Помимо семидесяти картин, в портфолио этого фактурного советского актера имеются пантомимы и спектакли, поставленные во всех театрах Москвы.
Более того, Илья Григорьевич был заведующим кафедры пантомимы, единственной во всем мире. Заслуженный деятель искусств, профессор Рутберг снимался, преимущественно, в небольших ролях – в эпизодах.
Но в этот эпизод актер вкладывал максимум таланта, и потому он становился одним из запоминающихся акцентов картины.
Детство и юность
Будущий «король эпизода» родился в 1932 году, в центре Северной столицы нашей страны. Мира Ильинична, мама Ильи Григорьевича, преподавала иностранный язык в учебных заведениях, а отец Григорий Борисович был инженером в автодорожном институте.
Когда началась война, мальчику было девять лет. Отец Ильи в то время возглавил военно-дорожный отряд.
В его задачу входило управление ремонтом и текущим содержанием автомобильных дорог на Северо-западном фронте.
Григорий Борисович за доблестный труд в военное время был удостоен высоких государственных наград: ордена «Знак Почета», две Красные звезды и медали «За оборону Ленинграда».
Осенью 1941 года Илья с мамой выехал из города, и во время блокады были уже за пределами Ленинграда. Во время переправы в эвакуационный пункт многие горожане сильно простывали в пустых товарных вагонах.
Но Рутберги уцелели, и спустя 5 месяцев переездов прибыли в город Пермь (старое название города – Молотов), расположенный на реке Кама.
Семью поселили в двухэтажном старом бараке на окраине города, населенном хулиганами и асоциальными элементами, среди которых уличные драки «стенка на стенку» было делом привычным.
Получивший интеллигентное воспитание, 10-летний Илья Рутберг был вынужден многое терпеть: не столько побои, сколько насмешки и унижения. Тайком от матери, мальчик стал курить, и немного «приблизился» к дворовым мальчишкам.
Теперь он стал «своим парнем», и вместе с другими подростками ходил на драки.
Увлечение в драматическом кружке
В 45-ом году семья, наконец, возвратилась в родной город. Окончив среднюю школу, Илья поехал в Москву и стал студентом энергетического института.
Поначалу юноша много времени отдавал учебе, изучению библиотечных материалов. Тогда за всесторонним развитием комсомольцев следили секретари.
На одном из собраний секретарь отметил, что помимо учебы, Рутбергу следовало бы заниматься какой-нибудь общественной деятельностью.
Илья учел замечания товарищей и стал посещать драматический кружок. Незаметно для самого себя, молодой человек всерьез заинтересовался актерской деятельностью, и даже «втянулся» в актерскую работу.
Со временем начинающий тогда актер не только выступал на сцене, но и занимался постановкой спектаклей.
После окончания института Рутберг отработал полагающиеся три года по месту распределения, но всю свою жизнь связывать с закрытым научно-исследовательским институтом, где проходил практику, не стал.
Первые пробы на профессиональной сцене
1957 год ознаменовался проведением Четвертого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
Во время подготовки к этому значимому событию сотрудники Центрального дома работников искусств создали эстрадный ансамбль, от которого впоследствии взяли старт на большую эстраду Юрий Саульский, Георгий Гаранян, Савелий Крамаров, Майя Булгакова.
Приняли туда и Илью Рутберга. Ансамбль успешно выступил на фестивале, его заметили и стали продвигать. Именно в это время будущий актер осознал, что его место именно здесь, на сцене. И принял окончательное решение о смене профессии.
Театральные ВУЗы, куда поступал Илья, поначалу распахивали свои двери будущему гению.
Но потом, когда он демонстрировал свою непредсказуемую вольную оригинальность экспромтом на сцене, студента попросту выгоняли из заведения.
Инициатива в то время была наказуемой, а Илья любил импровизацию, нестандартные подходы к ролевой игре на сцене. Он хорошо понимал зрителя, уставшего от устойчивых штампов.
Но, помимо непредсказуемости и собственного видения своей цели, актер был на редкость устойчивым и целенаправленным человеком. Эта его черта и определила будущий большой успех, как актера.
Никто из преподавателей не мог тогда предположить, что Илья Рутберг станет преподавать актерское мастерство в этих ВУЗах.
При медицинском институте города Москвы выпускник медицинского университета им. Сеченова, кандидат медицинских наук, режиссер театра и телевидения Альберт Юльевич Аксельрод сумел организовать актерские посиделки, которые позднее стали называть «капустниками».
В то время, как говорится в энциклопедии, театральные пародии устраивали во время Великого поста, когда наиболее популярной едой была квашеная капуста. Отсюда и название мероприятия – «капустник».
Студенты – первые организаторы таких юмористических мероприятий — умудрялись шутить над коллегами и даже преподавателями, весело, с присущим молодежи юмором, и даже – сатирой.
Марк Григорьевич Разовский, студент журналистского факультета МГУ, будущий главный режиссер театра «У Никитских ворот» заметил талант молодого Рутберга и пригласил принять участие в реализации своей задумки.
В Доме культуры при МГУ, которым руководил тогда Савелий Михайлович Дворин, инициаторы – Аксельрод и Разовский предложили Илье Рутбергу создать собственную эстрадную студию.
Педантичный Рутберг отметив, что специальным образованием ни один из троих инициаторов не обладает, все же, дал свое согласие.
Так зародилась первая студия под названием «Наш дом», где Илья Григорьевич подготовил и показал первый спектакль пантомимы, аналогов которому еще не было в Советском Союзе.
Спектакль под названием «Мы строим наш дом» получился довольно новым и зрелищным: изображая на сцене подъемный кран, Рутберг прикладывал левую руку к затылку, а правую демонстративно вытягивал впереди себя.
Его коллеги по спектаклю «натурально» изображали процесс кирпичной кладки, используя невидимые мастерки.
Особый интерес зрителей вызвала сцена «Парк любви». Изображая собой фонари, по обеим сторонам аллеи вечернего парка стояли стройные юноши и девушки, одетые в черные обтягивающие костюмы, держащие в руках надувные шары ярко-желтого цвета.
А тем временем в парке разыгрывались романтические сцены между влюбленными.
Но в те годы советские театральные критики не воспринимали пантомиму. Не понимали тогда коммунисты сущности абстракционизма, и потому спектакль запретили. Все следовали посланию Никиты Хрущева, который говорил о художниках, как о людях «низких моральных принципов».
Спустя несколько лет, столицу нашей страны посетил мастер пантомимы, знаменитый французский актер-мим Марсель Марсо.
Рутберг встретился с гостем столицы, и произвел на Марселя большое впечатление.
При Московском Государственном университете функционирует театр, у истоков которого стояли Розовский, Аксельрод и Рутберг.
Илья Григорьевич в спектакле играл чудаковатого студента с большими, выражающими постоянное удивление, глазами. На глазах у экзаменатора (которого играл Розовский) доставал из многочисленных карманов шпаргалки к билетам.
Взял билет, взглянул в содержание, и невозмутимо сказал профессору: «Себе». Позднее этот эпизод постановщики взяли в картину «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». В последней версии зрители видят Владимира Носика, что доставляет массу положительных эмоций и до сегодняшнего дня.
Студенческий театр Московского госуниверситета был тематическим и развивающим дополнением к студии «Наш дом».
Ни в одном из них не было постоянно работающей труппы, при этом артисты могли работать поочередно, заменяя друг друга без каких-либо организационных или конкурентных конфликтов.
Студия дала старт таким выдающимся деятелям, как Александр Михайлович Вилькин, Аида Артуровна Чернова, Юрий Николаевич Медведев и др.
Купил. Включил. Не работает.
Талантливый актив в составе: Рутберг, Аксельрод, Розовский и Муратов стояли у истоков задумки и открытия в 1961-ом году программы КВН (сегодня нам известна эта программа, как «Клуб веселых и находчивых»).
Но в то время эти три буквы – КВН – расшифровывались под-другому, и «виновником» запуска программы стал обычный серийный телевизор.
Существенным недостатком такого телевизора был небольшой экран, и многие пользователи додумались до того, что стали перед экраном устанавливать узкий аквариум, наполненный водой.
Какой-то остроумный человек придумал народное название телевизору: «Купил. Включил. Не работает». С «пророческого благословения» этого шутника устройство так и стали называть все остальные люди, включая наших юмористов.
Они и назвали свою первую телепередачу по первым буквам – К.В.Н.
Передача имела колоссальный успех – когда ее транслировали по телевизору, все зрители «прилипали» к экранам. Очень многие репризы и монологи, услышанные на этой передачи, «ушли в народ».
Первые работы в кино
Илья Рутберг очень активный, талантливый человек, который старается проявить себя в нескольких областях деятельности. В 1961-ом году состоялся его дебют, как актера, одновременно в трех кинолентах.
Заметил его незаурядный талант известный режиссер Иван Александрович Пырьев. Он увидел номер, сделанный Розовским и Рутбергом, для студентов университета.
Намеченным глазом Иван Александрович «присвоил» этим «звездам» статус комедийных актеров и порекомендовал Эдуарду Петровичу Змойро, тогда еще начинающему режиссеру, в сатирическую короткометражную картину «Иностранец».
Стиляга-фарцовщик Эдик «Косой», персонаж Рутберга, регулярно занимался жеванием резинки в кадре.
На премьерном показе картины «Девять дней одного года», снятой режиссером Михаилом Ильичом Роммом, в зале присутствовали представители партийной и кинематографической элиты. Кинофильм потряс всех присутствующих зрителей, и по праву вошел в Золотой фонд советского кинематографа.
В картине заняты выдающиеся актеры: Баталов, Смоктуновский, Лаврова, Евстигнеев, Дуров. Подвыпивший физик, персонаж Рутберга, на несколько секунд появляется в кадре и очень натурально разрядил напряженный сюжет картины. Однако, в титрах фамилию Рутберга не указали.
Режиссер Александр Михайлович Файнциммер в 1961 году закончил съемки кинофильма «Ночь без милосердия». В картине рассказывается об американских летчиках, служащих в горячих точках на Ближнем Востоке.
Одного из таких летчиков Томаса Брукса играл Илья Рутберг, который играл на банджо, пел незамысловатые песни. Сцену мужского стриптиза буквально за несколько минут до команды «Камера! Мотор!» придумал юмористический вдохновитель съемочной группы Илья Рутберг.
Картину посмотрел Никита Хрущев и был крайне возмущен: разве так следует показывать врагов – империализма?! Тем не менее, персонаж Рутберга Хрущеву понравился.
Когда на киностудии «Мосфильм» Пырьев встретил Рутберга, режиссер воскликнул: «Вот, он понравился Никите Сергеевичу! А вы, жлобы, кому нравитесь?».
После показа производственных помещений Пырьев представил актера Адольфу Гуревичу, возглавляющему актерский отдел киностудии и распорядился назначить Рутбергу высшую категорию оплаты.
Но вскоре это распоряжение отменили, так как образовательный уровень не позволял Рутбергу получать такую же ставку, как у народных артистов Советского Союза.
Личная жизнь
Илья Григорьевич, несмотря на свою комичную внешность, пользовался огромным успехом у женщин. В 1963 году вниманием актера завладела пианистка Ирина Суворова, выпускница «Гнесинки». Молодой человек проявил активность и вскоре пара стала жить под одной крышей.
Мудрая и любящая Ирина согревала своей заботой и вниманием супруга и дочь, родившуюся в браке. Что бы ни случилось, они знали, что Ирина всегда находится рядом, поддержит, поймет, утешит, поможет обрести внутреннюю силу.
Примечательно, что родившаяся в 1965 году девочка больше двух месяцев жила без имени – никак не могли придумать такое имя, которое бы в полной мере отображало всю чудесную сущность любимой дочурки.
На помощь пришел дедушка, и в семье решила выбрать имя Юлия. В настоящее время талантливую актрису, народную артистку России Юлию Рутберг знает вся страна.
В фильмографии Юлии Ильиничны сегодня более 80-ти картин, и прима театра им. Вахтангова продолжает радовать зрителей своей работой в театре и кино.
Как и многие начинающие актеры, Рутберг с семьей первое время проживал в полуподвальном помещении. Благодаря большой любви и дружбе с коллегами, у Рутбергов зачастую собирались гости и проводились посиделки.
Поначалу новорожденная малышка бурно реагировала на шум и крики гостей, но потом привыкла, и спала обычным сном младенца.
А когда просыпалась – смотрела своими «глазинятами» на гостей, среди которых, конечно же, выделяла любимого папу. Когда малышке исполнилось восемь лет, семье, наконец, выделили отдельную «двушку».
Небольшие, но значимые роли Рутберга
Многие режиссеры полюбили Рутберга за его доброту и непосредственность, трудолюбие и умение быть нужным человеком в любом коллективе, находясь тем временем в тени.
Помимо взрослых, детская зрительская аудитория очень полюбила Илью Григорьевича за его роль в картине «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», снятой в 1964 году режиссером Климовым.
Рутберг воплотил на экране образ физрука, и при этом вместо наращенных бицепсов имел длинные худые руки и явно неспортивный торс.
Айболит – 66
Картина «Айболит-66» режиссера Ролана Быкова вышла на экраны в 1966 году. В ней Рутберг сыграл дирижера-мима, с его вставными сценами.
Картина стала популярной, благодаря шуточным и нешуточным намекам на окружающую реальность.
«Ты мне нужна, как женщина ..»
В 1978 году режиссер Александр Сергеевич Орлов снял картину «Женщина, которая поет» с участием Аллы Борисовны Пугачевой.
Илья Рутберг сыграл лишь в одном эпизоде, из-за которого публика, включая членов худсовета, хохотала до слез. Речь и дет о фрагменте фильма, когда персонаж Рутберга репетирует сцену с певицей и танцевальным коллективом.
Подойдя к Алле Борисовне, которая в то время уже была мега-звездой, Илья Григорьевич вдруг произнес: «Ты мне нужна, как женщина: руки, ноги, глаза!». Как только не рассмеялась в импровизированной сцене сама Алла Борисовна – остается загадкой.
Будучи талантливым и очень одаренным человеком, Илья Григорьевич Рутберг написал 5 книг о пантомимах. Специалисты считают этого автора непревзойденным мастером в данной области.
Пока талантливый человек молод и полон сил, он стремится изучить и сделать для общества, как можно, больше.
Но жизнь, к сожалению, скоротечна, и понимание этого приходит уже в зрелом возрасте.
В 2014 году на 82-ом году жизни Ильи Рутберга не стало.
В качестве творческого наследия выдающийся актер оставил нам много хороших картин и удивительно талантливую дочь, актрису Юлию Рутберг.