— Знаешь, почему мы с Колей не поженились? — небрежно бросила Поргиной Светлана Савелова. — Его мама была против.
— Если бы он по-настоящему хотел, ничто бы его не остановило. Я бы… пошла за ним хоть на край света, — не задумываясь, парировала та.
В тот момент Поргина поняла: другого мужчины для нее просто не существует. Она готова ждать, сколько надо. Готова страдать…
«Я СТАНУ ЛУЧШЕ ИХ ВСЕХ!»
Людмила Поргина родилась осенью 1948 года в Москве. Отца — фронтовика, подорвавшего здоровье в плену, девочка не помнила. Андрей Григорьевич умер вскоре после ее рождения. Матери Надежде Степановне приходилось одной поднимать двух дочерей-погодок в тесной комнатушке коммунальной квартиры.
Старшая дочь Ира еще школьницей начала подрабатывать. Младшая взяла на себя все хлопоты по хозяйству. Но, несмотря на трудности, Люся росла большой мечтательницей. Много читала. А в редкие свободные минуты, стоя перед зеркалом, разыгрывала целые спектакли, представляя себя на сцене.
Однако в те годы мечты об актерской профессии казались непозволительной роскошью.
— Эх, Людмилка, настоящая жизнь — это когда в котелке картошка есть А твои актеры в шелках ходят да сказки рассказывают. Голодранцы! — глядя на дочь то и дело повторяла мама.
— А может, у меня дар…?
— Дар… А кто за этот дар платить будет? В театральных этих одни генеральские дочки по коридорам разгуливают. Ты-то кто такая? Дворникова дочь!
Тишина в комнате повисла тяжелее, чем запах кислых щей.
— Я стану лучше их всех. Вот увидишь!- сжав кулачки, выкрикнула Людмила.
— Увижу, – грустно улыбнулась мама, вытирая руки о фартук. — Только смотри… не разбейся об их мраморные ступени.
*
НАЧАЛО ПУТИ И КАРЬЕРА
Получив аттестат, Поргина все же решилась на отчаянный шаг и подала документы в Школу-студию МХАТа. И, к удивлению многих, не имея специальной подготовки, успешно прошла все вступительные испытания.
Этот день она запомнила навсегда: дрожь в коленках перед дверями приемной комиссии, холодный пот по спине во время чтения монолога и внезапное ощущение легкости после объявления результата.
И пусть радость смешивалась с тревогой, ведь назначенная стипендия едва покрывала самые необходимые расходы, а на помощь мамы рассчитывать не приходилось. Зато теперь она студентка курса Павла Массальского. И этот факт перевешивал все страхи.
Нужно отметить, что Люда с первого же дня зарекомендовала себя как успешная ученица. Каждая роль давалась ей с удивительной легкостью. Девушка не просто играла, а полностью перевоплощалась, меняя пластику, голос, манеры. И в каждом новом образе ее талант становился все очевидней.
После окончания ВУЗа актриса с легкостью вошла в труппу МХАТа, но прослужила там всего год. И все потому, что первые же съемки в кино привели ее к временному отстранению от работы на сцене. Людочка попросту опоздала на очередную репетицию.
— Ну что, «кинозвезда», придешь репетировать через три месяца. Я тебя временно отстраняю, — увидев Поргину на пороге, заявил Олег Ефремов.
Людмила покорно приняла решение худрука, хотя внутри все кипело от несправедливости. Она понимала, что театр — это дисциплина, но и мысль о том, что теряет драгоценное время, не давала покоя.
И тогда актриса решила перейти в «Ленком», где ее сразу же ввели в спектакль «Музыка на 11-м этаже». А партнерами стали Александр Збруев и Николай Караченцов.
Сцена стала ее настоящей страстью. Особенно удавались артистке музыкальные постановки: «Юнона и Авось», «Три девушки в голубом» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
А вот кинематограф никогда не занимал в ее жизни главного места. Из десятка сыгранных ею ролей наиболее заметными стали работы в экранизации шекспировской пьесы «Много шума из ничего», комедиях «Ансамбль неудачников» и «Дежа вю», а также в мелодраматических лентах «Саломея» и «Жизнь Бетховена». Пожалуй, на этом все!
ПАПОЧКА
В личной жизни Людмиле долго не везло. Отношения не складывались, один за другим рушились даже самые многообещающие романы.
Еще в 18 лет она связала свою судьбу с другом детства Михаилом Поляком. Но семейная жизнь быстро показала несовместимость их характеров. Чрезмерная ревность супруга и отсутствие взаимопонимания привели к расставанию. Хотя профессиональные отношения сохранились. Бывшие супруги десять лет проработали на одной сцене, поддерживая дружеское общение до последних дней жизни Михаила.
Новый поворот в личной жизни произошел у актрисы во время съемок шекспировской экранизации. Каскадер с богатым жизненным опытом Виктор Корзун стал для юной прелестницы не столько романтическим партнером, сколько мудрым наставником и другом.
Их союз при разнице в возрасте почти 20 лет строился на взаимном уважении и заботе. Коллеги часто наблюдали, как внимательный супруг аккуратно привозил Людочку на репетиции и пунктуально забирал после.
— Ну конечно, он же ей как отец!- злорадствовали местные кумушки.
— Не хватало папочки в детстве, вот и нашла замену.
— Да вы видели, как он с ней носится? То шарфик завяжет, то в машину, как девочку усадит. Чисто отец и дочь!
— Может, она его так и зовет — «папочка»? — не унимались они.
Вот только невдомек им было, что «отцовская забота» на самом деле звалась большой любовью. Корзун просто боготворил свою жену. Не по-отечески, а всей страстью зрелого мужчины. Каждую ее улыбку, каждый взгляд собирал по крупицам и берег в памяти.
Люся же принимала заботу как должное.
— Витенька, ты же не обидишься? — и он не обижался.
— Витя, нам нужно поговорить…, — и он уже знал, о чем.
Особенно больно было, когда она, вернувшись с очередной репетиции, сияя, начинала рассказывать о коллегах мужчинах и особенно о Караченцове. И в это же самое время рассеянно гладила его по руке:
— Ты ведь мой самый родной человек, правда?
Да! Родной. Как старый свитер. Как привычный диван в гримерке. Кумушки ошиблись лишь в одном: это была не ее любовь. Это была его любовь — тихая, безнадежная и… безответная.
ТЫ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ…
В легендарном «Ленкоме» царила особая атмосфера. Ведь именно на его сцене блистали самые красивые актеры того времени: Олег Янковский, Александр Збруев, Александр Абдулов… Но внимание Людмилы привлек только Николай Караченцов.
Невероятно живой, с искрометным юмором, душа любой компании. Гитара в руках, песни Окуджавы, пронзительный взгляд… Казалось, в нем пылала сама жизнь. Вот только на Люду Коля совсем не обращал внимания. Мог небрежно обнять, шепнуть пару слов на ухо. Но на репетициях держался отстраненно, даже равнодушно.
С каждым днем Люда все больше убеждалась: он ее не заметит. Никогда. А тут еще и бывшая возлюбленная Караченцова Светлана Савелова подлила масла в огонь.
— Знаешь, почему мы с Колей не поженились? — как-то раз бросила она небрежно. — Его мама была против.
— Если бы он по-настоящему хотел, ничто бы его не остановило. Я бы… пошла за ним хоть на край света, — не задумываясь, парировала Люда.
В тот момент Поргина поняла: другого мужчины для нее просто не существует. Она готова ждать, сколько надо. Готова страдать… Но была одна проблема. Люда все еще носила обручальное кольцо. И Виктор Корзун не собирался ее отпускать.
Переломным моментом в отношениях Людмилы и Николая стали совместные гастроли в Ленинграде. Артистка, измученная неразделенными чувствами, решила сама проявить инициативу.
Во время отдыха труппа любила собираться в ее гостиничном номере: пили шампанское из граненых стаканов, пели под гитару, шутили, смеялись. В один из таких вечеров, когда большинство гостей уже разошлись, подруга напрямую спросила Людмилу:
— Ну, признавайся, кто тебе нравится? Збруев? Или, может, сам Янковский?
— Коля, — смущенно улыбнулась та.
— Да ты с ума сошла! — засмеялась подруга. — Он же… Как тебе сказать… Не первый красавец! И на сцене орет, как сумасшедший! Людка, ну ты даешь!
Но она уже не могла думать о ком-то другом. И однажды, когда последние гости собирались уходить, Людочка неожиданно для себя взяла Колю за руку.
— А ты… Останься, — едва слышно попросила она.
Когда же дверь за последним гостем закрылась, и в номере воцарилась напряженная тишина, Поргина, собрав всю свою смелость, прошептала:
— Ты должен знать… Я тебя очень люблю…
Как оказалось, молодой человек тоже давно испытывал к ней чувства. Но сознательно держал дистанцию, считая недопустимым вмешиваться в ее семейную жизнь. Однако в тот вечер все изменилось.
ПРИШЛОСЬ ЖДАТЬ ЕЩЕ ДВА ГОДА
Далее последовали шесть месяцев тайных встреч, украдкой перехваченных взглядов на репетициях, коротких телефонных разговоров. А потом прозвучал долгожданный вопрос:
— Если я сделаю тебе предложение… Ты ради меня разведешься?
— Немедленно, — без тени сомнения ответила она.
Бракоразводный процесс с мужем у Люды проходил мучительно. Корзун рвал и метал. Однако и после этого свадьбу с Караченцовым пришлось ждать еще два года. Все это время влюбленные тщательно скрывали свои отношения, пока одна из коллег не увидела их страстно целующимися на остановке.
Интересно, что за это время у Поргиной появлялись и другие поклонники. Были даже те, кто немедленно хотел жениться на очаровательной актрисе. А один из них преподнес ей роскошный подарок — ярко-красный автомобиль. Такой широкий жест заставил Николая действовать решительнее. И вскоре они подали заявление в ЗАГС.
— Опомнись! Да ты знаешь, сколько у него было романов? Настоящий бабник! — все еще пыталась отговорить Люду подруга.
— Я его люблю, — твердо ответила та. — И все его романы остались в прошлом. Теперь есть только я.
НОВАЯ ЖИЗНЬ
Свадьбу отпраздновали скромно, в квартире родителей невесты. Надежда Степановна сразу прониклась теплотой к зятю, ласково называя его Солнцем. А вот будущая свекровь, Янина Евгеньевна с самого начала встретила выбор сына настороженно. Николай был ее единственным ребенком, и мысль о том, что теперь он делит свою жизнь с другой женщиной, давалась ей нелегко.
Нужно отметить, что зависимость Николая от матери и правда была глубокой, почти болезненной. Возможно, из-за того, что Янина Евгеньевна, работая балетмейстером и живя в постоянных разъездах, практически его не воспитывала. Все детство мальчишка провел в интернате. А тепло и заботу ему заменяли строгие правила и дисциплина.
Как бы там ни было, открытых конфликтов свекрови и невестке удавалось избегать, хотя напряжение в их отношениях сохранялось еще долго. Людмила, понимая глубину такой материнской привязанности, старалась не обострять ситуацию, но и не позволяла переступать границы.
После свадьбы Николай поставил перед женой условие: кинематограф должен остаться в прошлом и только театр — стать ее единственным творческим пространством. Людмила, не раздумывая, согласилась.
Многие не понимали этого выбора, считали, что она отказалась от перспективной карьеры ради семьи. Сама же она воспринимала это как осознанный, наполненный любовью шаг. Ради любимого мужа она была готова на многое.
Через три года у пары родился сын Андрей. С тех пор актриса все свое время и силы отдавала дому. Николай же находился на пике творческой активности. Театр, съемки, гастроли, концерты… Его дни были расписаны буквально по минутам.
Но, несмотря на напряженный график, он всегда оставался рядом — эмоционально и физически. Он умел быть любящим, чутким, внимательным мужем и отцом.
Все заработанные средства он приносил домой. Щедро помогал друзьям. А вот на себя тратить лишнего не любил. Его самоотверженность была естественной и незаметной. Он просто так жил!
Конечно, их брак не был идеальным. Время от времени в светской среде всплывали слухи о романах звезды «Ленкома». Но для Людмилы главным было не то, что говорили вокруг, а то, как он относился к ней. Она точно знала: стоит ей позвать, он тут же приедет в любое время из любой точки страны.
Так было и в тот злополучный февральский вечер 2005 года…
ТРАГЕДИЯ
— Коля, мама умерла… Приезжай! — дрожащим голосом прокричала она по телефону.
Караченцов сразу сел за руль. Но по дороге не справился с управлением, попал в страшную аварию. В тот день Людмила Андреевна могла потерять сразу двух самых близких людей. К счастью, судьба пощадила — ее Колясик, как она его нежно называла, остался жив.
Врачи еще долго не давали утешительных прогнозов. Почти месяц Николай Петрович провел в коме. Затем начался их мучительный период борьбы. Актриса оставила сцену и посвятила себя мужу, буквально вытаскивая его с того света день за днем, шаг за шагом.
Народный артист начал поправляться. Но полностью восстановить его здоровье не удалось, несмотря на долгую и изнурительную реабилитацию. И на сцену, ставшую ему вторым домой, к сожалению, он тоже уже не вернулся.
Спустя время общество разделилось в оценке поступка его любимой супруги. Кто-то осуждал за «мученичество», другие восхищались силой ее любви. К счастью, последних оказалось значительно больше. Родной «Ленком» стал опорой в материальном плане, а тысячи поклонников — моральной поддержкой.
*
В сентябре 2017 года врачи обнаружили в легком Караченцова неоперабельную опухоль. Но и здесь Поргина не теряла надежды: верила, что ее любимого Колясика удастся спасти. Вместе они проходили и лечение, и реабилитацию. Боролись каждую минуту.
Но болезнь оказалась сильнее. Утром 26 октября Николай Петрович скончался в реанимации.
Людмила Поргина подарила мужу единственного сына Андрея. Сегодня ему 47 лет. Продолжать актерскую династию он не стал: окончил МГИМО, успешно занимается юридической практикой и работает адвокатом в Москве. В профессиональной среде пользуется уважением и авторитетом.
О своей личной жизни Андрей предпочитает не распространяться. Известно лишь, что он женат на Ирине, специалисте-венерологе, и вместе они воспитывают троих детей: сына Петю и дочерей Яну и Ольгу.