«Я не знаю, как и чему вас учить, ведь вы законченная актриса»

В 90-е, когда кино рухнуло и инфляция съедала все гонорары, денег катастрофически не хватало…

Эта актриса за полвека снялась в полутора сотнях фильмов, сыграла в 15-ти спектаклях, озвучила 11 мультиков.

Её снимали Кира Муратова и Алексей Герман, Никита Михалков и Владимир Бортко, Георгий Натансон, Георгий Данелия, Вадим Абдрашитов, Игорь Масленников, Михаил Пташук, Всеволод Шиловский, Валерий Приёмыхов, Эльдар Рязанов, Сергей Соловьёв, Алла Сурикова и Светлана Дружинина.

Она могла сыграть всё: от высокой трагедии до феерической комедии, она играла и простых баб, и секретарей горкомов, и императрицу Анну Иоанновну. Имя Нина, отчество Ивановна и фамилию Русланова придумали в детском доме, а день рождения она выбрала сама. Она должна была умереть ещё в младенчестве, но выжила.

Глядя на неё в жизни, не было сомнений, что она и коня скачущего остановит, и в избу горящую войдёт. Те, кто с ней работал, в один голос утверждали, что характер у неё был не простой, если ей что-то не нравилось, за словом в карман она не лезла. Она была весьма прямолинейна, жизнь воспринимала без полутонов, чётко деля её на чёрную и белую.

Детство

Её младенцем нашли на пороге детприёмника в Богодухове на Харьковщине осенью 1943-го спустя пару месяцев после окончательного освобождения города от немецких захватчиков. Девочка была завёрнута в какие-то лохмотья, записки с указанием даты рождения и имени не было.

Ниной её назвали потому, что девочек с таким именем в детдоме ещё не было, Ивановичами и Ивановными были все детдомовские, и некоторое время она жила без фамилии. Когда девочке было года три, к ним приехала инспектор детских домов.

Нина уже тогда была гвоздём программы всех утренников, читала стихи, танцевала, но петь не хотела. Инспектор обратила на девочку внимание, и предложила дать ей фамилию необычайно популярной в то время исполнительницы народных песен Лидии Руслановой.

В отрывном календаре 5 декабря было напечатано красным цветом. Это был день Сталинской Конституции, и детей покормили особенно вкусно, и, что было куда важнее, обильно, а, значит, появилась возможность что-то припрятать, а потом угостить друзей. Полагая, что так будет и дальше, пятилетняя Нина именно эту дату выбрала своим днём рождения.

В её метрике записали, что родилась она 5 декабря 1943 года, что мать её крестьянка, а отец – Русланов Иван. Выходит, она дала имя и фамилию своему отцу, а матери – социальное происхождение.

К подкидышам, которые были зачаты во время оккупации, относились плохо, дети обзывали их, устраивали «тёмные» закапывали в землю, оскорбляли «воспетки», как во всех детдомах называли воспитателей. Нина огрызалась, и её переводили в другой детский дом – их она сменила шесть. В одном из детских домов «воспетка» Матрёна Тимофеевна, принесла Нине тарелочку мёда.

Девочка не знала, что это такое, но сладость ей понравилась, и с тех пор она очень полюбила мёд. Матрёна Тимофеевна была единственным человеком, от которого в детстве Нина почувствовала, если и не любовь, то, хотя бы, теплоту, потому и имя навсегда запомнила.

Учиться на штукатура

В 14 лет об актёрской карьере Русланова и не помышляла. Она хотела стать геологом, но точные науки – математика, физика, химия – давались ей плохо. После восьмилетки её отправили в строительное ПТУ учиться на штукатура. Навыки, полученные в училище, ей пригодилась, когда Кира Муратова позвала Нину в картину «Познавая белый свет»: её героиня Люба по сюжету была штукатуром.

Театральное училище им. Бориса Щукина

Как только Нине исполнилось 18, она неожиданно для всех поступила в Харьковский театральный институт, и пошла служить в один из местных театров – и денег подзаработать, и практику получить. В 1964-м актёр Юрий Эпштейн приехал на гастроли с театром им. Моссовета.

Он увидел Русланову в небольшой роли на сцене, на следующий спектакль чуть ли не силой притащил худрука театра знаменитого Юрия Завадского, а потом уговорил его поговорить с руководителем театрального училища им. Бориса Щукина Борисом Захавой, с которым Завадский дружил, чтобы он взял к себе Русланову.

Когда пришла телеграмма из Москвы, Нина, занимавшаяся ещё и спортивной гимнастикой, получила травму и на экзамены приехала с распухшей ногой, намазанной невероятно вонючей мазью Вишневского. Если добавить сюда ужасный украинский говор, станет ясно, что шансов у неё не было, но когда она прочитала монолог Аксиньи из «Тихого Дона», её в училище приняли.

На первом занятии, послушав, как Нина читает стихи, мастер курса Вера Львова развела руками: «Я не знаю, как и чему вас учить, ведь вы законченная актриса». Вместе с Руслановой учились Леонид Филатов, его друг Владимир Качан, Борис Галкин, Александр Кайдановский, Анастасия Вертинская, Владимир Дыховичный

«Короткие встречи»

На съёмках своего первого фильма Русланова умудрилась поссориться с режиссёром. На втором курсе Кира Муратова пригласила её на главную роль в картину «Короткие встречи». Партнёром Нины был Владимир Высоцкий, в то время уже довольно известный, но ещё не ставший культовой фигурой. Съёмки под Одессой проходили не просто: Нина всё время спорила с Муратовой, хотела играть по-своему.

В какой-то момент Муратова стала пробовать другую артистку, но получалось совсем не то, что она хотела, и режиссёр вернула Русланову, а потом сняла её ещё в семи своих картинах.

После «Коротких встреч» Русланова думала, что проснётся знаменитой, но фильм прошёл третьим экраном, зритель его не заметил, и лишь в 1987-м за роль буфетчицы Нади, безответно влюблённой в заезжего геолога Максима, она получила свою первую Нику, а всего их у Руслановой четыре.

Выгнали из общежития

Студентам «Щуки» категорически запрещалась сниматься в кино, но Львова отпустила Нину под свою ответственность. После возвращения со съёмок Русланову из училища не отчислили, но из общежития выгнали.

Львова, понимая, что Русланова лишилась жилья, частично, и по её вине, позвала её жить к себе. Когда Нина вышла замуж за Геннадия Рудакова, который увидел её в студенческом спектакле, Вера Константиновна приютила и молодую семью.

Театр

После окончания «Щуки» Нине повезло: её пригласил в театр им. Вахтангова сам главный режиссёр Евгений Симонов. Он даже дал ей небольшую «однушку», и это было первое в жизни Руслановой своё жильё. С детства у Нины отношение к быту было очень простое: есть крыша над головой, и на том спасибо.

Что-то выбивать, просить, она не привыкла. За 15 лет службы в вахтанговском театре Русланова сыграла в 14-ти спектаклях, но ни в одном из них не было главной роли. Она перешла в театр им. Моссовета, потом в театр им. Евгения Симонова, но нигде главных ролей у неё не было.

«Тени исчезают в полдень»

В 1971 году вышел телесериал Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Тени исчезают в полдень». Русланова играла там крестьянку Марью, и хотя уже во второй серии её убили, в картине она присутствовала до конца последней, седьмой серии, и не только в воспоминаниях героев и в названии утёса: она задала тональность всему фильму, имевшему огромный успех.

*

Дочь

В 1976-м у Руслановой и Рудакова родилась дочь Олеся. У Нины с детства было больное сердце, забеременела она, когда ей было 32, и доктора предупреждали, что она может умереть, но Русланова очень хотела стать матерью. В Москве роды принимать оказались, родители мужа, жившие в Белоруссии, подняли все свои связи, и Нина рожать поехала в Гродно.

Всё прошло хорошо, девочка родилась здоровой, но через три года родители решили, что им нужно расстаться, и развелись. Они навсегда сохранили тёплые отношения, каждое утро наперегонки звонили друг другу, и если телефон вдруг не отвечал, мчались, чтобы удостовериться, что всё в порядке.

*

Русланова понимала, что профессию терять нельзя, тем более, что приглашений было много: она снималась в трёх, пяти, а то и семи фильмах в год. Бабушек, нянек и детского сада не было, на репетиции и спектакли Нина брала Олесю с собой, дочь или спала в гримёрке, или разгуливала по театру, быстро став там своей.

На съёмки Русланова тоже возила дочь с собой, и так они объехали чуть ли не все киностудии страны, в разные годы вместе снялись в четырёх картинах. Одним словом, брошенным ребёнком Олеся себя не чувствовала.

Когда дочери исполнилось 14, Нина перестала брать её с собой: длительные перерывы мешали ей учиться в школе. Дочь оставалась дома одна, и частенько Русланова возвращалась в разгромленную квартиру.

«Цыган»

Снималась Русланова много, но звёздной роли не было, пока в 1978 году режиссёр Александр Бланк не пригласил её играть Катьку-Аэропорт в 4-серийный телефильм «Цыган». Картина очень понравилась зрителю, а сама Русланова считала Катьку одной из лучших своих ролей и любила героиню. Там было что играть: Катька была разная, у неё был характер, и был надлом.

Драку Катьки и Клавдии Пухляковой мокрым бельём под дождём придумали Русланова и исполнительница роли Клавдии Клара Лучко. В сценарии этот эпизод был без драки, и актрисы сказали Бланку, что как-то скучновато, что конфликт двух женщин из-за мужика должен быть более острым.

В этом фильме Катька просила Будулая принять её в цыгане, а за восемь лет до этого в телеспектакле Бориса Ниренбурга «Драма на охоте» по одноимённой повести Антона Чехова Русланова играла молодую цыганку Тину.

После показа «Цыгана» по телевидению, стоило Руслановой выйти на улицу, ей вслед со всех сторон неслось: «Катька-Аэропорт», а когда дочь пошла в школу и фильм снова и снова повторяли, Олесю тоже звали Катькой, и им обеим это прозвище не очень нравилось. В 1982 году Русланова, в том числе, и за «Цыгана» получила звание Заслуженной артистки РСФСР.

«Мой друг Иван Лапшин»

В картине «Мой друг Иван Лапшин» актрису Наташу Адашову должна была играть Людмила Гурченко, однако режиссёр Алексей Герман всё переиграл, и вместе с женой Светланой Кармелитой приехал из Ленинграда, нагрянул без приглашения домой к Руслановой, и уговорил её играть Наташу.

За эту роль Русланова получила Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых, а Герман и Муратова стали любимыми режиссёрами Руслановой – Герман снял её ещё в своём фильме «Хрусталёв, машину!».

«Ивана Лапшина» снимали на «Ленфильме», и Русланова познакомилась со своим гражданским мужем звукооператором Рафкатом Габитовым. До самой смерти Руслановой они жили не на два дома, а на два города, правда, встречались куда чаще, чем герои «Коротких встреч».

«Будьте моим мужем»

Как комедийную актрису Русланову открыла Алла Сурикова: у неё в картине «Будьте моим мужем» Нина сыграла Альбину Петровну – грубоватую и разборчивую хозяйку дома на морском побережье.

*

«Зимняя вишня»

Когда в 1985 году режиссёр Игорь Масленников дал Руслановой роль матери-одиночки в картине «Зимняя вишня», ей и выдумывать ничего не пришлось: она уже всё прожила и пережила сама.

«Завтра была война»

В дипломном фильме Юрия Кары «Завтра была война» по повести Бориса Васильева Русланова, актриса знаменитая и высокооплачиваемая, согласилась сниматься бесплатно. Она играла железную фанатичку с вечной папиросой в руках, партийного работника, у которой не было имени, а только фамилия – товарищ Полякова.

Сказать по правде, имя ей было и не нужно, поскольку что-то человеческое в ней прорвалось только однажды, когда дочь Искра пришла с похорон своей одноклассницы, покончившей жизнь самоубийством после ареста отца. Незадолго до этого она отвесила Искре такую увесистую оплеуху, что актриса Ирина Чериченко, игравшая Искру, следующие дубли делать наотрез отказалась.

Начали снимать картину в 1986-м – на заре гласности, и что фильм, что повесть, написанную в 1984-м, конъюнктурной никак не назовёшь.

«Знак беды»

В том же 1986 году вышла картина «Знак беды» о жизни белорусской деревни во время немецкой оккупации, снятая Михаилом Пташуком на «Белорусьфильме». Нина играла раскулаченную в годы коллективизации Степаниду Богатько, которая была вовсе не кулачкой, а простой крестьянкой, работавшей вместе с мужем Петроком от зари до зари.

В фильме есть эпизод, когда Степанида катит по полю неразорвавшуюся бомбу. Во время съёмок Пташуку казалось, что бомба слишком лёгкая, и поэтому очень легко катится, и он просил насыпать в неё всё больше и больше песка.

Так отсняли десяток дублей, и к концу съёмочного дня Русланова, с ног до головы измазанная настоящей, а не бутафорской грязью просто свалилась без сил. За эту роль Русланова получила Госпремию Белорусской ССР.

«Собачье сердце»

В 1987-м Владимир Бортко начал снимать двухсерийный телефильм «Собачье сердце» по одноимённой повести Михаила Булгакова, написанной в 1925 году, и 62 года в СССР не издававшейся, ходившей только в «самиздате».

Русланова играла Дарью Иванову, кухарку в доме профессора Преображенского, которая изрядно натерпелась от человеко-пса Полиграфа Шарикова. Картина, в которой снимались Евгений Евстигнеев, Борис Плотников, Роман Карцев, Владимир Толоконников, имела ошеломляющий успех, её моментально растащили на цитаты, а потом много раз повторяли.

«Афганский излом»

Следующий фильм Владимира Бортко, где играла Русланова, мог закончиться для неё трагически. Совместную советско-итальянскую картину «Афганский излом» снимали в 1990 году в Душанбе, когда там начались беспорядки. Покинуть город по земле было невозможно, аэропорт блокировали.

В главной роли снимался итальянский актёр Микеле Плачидо – знаменитый полицейский комиссар Коррадо Каттани из культового сериала «Спрут».

Он как-то сумел связаться со своим посольством, они прислали за ним вертолёт, бунтовщики чинить препятствия вертолёту в итальянской ливрее не стали, но Плачидо один лететь отказался, и итальянские лётчики сделали несколько рейсов, пока не вывезли всю группу. Плачидо улетел последним рейсом – всё это рассказала сама Нина Русланова.

Инфляция съедала все гонорары

В 90-е, когда кино рухнуло, Русланова умудрилась сняться в 32-х картинах, но инфляция съедала все гонорары, денег катастрофически не хватало. На жизнь она зарабатывала концертами и антрепризами, много ездила по стране.

Однажды ей заплатили лотком куриц. Спектакль «Замужняя невеста» во всех городах шёл с аншлагом. В нём играли Александр Леньков, Татьяна Кравченко, Владимир Носик, Марина Яковлева. В 1998 году Нина Русланова стала Народной артисткой России.

Здоровье

В 2009-м у Олеси родился сын Костя, и в том же году у Нины Ивановны случился первый инсульт. Восстановилась она довольно быстро, и даже вернулась в кино, пусть и на небольшие роли – сценарии ей продолжали присылать, даже когда она лежала в больнице.

В 2010-м Руслановой сделали операцию на сердце, и едва выйдя из больницы, она сыграла очень яркую директоршу гостиницы в комедии Дмитрия Дьяченко «О чём говорят мужчины», придумав для неё почти все реплики.

Через год в историческом фильме Андрея Смирнова «Жила была одна баба» о жизни в русской деревни с начала ХХ века до Тамбовского восстания Русланова играла одну из главных героинь Крячиху. Последним фильмом Руслановой стал снятый в 2014-м Олегом Степченко «Вий», где она играла жену Явтуха.

В 2013 умер Алексей Герман, и для Руслановой это стало подлинной трагедией. Через год у неё был ещё один инсульт, она частично потеряла речь, и говорить и читать училась вместе с внуком. Новым ударом стала смерть в 2018-м Киры Муратовой.

В начале ноября 2021 года Нина Русланова попала в реанимацию, и 21 ноября умерла. Ей было 78 лет.

Оцените статью
«Я не знаю, как и чему вас учить, ведь вы законченная актриса»
Лучшие годы отдала женатому старику и больше замуж так и не вышла: чем закончился треугольник Линдт-Золотухин-Гусева