— К тебе кавалер пришел. Красивый. Но, кажется, не в себе совсем,- торжественно объявила тетка.
Появившаяся в дверях Зиночка одним взглядом охладила пыл жениха:
— Ты кто вообще такой? А нууу, маааарш, отсюда!
Но Василий не сдавался. Уже через неделю, подкараулив Кириенко после лекций, он принялся читать ей стихи…
*
ВОЕННОЙ ДЕТСТВО
Василий Лановой родился зимой 1934 года в московской коммуналке. Его родителями были простые украинские крестьяне, приехавшие в столицу на заработки. Отец Семен Петрович с тремя классами образования и совсем безграмотная мать Галина Ивановна работали на химическом заводе, едва сводя концы с концами.
Перед самой войной семилетнего Васю и его двух сестер отправили к бабушке в Одесскую область. Мать собиралась приехать за ними осенью, но деревню, в которой жили Людмила, Василий и Валюша с бабушкой, оккупировали немцы.
Все ужасы тех дней Лановой помнил до самых последних дней:
— Помню, как немец для смеха расстрелял очередь над моей головой, — вспоминал он позже. — Пули просвистели в сантиметре от меня. После этого я несколько лет не мог нормально говорить.
После войны семья воссоединилась в Москве. Семен Петрович, получивший инвалидность на вредном производстве, на последние деньги купил телевизор «КВН-49». Это был крошечный экранчик с линзой, и вся коммуналка собиралась у этого чуда техники.
А еще Василий полюбил ходить в кинотеатр. Он мог по несколько раз пересматривать любимые фильмы, особенно военные драмы.
После сеансов мальчишка подолгу не мог прийти в себя, воображая себя то бесстрашным Олегом Кошевым из «Молодой гварди», то хитроумным разведчиком Федотовым из ленты Барнета «Подвиг разведчика». Эти образы жили в нем еще долго, формируя его представления о героизме и отваге.
В театральную студию при Дворце пионеров Ланового привел друг.
— Васек, ну давай попробуем! — все уговаривал его Володя Земляникин.
Правда, педагог Сергей Штейн, увидев заикающегося паренька, сначала не хотел его принимать. Но потом махнул рукой:
— Пусть постоит за кулисами.
Упрямый Василек стоять за кулисами не собирался. Каждый день парнишка громко распевал песни, борясь с дефектом речи. И к концу десятого класса заикание исчезло.
НА РАСПУТЬЕ…
Окончив школу с золотой медалью, Лановой оказался на распутье. С одной стороны напирал отец:
— Иди в МГУ на журналиста учиться, сынок! Надежная профессия.
С другой — талантливого юношу, уже познавшего вкус первых театральных успехов, неудержимо тянуло на сцену. В конце концов Вася определился и отнес документы в Щукинское училище. Успешно сдал все экзамены и был зачислен.
Вот только дома его ждал холодный душ. Отец, простой рабочий, так и не принял увлечений сына. Поэтому тот отправился сдавать экзамены в МГУ и стал его студентом.
— А не махнуть ли нам на море? — предложил Василию Земляникин после сдачи всех экзаменов. — Заслужили!
Поле чего, с чувством выполненного долга друзья отправились на отдых в Керчь. Именно там их и настигла судьбоносная телеграмма: обоих срочно вызывали в Москву на кинопробы к фильму «Аттестат зрелости».
Восторгу молодых людей не было предела. Удивительно, но Ланового утвердили на главную роль сразу после первых же проб, тогда как его другу достался лишь эпизодический персонаж.
Съемки начинались осенью, поэтому Василия решился попросить в МГУ отсрочку. Однако в деканате даже не стали слушать объяснений. В «Щуке» он тоже попал под горячую руку разгневанных педагогов:
— Вы вроде в МГУ поступили? Так идите туда и учитесь. Чего вы прыгаете туда-сюда?
Тем не менее, приняли, зачислив на курс легендарной Цецилии Мансуровой.
ЗИНОЧКА
Еще студентом Вася безумно влюбился. Объектом его внимания оказалась юная ВГИКовка Зина Кириенко, чья красота сводила с ума всех однокурсников.
— Володь, я женюсь на ней! — заявил он другу, едва увидев девушку на одном из творческих вечеров двух театральных ВУЗов.
— Ну и дурак! — рассмеялся тот. — Ты хоть познакомься сначала!
Но пылкий юноша всегда действовал напролом. На следующий день, надев единственный приличный костюм и нарвав цветов с клумбы возле общежития, он явился к дому, где Зина проживала с теткой.
Когда удивленная женщина открыла ему дверь, не мешкая, брякнул:
— Здравствуйте! Я пришел свататься к вашей племяннице!
Едва сдерживая смех, тетка гостя впустила. И пока тот красовался перед зеркалом, успела шепнуть племяннице:
— К тебе кавалер пришел. Красивый, но, кажется, не в себе совсем.
Появившаяся в дверях Зиночка одним взглядом охладила пыл жениха:
— Ты кто вообще такой? А нууу, маааарш, отсюда!
Но Василий не сдавался. Уже через неделю, подкараулив Кириенко после лекций, он принялся читать ей стихи.
— Отстань, артист! — фыркнула Зина. — Мне серьезные мужчины нравятся!
Говорили, Лановой тяжело переживал отказ девушки. Даже просил тетку повлиять на нее. Но Кириенко была непреклонна. Годы спустя, встретившись на съемках, они вместе смеялись над той историей. К тому времени оба уже нашли свое счастье с другими.
БУРНЫЙ РОМАН ДВУХ ЗВЕЗД
На втором курсе судьба свела Василия Ланового с Татьяной Самойловой, дочерью знаменитого актера Евгения Самойлова, выпускницей престижной балетной студии. Их первая совместная репетиция мгновенно переросла в страстный роман.
Молодая пара смотрелась вместе идеально: красавец-студент и изысканная дочь советской кинозвезды. Однако за фасадом благополучия скрывались непреодолимые препятствия. Визиты в родительскую квартиру Самойловых превратились для Васи в настоящую пытку. Мэтр советского кино с трудом скрывал презрение к простонародным корням зятя.
А тут еще и карьерные амбиции Татьяны взяли верх над традиционными ценностями. Узнав о беременности, молодая жена приняла роковое решение, не посоветовавшись с мужем. А когда правда раскрылась, лишь холодно заявила:
— Нам нужно расстаться. Так будет лучше для нас обоих.
По иронии судьбы через десять лет они вновь встретятся на съемочной площадке «Анны Карениной», где Лановой заменит Олега Стриженова в роли Вронского. Но к тому времени оба уже пройдут через горькие уроки жизни: она — через череду неудачных романов, он — через трагическую гибель второй жены.
КАРЬЕРА
Но это случится много позже. А пока в стенах Щукинского училища Лановой постигал азы театрального искусства под особым покровительством Цецилии Мансуровой.
Затем случилась главная роль в фильме «Как закалялась сталь», укрепившая его репутацию перспективного актера. Когда Василий перешагнул порог Театра имени Вахтангова, он уже был хорошо известен зрителям.
Но в первые годы службы ему доставались на сцене лишь эпизодические роли, хотя он и успел выйти в 13 спектаклях, включая «Идиота», «Гамлета» и «Фому Гордеева». И причина этому была.
— Лановой, у вас есть год, чтобы влиться в труппу и избавиться от украинского говора, — заявил ему однажды главреж театра Рубен Симонов.
Василий лишь молча кивнул, прекрасно понимая, что перед ним не просто ультиматум, а профессиональное требование, которое определит его дальнейшую судьбу в театре.
Когда же, наконец, он поправил дикцию и ему стали предлагать значительные роли, возник новый вызов. Актера «заперли» в амплуа благородных героев: принцев, полководцев, рыцарей. Режиссеры, как один, видели в нем эталон статного, с проникновенным взглядом и безупречной осанкой аристократа. Сам Лановой мечтал о разнообразии.
Переломным моментом в карьере стал отказ актера от очередной роли Принца в «Золушке». Вместо этого он вызвался сыграть эксцентричного Маркиза Па Де Труа. Симонов хоть и сомневался, но эксперимент позволил. И не прогадал! Зрительский смех стал лучшим этому подтверждением.
Позже актер признавался, что роль Маркиза была у него одной из самых любимых в театре.
— Играть в комедии, дарить людям радость и самому получать от этого удовольствие. Это ли не счастье, — говорил он.
Судьба подарила нашему герою уникальную возможность работать рядом с легендами Театра Вахтангова: Цецилией Мансуровой, Николаем Гриценко, Владимиром Осеневым. Их мастерство стало для него живым учебником, а совместные спектакли — бесценным опытом.
Но главным примером преданности профессии он считал Николая Плотникова, который учил, что в кино нужно сниматься редко, чтобы не растратить себя и не надоесть зрителю.
Однако сам Лановой снялся почти в 80 фильмах. Хоть он и называл себя в первую очередь театральным актером, кино оставило в его биографии яркий след. После дебютного Павки Корчагина последовали культовые роли: Артур Грэй в «Алых парусах», Анатоль Курагин в «Войне и мире», Вронский в «Анне Карениной». И, конечно, Иван Варавва в «Офицерах».
ЛЮБОВЬ И ТРАГЕДИЯ
К моменту съемок в «Офицерах» Василий уже был женат. С красивой брюнеткой, актрисой Театра имени Пушкина и режиссером Центрального телевидения Тамарой Зябловой его познакомил друг, все тот же Владимир Земляникин.
Тома просто покорила Василия своим обаянием и добротой. А еще девушка легко влилась в их семью.
Их брак мог бы стать идеальным, если бы не одно горькое обстоятельство. Долгие годы у пары не получалось завести детей. Тамара была старше мужа на пять лет, и с каждым годом надежда таяла. Но когда той перевалило за сорок, случилось чудо — она забеременела.
Однако малыш на свет так и не появился. В один из вечеров, возвращаясь с работы, Зяблова попала в страшную аварию. Из всех пассажиров автомобиля погибла только она. Лановой в тот момент был на гастролях, и страшную новость ему сообщила по телефону младшая сестра.
— Васенька, крепись. Тамарочки больше нет, — заплакала в трубку Валя.
Смерть жены стала для него настоящим ударом, от которого он едва не сломался. И только через год смог вновь почувствовать вкус к жизни. Но свою Томочку не забывал никогда. Даже спустя годы, уже обретя новое счастье, Лановой бережно хранил память о ней — женщине, которая навсегда осталась частью его души.
«ДВУМ ЗВЕЗДАМ НЕ УЖИТЬСЯ…»
Когда 38-летний Василий встретил 24-летнюю Ирину Купченко, в актерской среде лишь скептически усмехнулись. У нее за плечами уже были «Дворянское гнездо» и «Дядя Ваня», неудачный брак с Николаем Двигубским и репутация роковой красавицы.
— Двум звездам не ужиться, — шептались местные кумушки.
Но жизнь опровергла все их прогнозы. Этот брак стал одним из самых прочных в советском кино — почти полвека любви, взаимного уважения и мудрого компромисса. Купченко сознательно отодвинула карьеру на второй план, посвятив себя семье. Хотя Лановой, вопреки стереотипам о «звездных» мужьях, настойчиво уговаривал жену не отказываться от ролей.
В 1973 году, когда Ирина ждала первенца, Лановой создавал одну из своих самых знаменитых киноролей — группенфюрера СС Карла Вольфа в «Семнадцати мгновениях весны». Режиссер Татьяна Лиознова требовала от актера практически невозможного. Ему нужно было показать не карикатурного злодея, а интеллектуально сильного противника. Было тяжело, но он справился.
Спустя три года после рождения сына Александра семью ждало одновременно радостное и трагическое событие: рождение двойняшек Сергея и Андрея, из которых выжил только первый.
Оба сына пары унаследовали родительские черты. Старший, Александр, ставший впоследствии историком, пошел в мать. Такой же вдумчивый, серьезный. Младшему Сергею, блестяще окончившему экономический факультет, достался отцовский темперамент.
Однако в 2013 году 37-летнего Сергея не стало. Скоропостижная смерть сына от инфаркта стала еще одним тяжелым ударом для семьи.
Василий Семенович Лановой прожил 87 лет, оставив после себя богатое творческое наследие: около 80 киноролей, 60 театральных работ, более 50 радиопостановок. Его неповторимый голос звучал в записях стихов Маяковского, Гумилева, Блока. Даже в политической деятельности, будучи доверенным лицом президента на выборах 2018 года, он оставался прежде всего актером — убежденным и искренним.