Его похоронили с воинскими почестями, как военноначальника. На этом настояли ветераны. У многих имя актера ассоциируется в первую очередь с ролью Георгия Жукова, выдающегося маршала, победителя в Великой Отечественной войне.
Сам актер вспоминал, что когда Юрий Озеров, режиссер киноэпопеи «Освобождение» предложил ему роль маршала, первой его реакцией было — отказаться. Настолько мощной и сложной была личность Жукова. Однако, режиссер не сдавался. Он обратился к самому Георгию Константиновичу и спросил его мнение, сможет ли актер Ульянов воплотить его на экране.
Получив положительный ответ, передал его актеру. И тогда Михаил Ульянов взялся за роль. И она ему удалась настолько, что актер воплощал этот образ на экране еще несколько раз. Актер, по его собственному признанию, несколько раз намеревался познакомиться с Георгием Константиновичем, но мешала нерешительность, обстоятельства, цейтнонт, съемки. А когда совсем собрался, Жукова не стало.
Ульянов почтил память великого маршала, поклонился ему, возложил цветы… Кстати, дочь Жукова в своих воспоминаниях с неприязнью писала об актере, мол, снискал успех, играя роль маршала на экране, насладился успехом, а самого маршала так и не навестил…
Следующей эпичной ролью Ульянова можно считать роль Ленина. В советские времена за роль вождя революции брались выдающиеся артисты, например, в кино Щукин, Каюров, при том что в каждом театре был свой штатный исполнитель роли Ильича.
Михаил Ульянов подошел к исполнению роли вождя с умом — постарался убрать лишние черты, которые «наросли» к образу, многие старались приукрасить Ленина — делали его таким добреньким чудаком. Ульяновская трактовка была строже — в спектакле «Человек с ружьем» его Ленин сжат, напряжен, сконцентрирован.
Еще более резкие мазки актер использовал для создания образа Ленина в пьесе Михаила Шатрова «Брестский мир». Требовалось передать и довольно правдиво напряженное состояние Ленина, его борьбу с соратниками по поводу заключения этого тяжелого для советской страны мира. А борьба была отчаянной и трагичной.
Стоит упомянуть и посоветовать посмотреть читателям сериал «Штрихи к портрету Ленина», который состоял из четырех частей : «Поименное голосование», «Полтора часа в кабинете Ленина», «Воздух Совнаркома» и «Коммуна ВХУТЕМАС». Сериал снимался с попыткой осмысления исторической правды, с уважением к роли личности.
Надо сказать, что мы могли бы не увидеть этот фильм, если бы не нерадивость кладовщицы киностудии, ведь фильм был запрещен, а пленки приказали смыть. Но он остался и дошел до нас. Ульянов очень много и бережно работал с образом Ленина в этом фильме.
Чем еще запомнился нам этот артист? Стоит вернуться назад, к истокам, вспомнить, что Михаил Ульянов — сибиряк, омич. Что театральный спектакль он впервые увидел в пятнадцать лет и заболел страстью к актерской профессии на всю жизнь. Он поступил в самодеятельный театр, после школы, не раздумывая, подал документы в студию при Омском областном драматическом театре, где и проучился два года.
В свободное время подрабатывал на омском радио, вел утренние передачи в качестве диктора. Голос, надо сказать, у начинающего актера был звонкий и высокий. Чтобы придать голосу низкие ноты, Ульянов … кричал. Докричался до того, что сорвал его. Но сипловатость и желанный низкий тембр получил.
В послевоенную Москву студент омской театральной студии приехал с пистолетом и сразу же попал под обыск. Пистолет, по счастью, не нашли, иначе карьера актера могла и не сложиться или сложиться не так, как мы знаем. В столице будущего артиста ждал провал. Он не смог поступить ни в Щепкинское училище, ни в школу-студию МХАТ.
Помог случай, который дал возможность Ульянову попробовать себя еще раз в Щукинском училище, куда он и был принят. В год окончания училища Михаил очень надеялся, что его возьмут в театр имени Вахтангова. В тот год в театр приняли не двух, как обычно, а четырех выпускников театрального училища, в числе которых был Ульянов.
Чтобы принять решение о его приеме, руководитель театра Рубен Симонов попросил актера отрепетировать и показать ему роль Кирова из спектакля «Крепость на Волге».
С театром имени Вахтангова была связана вся жизнь артиста. Несмотря на большую востребованность в кино, своим призванием и своей семьей он считал все же театр. В нем он воплотил множество памятных образов — Ричарда III, Наполеона (в театре им. Пушкина), Антония, Цезаря… Ему поручали роли руководителей и директоров, исходя из его актерского типажа.
И вот одну роль в производственной пьесе «День-деньской» актер решил создать, не пользуясь своей актерской натурой, а вопреки ей. Директор завода Друянов появляется перед зрителями в затрапезном костюмчике, не седой и не темный, а какой-то пегий, шаркает ногами, вертит в руках цепочку из канцелярских скрепок и говорит высоким, писклявым голосом.
Эта роль вызвала множество откликов. Во-первых, возмутились руководители предприятий, по их мнению, таких директоров не бывает. Во-вторых, зритель в зале не спал, а смотрел во все глаза, образ Друянова раздражал, возникало напряжение и любопытство, а что будет дальше? Кстати, спектакль был снят на телевидении и его можно увидеть на экране.
Другим Ульянов предстал перед зрителем в роли главного инженера тракторостроительного завода Бахирева в фильме «Битва в пути» по одноименному роману Галины Николаевой.
Бахирев — новатор, он борется против штурмовщины и показухи, выступает против присуждения сталинской премии заводу, так как считает, что завод не достоин ее — детали идут бракованные, тонны металла уходят в брак, цеха пора модернизировать, сосредоточиться на выпуске своей продукции, а не на дополнительных посторонних заказах, за которые берется завод…
Между Бахиревым и директором завода разгорается конфликт, его хотят уволить, но он готов работать и на должности сменного инженера, так как интересы завода становятся ему гораздо важнее и ближе, чем должность. С этой ролью Ульянов справился, хотя сам считал, что фильм в целом не получился.
Роль председателя колхоза Егора Трубникова в фильме «Председатель» артисту, безусловно, удалась. Сам он вел во время съемок дневник, и почти в каждой записи признавался, что не дотягивает до роли, что не видит героя, а видит артиста с белыми волосами, что глаза у него пустые…
Но артист долго и кропотливо работал над образом, подсказок для решения этой роли было много в повести Юрия Нагибина, по которой писался сценарий. Актер старался сделать роль «на нерве», надрывно, многое, кстати, из фильма было вырезано, как «очерняющее социалистическую действительность». Актер был доволен этой ролью и по праву получил за нее Ленинскую премию.
На одном обсуждении фильма выступила женщина. Она сказала: » Я- горожанка, и проблемы села всегда были далеки от меня. Но после просмотра этого фильма я покупаю хлеб по утрам теперь с иным чувством». И что выше — такое признание или Ленинская премия?
Встреча с Иваном Пырьевым произошла почти случайно. Михаил Ульянов как-то повстречался с легендарным режиссером и попросил — а это было ему совершенно несвойственно — о роли в какой-либо постановке режиссера. Пырьев хмыкнул, кивнул и спустя некоторое время вспомнил об этой встрече. Режиссер запускал фильм «Братья Карамазовы» и решил попробовать артиста на роль Мити.
Конечно же, за эту роль Ульянов буквально уцепился. Он без конца читал и перечитывал роман, вдумываясь с строки Достоевского, пытаясь нащупать те самые верные ноты, с которыми надлежало играть Митю Карамазова. Роль Ивана досталась Кириллу Лаврову. Поняв рисунок роли и замысел режиссера, артисты вдохновленно работали в фильме, пока съемки не прервала смерть режиссера.
Остановить съемки — положить фильм на полку. И тогда Ульянов и Лавров решились взяться за режиссуру второй серии фильма, стараясь бережно сохранить режиссерский замысел. Фильм этот Михаил Ульянов считал своей большой удачей.
Нельзя не упомянуть о таком жанре, как радиопьеса. Актер принял участие в записях множества постановок, великолепно начитал, среди прочего, » Василия Теркина» и » Тихий Дон». Последнее произведение, кстати, он записывал в течение двух лет.
Что еще можно сказать о любимом артисте? О его поздних ролях в фильмах «Сочинение ко Дню Победы» и «Ворошиловском стрелке». Что сам артист считал наступившие времена дикими, а свое поколение обманутым и потерянным, лишившемся не только защиты, но и веры, идеалов.
За два года до кончины Михаил Александрович в последний раз исполнил роль Жукова в телесериале Юрия Кары «Звезда эпохи». Первоначально роль маршала хотел сыграть Владимир Меньшов, но Кара посчитал, что «все зрители привыкли к Ульянову в этом образе». Георгия Константиновича снова желал сыграть и сам актер.
Актер много и долго болел, за несколько месяцев до смерти он попрощался с театром, освободил свой кабинет, в котором занимал место художественного руководителя театра в течение десятилетия. Скончался Михаил Ульянов накануне Всемирного дня театра.
«У меня нет разочарований ни в прожитой жизни, ни в людях», — произнес артист незадолго до ухода.