижского вокзала жил, в одном дворе с Володей Высоцким, а Маша — около Елисеевского магазина.

1 мая было не проехать! Но я задворками пробрался в центр. Лез через ворота Елисеевского и было ощущение, что участвую в съемках фильма «Ленин в Октябре», штурмуя Зимний.

Красавица угостила Женю ароматным кофе в кабинете своего отца и преподнесла свою фотографию, сделав дарственную надпись: «Милому, чудному Женечке», и поставила ударение «чУдному». Ах, какой это был ценный подарок для Жени!

— Я не расставался с Машиным портретом все съемки, — улыбался Евгений. — Моя партнерша по картине Наташа Богунова, с которой мы играли любовь, была совсем ребенок — ей только исполнилось пятнадцать. Да я и сам был юным и неопытным, было очень сложно! Но я видел перед собой лицо Маши, и мне это очень помогло.

Эта фотография пришла ко мне, помогла сыграть любовь и ушла

В фильме «До свидания, мальчики» впервые в советском кино показали любовь несовершеннолетних персонажей.

— Дамы из киногруппы мне давали советы: «Ты должен быть мужественным, но не грубым, чистым, но не инфантильным…» У меня мозг взрывался! Одна надежда была на режиссера. Михаил Наумович очень художественно рассказывал, как мы должны играть. Он имел две основные страсти — политика (сидел при Сталине, ненавидел советский режим и не скрывал этого) и любовь!

Кстати, Калик позаботился о том, чтобы несовершеннолетнюю Богунову никто не обидел. Он взял с парней-актеров расписку, что никто и пальцем ее не тронет.

— У нас ни у кого и в мыслях такого не было! — восклицал Стеблов. — Но Калик по причине страстности натуры уже, видимо, представил наши греховные помыслы и решил, что расписка поможет удержать нас от падения. В результате, мы коротали свободное время с Викой Федоровой и Аней Родионовой, а Наташа сидела одна и не понимала, почему мы ее избегаем.

Вот Вика любила нас подразнить: заявлялась в одном купальном костюме к нам в номер, где мы жили с Колей Досталем и Мишей Кононовым. А потом игриво удалялась, оставляя нас в бессонной эйфории… Шутница-озорница!

На премьеру картины «До свидания, мальчики» Евгений Стеблов пришел с Марианной Вертинской и ее мамой Лидией Николаевной. Спутницы похвалили его за прекрасную работу в киноленте.

— Когда мы сделали картину, через некоторое время Машина фотография исчезла. И найти снимок я так и не смог… Эта фотография пришла ко мне, помогла сыграть любовь и ушла, — разводил руками актер.

И хорошо, что не поженились! Числилась бы сейчас в списке его брошенных жен

Однако иллюзий относительно чувств Марианны Евгений Стеблов не питал. Все знали, что во время долгих съемок фильма «Мне двадцать лет…» у нее начались отношения с Андреем Кончаловским, старшим братом Никиты Михалкова.

— Маша была моей безответной любовью, — вздыхал Евгений. — Андрею и тридцати лет не было, но нам он казался взрослым дяденькой. Конечно, для Маши такой перспективный интересный молодой человек был привлекательнее желтоперого однокурсника.

Мать Марианны и Анастасии Вертинских была уверена, что Маша первой из ее дочерей выйдет замуж, поскольку уже была назначена дата свадьбы.

— Как у нас с Андреем закрутилось, я и не помню, — улыбалась заслуженная артистка РСФСР Марианна Вертинская. — Просто в какой-то момент я обнаружила, что Кончаловский очень сильно в меня влюблен, и я тоже в него влюбилась.

Он не только страстно объяснялся в любви, но и заботился обо мне. Я ведь ходила в мини даже зимой! Андрон купил мне трикотажные теплые штаны с байкой на изнаночной стороне «прощай, молодость» и заставлял их носить! Я рыдала, так их надевать не хотела… Зато к лету доставал мне фильдеперсовые дефицитные чулки!

Их роман длился около трех лет, пока снимался фильм, но в 1965 году Кончаловский уехал на съемки собственной картины «Первый учитель» и прямо в Киргизии неожиданно для всех женился на Наталье Аринбасаровой.

Это стало тяжелым ударом для Марианны.

— Я не хотела жить, — вспоминала актриса. — У меня распухли губы на пол-лица. Но выжила. Было очень больно, горевала. Проплакала несколько месяцев, а сейчас оглядываюсь назад и думаю: «И хорошо, что не поженились! Числилась бы сейчас в списке его брошенных жен».

Евгений Стеблов встретил свою будущую жену Таню, экономиста по профессии, в 1971 году. Однако его чувства к Марианне остались теплыми и искренними.

— Мы с Машей всю жизнь дружим, стали уже родными, — признавался Евгений. — А тот единственный поцелуй и сейчас вспоминаю с замиранием сердца. Ах, юность-юность!

Оцените статью
«Марианна поцеловала меня в ухо… У меня мороз по коже пошел, настолько сильное это было ощущение»: Евгений Стеблов о Марианне Вертинской
«Ударил головой об стену»: Наталья Фриске об истиной причине развода с бывшим мужем