«Её убили. Не ножом, не пулей – её убили, заставляя жить так, как она жила» – скажет ее отец журналистам на годовщину ухода из жизни своей единственной дочери.
Извините, но при жизни Кати родных все устраивало. Более того, на эту судьбу девочку программировали с детства.
Катя Огонек была яркой индивидуальностью, она отличалась от всех прочих певиц буквально всем. Она не была худенькой блондинкой в дизайнерских тряпках, которая открывает рот под фонограмму. Катя Огонек имела лишний вес, была невысокой (157 см), с низковатым голосом, а ее репертуар был откровенно «не девичьим». Но начнем сначала…
Будущая звезда русского шансона родилась в курортном местечке Краснодарского края, в 1977 году. Джубга – крошечный провинциальный городок на побережье, в который каждое лето съезжались семьи с детьми, чтобы порадовать детишек морем, песком и щедрой природой Краснодарского края. Кто побогаче или те, кто имел желание «потусить», – ехали по трассе дальше, к крупным туристическим центрам.
Настоящее имя Кати Огонек – Кристина Пенхасова. Отец Евгений Пенхасов был музыкантом, сотрудничал с известными коллективами, ну а зрелом возрасте осел в семьей в Джубге.
Позже семья перебралась в Кисловодск (крохотный туристический городок рядом с Пятигорском). Там девочку отдали в музыкальную и хореографическую школу.
Правда, с хореографией не задалось: девочка была невысокой, чтобы она не набирала лишний вес, матери приходилось вникать в разного рода диеты и настаивать, чтобы дочь их придерживалась. В итоге Кристина таки закончила хореографическую школу, но в жизни ей навык танца так и не пригодился.
Конечно, отцу, который повидал столичную жизнь музыкантов, хотелось дать дочери лучшую (по его мнению) жизнь. Еще в школьные годы он попросил своего друга А.Шаганова записать песню с Катей – в настоящей студии, с настоящим микрофоном. Конечно, никакой популярности эта проба не принесла, но появился опыт.
Итак, в возрасте 16 лет Кристина приезжает в Москву с вполне ясной целью – закрепиться в музыкальном мире столицы. Продюсер А.Кальянов и поэт-песенник А.Шаганов (да-да, тот самый друг отца) нанимают ее вокалисткой в едва созданную группу «10-А».
Надо заметить, что у Кристины Пенхасовой было довольно много творческих псевдонимов. И Кристина Пожарская, и Маша Ша. Но настоящая слава пришла позже, под псевдонимом Катя Огонек.
Спустя года три с момента приезда девушки в Москву, можно было утверждать наверняка – ей удалось закрепиться в Москве. Она была бек-вокалисткой в «Лесоповале», вокалисткой в проектах «10-А» и Маша Ша – правда, большой славы они не получили, но песни записывались и альбомы выпускались.
Впоследствии Катя вспоминала о работе в группе «Лесоповал»:
«Я как дурочка приходила на каждую репетицию, выкладывалась. А ребята относились ко мне не как к женщине, а как к мужчине, который у них чего-то там отнимает… Ну, раз поругались, два. А потом я подумала: зачем мне эти скандалы?
Танич мне сказал: «Катя, не обращай внимания на ребят. Ты пойми, главный здесь я». Да, главный — он, я не спорю. Но ребята есть ребята. Я сказала: Михал Исаевич, извините меня, ради бога, я ухожу».
В 1998 году родилась идея полностью сменить амплуа на шансон, отказаться от групп и дуэтов и работать сольно.
Кристина Пенхасова стала Катей Огонек для всех, включая маму, и сменила имя в паспорте, превратив легенду в жизнь. Позже стало ясно, что в обществе есть запрос на образ прожженной, виды видавшей и «сидевшей» дамы – но при этом внутри одинокой, желающей тепла и понимания.
Кате пришлось поддерживать образ, была создана целая легенда, как женщина провела годы в заключении. Все поклонники были уверены, что Катя действительно провела несколько лет за решеткой.
В начале 00-х, когда Любовь Успенская после кабриолета взяла паузу, растянувшуюся в бесконечность, у Кати не стало соперниц в женском шансоне.
Вот что говорила сама Катя Огонек о своей жизни (полностью выдуманной, конечно же):
«Я была осуждена по статье 211-й, часть вторая (потом мне изменили её на часть третью). В принципе ничего страшного нет в этой статье, просто случилась неприятная история, связанная с машиной. В общем, нечаянная ситуация. Провела в местах отдалённых два с небольшим года. Попала под амнистию — УДО, скорей даже не за примерное поведение, а за хорошее пение»
В те годы на пике моды был образ блондинки-содержанки, а Катя пошла против течения и бросила вызов обществу – стала популярна, имея лишний вес, неидеальные волосы и лицо, еще и тюремный срок (якобы) за плечами.
Казалось бы, все хорошо – пришла слава и, наверное, богатство. Но миллионы на Кате Огонек зарабатывали другие люди – продюсер, организаторы концертов (а концерты в глубинке и давали основной доход шансонье).
В 2003 году, после трех лет бесконечных концертов по богом забытой российской глуши, женщина остановилась и осознала, что живет в съемной «двушке». Кроме нее там обитали ее родители, муж, дочка. Но чудес не бывает, выхода Катя не видела, и в таком режиме она прожила еще 4 года.
В целом, довольно типичная судьба для простой российской женщины, коей Катя Огонек и являлась (ведь все истории про тюрьму и связи были выдумкой).
Мужем певицы был бывший боксер Левон Коява. В 2001 году Катя Огонек родила от него дочь Валерию. Из-за занятости мамы и ее личной жизни девочка жила и воспитывалась у родителей певицы.
Ходили слухи о том, что Катя Огонек пьет. Лично я склонна считать, что это было частью ее выдуманного образа.
То, что были с детства проблемы с приемом пищи, очевидное РПП (расстройство пищевого поведения), переработки и отсутствие сна (часто ей приходилось ехать к месту концерта несколько суток по бездорожью в холодной машине с водителем).
Из нее сделали ломовую лошадь, которая била копытцем и из-под него сыпались монеты.
В возрасте 30 лет певица угодила в реанимацию. Точные причины ее ухода так никто и не огласил – поговаривали, и что отек мозга, и что запущенная пневмония, и что отказало сердце из-за, якобы, многолетнего алкоголизма.
О том, насколько халатно к здоровью Кати отнеслись ее близкие и коллеги, говорит следующий факт: певица лежала в реанимации без сознания, а от врачей требовали поставить ее на ноги как можно скорее, был заряжен ряд серьезных, ответственных концертов. Всем было наплевать на ее состояние, от нее требовалось лишь одно: откатать очередной пул по сибирской глуши.