В каждом человеке спит гений, а когда с музой, – рождается шедевр. Этот затасканный анекдот с двойной моралью, тем не менее, вполне жизненный и применим почти ко всем историям любви талантливых людей.
Владимир Канделаки отдавал ей главные роли в театре, а Анатолий Кремер написал для своей Татьяны четыре музыкальных спектакля – и Татьяна Шмыга выходила на сцену Московского театра оперетты практически до конца своих дней, получив негласное звание королевы советской оперетты.
Откуда такая необычная фамилия – Шмыга?… Семья отца Тани, поляка по национальности, бежала из Польши от немцев в Россию в 1915 году. Ее дед носил фамилию Мицкевич. Он рано умер, бабушка актрисы снова вышла замуж. Мужчина усыновил ее сына и дал свою фамилию – Шмыга.
Для Татьяны ничего не предвещало звездного будущего. Времена в стране были смутные, в любой момент семья могла сорваться, как осиновый листок, и снова мигрировать.
Татьяна внезапно для своей семьи увлеклась пением – у неё оказался от природы отличный голос и слух, мать выкраивала деньги для занятий с педагогом. В итоге девушка в 1947 году стала студенткой музыкально-театрального училища, а затем перевелась в ГИТИС.
После окончания ГИТИСа Татьяну Шмыгу приняли в труппу Московского театра оперетты.
Очень часто Шмыгу приглашали в программу «Голубой огонек», где она не только пела, но и была ведущей праздничного концерта.
Недостатка в мужском внимании у неё не было. Татьяна много гастролировала, в том числе и за рубежом (Болгария, ГДР, Польша, Чехословакия, Югославия), что для 50-х и 60-х было делом особенным.
Мужей она выбирала умеючи, это были действительно достойные личности.
Так уж случилось, что своих детей у Татьяны Ивановны не было. Когда журналисты задавали ей вопросы на эту тему, отвечала: «Если бы у меня родился ребенок, я бросила бы театр».
Первый муж – профессор МГУ, доктор филологических наук Рудольф Борецкий. «Рудик», как она его называла, был младше Татьяны на два года и она уверенно вела эти отношения, сделав из перспективного парня фактически свою тень.
Это льстило ей и вполне устраивало самого Рудольфа. Примечательно, что даже спустя много десятилетий после развода он помнил о ней и после смерти Татьяны в 2011 году вскоре скончался сам.
Шмыга все еще была замужем за своим Рудиком, когда за ней стал ухаживать её будущий второй муж – певец, солист Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, главный режиссер Театра оперетты Владимир Канделаки. Он был старше Татьяны на 20 лет. Уроженец Тбилиси был темпераментным и состоявшимся мужчиной.
Кстати, Владимир Канделаки не являлся родственником ни ныне успешной журналистки Тины Канделаки, ни того Канделаки, который был доверенным лицом Сталина. Просто однофамильцы.
Вот как сама Татьяна Шмыга вспоминала брак с Канделаки:
«Я и не думала, что интересую Владимира Аркадьевича. Он потрясающий певец, замечательный режиссер, человек, обласканный властью. И кто я рядом с ним! Но как-то, возвращаясь домой на троллейбусе, заметила его «Победу», следующую неотступно. Долго сопротивлялась ухаживаниям, ведь я была замужем, однако его настойчивость оказалась сильнее».
Первые годы брака с Владимиром Канделаки стали похожи на сказку. Это был качественно другой уровень жизни – пускай Татьяна уже тогда была состоявшейся вокалисткой, но только в браке с Канделаки поняла, какой может быть жизнь. Зарплата в театре была мизерная.
Хлебным временем для артистов оставался только Новый год, когда можно было заработать на «елках». Татьяна Шмыга тоже участвовала в таких представлениях, но играла зайчиков и белочек (правда, это она скромничает – «Голубой огонек» ведь вела в свое время).
А Канделаки показал ей, как на самом деле можно жить. И какой легкой и приятной может быть жизнь. Личный автомобиль, домработница, современная квартира.
То были самые лучшие годы в её женской и артистической судьбе. Спустя несколько лет, когда они начали притираться друг к другу, стали сказываться взрывной характер и особенности южного темперамента Владимира. Несмотря ни на что, этот брак продлился аж 20 лет, что, безусловно, уважаемый и солидный срок.
После развода с Татьяной Шмыгой Владимир Аркадьевич и не подумал «завязать» с семьей и браком, и женился в третий раз на балерине и актрисе Галине Кузнецовой. Канделаки прожил долгую (86 лет), наполненную, интересную жизнь и стал обладателем множества наград и уважения коллег и власти – как при Союзе, так и в РФ.
А что же наша Татьяна?…
Она тоже вышла замуж в третий раз. За Анатолия Кремера.
Встречаться она начала с еще женатым на тот момент композитором и дирижером. Анатолий Кремер так описал их с Татьяной неудачное начало романа (и это поведение женатого мужчины, мда уж):
«Таня потом мне признавалась, что я-то ее зацепил гораздо раньше. За несколько лет до этой поездки мы вместе работали над музыкальным фильмом «Эксперимент». Снималось созвездие актеров: Люся Гурченко, Наталья Фатеева…
На роль, которую в результате сыграла Шмыга, сначала думали пригласить Татьяну Доронину. И именно я подтолкнул режиссера сделать правильный выбор: «Эта актриса — в яблочко!». С Таней мы уже сталкивались по работе в театре, и я знал, насколько она талантлива…
После окончания съемок подошел к своей «протеже»: «Танечка, что у вас сегодня вечером?». «Я так устала», — попыталась уклониться она от приглашения. Но я настоял: «Давайте отметим окончание работы над картиной вместе со съемочной группой!» В ресторане «Золотой колос» Таня оказалась в окружении пятерых мужчин. Заказали аперитив, закуски — даже в меню не заглянули.
Операторы, режиссер, композитор — все люди не нищие, в достаточно солидном возрасте. У меня кошелек всегда лежал в правом заднем кармане. Лезу — и вдруг понимаю, что именно сегодня оставил его в других брюках! А Таня вдруг так непосредственно предлагает нас выручить: «Я могу заплатить».
Сотрапезники краснеют: «Неудобно, чтобы такая очаровательная женщина пятерых мужиков угощала…» И тут я разряжаю обстановку: «Да ладно вам, Танечка же свой парень!» Спустя годы она мне припомнила «своего парня»…
Кремер о том, как его будущая жена уходила от Канделаки, а он от своей Розы:
«На самом деле в той ситуации было трудно нам всем… Хотя Тане в каком-то смысле несколько проще, чем мне: она оставила мужа, когда Канделаки был в длительной командировке. Просто написала ему записку — и все. А я несколько раз уходил к Тане и возвращался обратно к Розе. Буквально резал по живому, но ничего с собой поделать не мог: я любил Розу и любил Таню…
Роза была прекрасной женой, и у меня к ней не имелось никаких претензий. Это осложняло мой уход вдвойне».
Она стала официальной супругой Кремера, когда ей было уже 48 лет.
Они прожили в браке 35 лет, до последнего дня артистки.
«Меня миновали два пожирающих человека недуга: зависть и интриганство. А еще я благодарна судьбе, что в моей жизни есть Анатолий Львович Кремер, человек, который триедин в одном лице: муж, друг и замечательный композитор», – делилась она.
Татьяна Шмыга последние годы жизни сильно мучилась от диких болей в ногах, но продолжала выходить на сцену Театра оперетты и Театра имени Ермоловой до осени 2009 года. О свей болезни не говорила. В итоге она лишилась конечности.
Невозможность выходить на сцену стала причиной охлаждения интереса к жизни: пожилая артистка не мыслила свою жизнь такой, часто плакала, пытаясь скрыть слезы от мужа, но он всё понимал. Через год она скончалась, ей было 83 года.
Анатолий Кремер очень трогательно описывал последние совместные годы жизни. Он прожил без своей Татьяны всего всего четыре года.
«У Танечки были самые красивые в мире ноги, сводившие с ума миллионы ее поклонников, и уникальный, полетный голос, который невозможно было спутать ни с каким другим, – этих достоинств она лишилась в конце жизни…
И все же мы надеялись до последнего…
За несколько часов до ее ухода я, наклонившись к Тане, услышал: «Я жить хочу!»
Отчетливо помню ее последнее появление в театре. Мы с артистами курим на лестничной площадке и вдруг слышим снизу — «тук-тук-тук»… «О, Тань-Вань бежит!» — так ее с любовью называли за глаза коллеги. Узнавали даже по походке: тук-тук-тук… Вспоминаю и невольно прислушиваюсь — без Тани в нашей квартире непривычно тихо и… пусто».