Руфина Нифонтова — одна из самых красивых актрис советской эпохи. Когда-то ее хотели выгнать из Малого театра за хулиганство. Но за нее вступилась прославленная актриса Вера Пашенная и дошла до министра культуры Екатерины Фурцевой.
Ну а сама будущая актриса долго считала себя некрасивой. Хотя она будто сошла с полотен Серова: высокая, утонченная, с золотыми волосами и яркими голубыми глазами.
Свой низкий голос она в шутку называла женским басом. Поначалу даже планировала поступать в консерваторию. Там ей посоветовали идти в театральное. Первая попытка оказалась неудачной.
В Щепкинском училище знаменитая Пашенная сумела убедить комиссию, что девушка им не подходит. Уж очень ее раздражал низкий голос абитуриентки.
После этого мама буквально за руку отвела дочь во ВГИК, где был конкурс: 200 человек на место. И снова провал. Руфина рыдала за портьерой, когда на нее обратил внимание профессор Борис Бибиков. Он пожалел хрупкую девушку и принял к себе на курс.
Она искренне считала себя некрасивой, неуклюжей и этим объясняла то, что ее не приглашают на пробы, хотя ее одногруппники уже активно снимались. Даже первую роль она получила только по дружбе. Это была курсовая работа студента с режиссерского факультета, который экранизировал Обломова. Нифонтовой досталась роль Акульки.
Именно там ее заметил режиссер Рошаль и пригласил начинающую актрису в свой фильм “Вольница”. За эту роль Руфина получила приз за лучшую женскую роль в Карловых Варах. Поговаривали, что Рошаль был влюблен в молодую актрису. После окончания ВГИКа режиссер вновь пригласил девушку сниматься еще в одном своем фильме — “Хождение по мукам”.
Именно эта лента и сделала ее знаменитой. Хотя начиналось все не так гладко.
«Я эту буржуйку играть не буду. Извините, Григорий Львович. Не мое это«. Так Руфина ответила Рошалю на его предложение перечитать трилогию Толстого “Хождение по мукам”. Рошаль настоял. И отправлял ее в консерваторию и в Третьяковскую галерею. А еще подарил томик стихов Блока.
Она приезжала на съемки из железнодорожного барака с печным отоплением, где жила. А Рошаль учил ее дышать шелками и туманами. Ходить так, будто она плывет по зеркальному паркету.
“Хождение по мукам” имел огромный успех у зрителей. Все были уверены, что актрису ждет ошеломительный успех. Однако все обернулось иначе. Сокурсники позже скажут, что вся жизнь Руфины — это и есть хождение по мукам.
Однажды в коридорах Мосфильма Нифонтову остановил директор Малого театра Михаил Царев. Он поинтересовался, не хотела бы она служить в театре? Нифонтова была ошеломлена. Ведь приглашение Царева — это судьба.
У Руфины не было опыта, но она согласилась. И не изменяла Малому театру никогда. Царев пообещал, что все главные роли в театре будет играть только она. И круг замкнулся так, что первую свою роль в театре она играла именно с Верой Пашенной, которая ее не приняла.
Их отношения сразу не заладились. Вчерашняя выпускница ВГИКа ждала, что скажет Прима: похвалит или отругает. Но Пашенная на репетициях даже не удостаивала ее взглядом. Руфина уже хотела отказаться от роли, так и не сыграв на сцене Малого театра.
Но однажды неизменно молчаливая Вера Пашенная пригласила молодую актрису на воскресный чай. С окраины Москвы Нифонтова приехала заранее. Долго гуляла возле нужного дома и в назначенный час постучала в дверь квартиры Пашенной.
Та, всегда прекрасно одетая и причесанная в театре, встретила ее в домашнем халате. И с порога произнесла слова из их сценического диалога. Разговор получился душевным. Тогда Пашенная сказала: — Я за тебя доигрываю то, что ты пока не умеешь, глупышка: взглядом, жестом, поворотом головы.
После этого спектакля все поняли: Пашенная мечтает сделать из Нифонтовой свою преемницу. Оттого и особенно строга с ней. Пашенная и дальше опекала и вела ее. Она защищала Руфину в самых скандальных ситуациях.
Детство Руфины было не очень счастливым. Она родилась в Москве в семье железнодорожника и ткачихи-ударницы. Девочке едва исполнилось 10, как началась война. Два старших брата погибли на фронте. Еще один брат-близнец — Вячеслав, который был старше на одну минуту, и она получили все внимание и чрезмерную опеку матери.
Вячеслав из-за этого стал тихим и скромным ребенком. А Руфина была полной его противоположностью. Весь свой темперамент демонстрировала в школьных театральных постановках. В “Ромео и Джульетте” она играла пылкого влюбленного. И так увлеклась, что чуть не задушила подругу, что исполняла роль Джульетты.
С годами актриса не изменилась. Так, уже будучи в труппе Малого театра, она по-детски отомстила администратору за то, что тот на гастролях не поселил ее в отдельный номер. Руфина собрала компанию, и ночью тайно они обсыпали костюм этого администратора дустом. Сандал был жуткий.
Когда приехали с гастролей, Цареву ничего не оставалось, как устроить собрание. Нифонтова слыла хулиганкой, что Царева всегда смущало.
-Вы зачем костюм дустом посыпали? Зачем испортили вещь?
-А Вы знаете, для чего дуст применяется? — спросила Руфина.
-Для клопов, морить клопов, — ответил Царев.
— Вот поэтому дустом и посыпали!
-Вы что, считаете меня клопом?! — вскочил администратор.
Все вокруг хохотали.
Нифонтова не назвала фамилий тех, кто был с ней заодно. Даже когда товарищеский суд постановил исключить актрису из Малого театра. От волчьего билета ее спасла Вера Пашенная. Она дошла до Фурцевой. Так Нифонтова осталась в театре.
Она и в личной жизни была прямой и острой. С супругом Глебом Нифонтовым, Руфина познакомилась еще во ВГИКе. Он был старше ее на 8 лет.
Он увидел ее у раскрытого институтского окна и сказал: -Я не могу без тебя жить.
-А я без тебя могу, — ответила Руфина.
Молодой человек долго ухаживал за красавицей. Провожал домой и часто опаздывал на электричку. Мама Руфины стелила ему на полу под столом. Однажды Руфина, смеясь, сказала: -Давай поженимся. Или ты так и будешь спать под столом?
Когда родилась единственная дочь Ольга, именно Глеб взял на себя все обязанности по дому. Руфина возню на кухне не любила. Она вообще не была домашней.
Воспитанием дочери больше занималась ее мама. А Нифонтова хотела успеть все, пока режиссеры предлагали ей интересные и глубокие роли.
Первой в Малом театре Нифонтова оставалась недолго. В конце 50-х в труппу пришла ее соперница Элина Быстрицкая. Двум талантливым актрисам оказалось сложно ужиться на одной сцене. Обе ярко демонстрировали свое недовольство. Они не здоровались годами, демонстративно игнорировали премьеры друг друга.
Хотя однажды им все-таки пришлось столкнуться на одной съемочной площадке. Это был фильм Бориса Бабочкина “Дачники”.
“За провал Быстрицкой в спектакле “Любовь Яровая”. Такой тост произнесла Нифонтова на одной из вечеринок в театре. Соперницы рядом не было, но ей быстро передали.
Быстрицкая позвонила Нифонтовой и поинтересовалась: -Мне сказали, что Вы пожелали мне успеха?
-Я желала Вам не успеха, а провала, — прямо ответила Руфина.
Несмотря на такие острые отношения, они все же сыграли в одном спектакле. Причем Руфина сыграла Любовь Яровую, Быстрицкая сыграла машинистку Панову. Соперничество с Быстрицкой накалило обстановку до предела. Они играли одну роль в спектакле “Маскарад”.
В роли Баронессы Штраль выходили в разных актерских составах. Нифонтова добивалась безупречности в каждом движении. Даже брала уроки у Майи Плисецкой.
Нифонтова много и часто отказывала кинорежиссерам. Театр был ей ближе. В итоге она получила то, что хотела: режиссеры о ней забыли.
С единственной дочерью Олей у Нифонтовой тоже были проблемы. Они никогда не были особенно близки. Когда Ольга вышла замуж, зять категорически не понравился ни актрисе, ни ее мужу. Даже появление внука Миши их не примирило, хотя Руфина обожала внука.
Молодые жили вместе с родителями. Из-за постоянных ссор дочь с зятем решили переехать на родительскую дачу и жить самостоятельно. В надежде, что на расстоянии ладить будет проще, Руфина согласилась.
Теперь актриса совсем сидела без работы или играла эпизоды. После оглушительной славы в фильме “Хождение по мукам” и аншлагов в Малом театре вдруг наступили затяжные паузы. Чтобы заполнить пустоту, Руфина Дмитриевна занималась дачей в Истре. “Если была бы работа, никакая дача была бы не нужна”, — говорила она в интервью.
Осенью 1991 года, когда в автокатастрофе погиб муж, она окончательно закрылась в себе. Горе не сплотило мать и дочь. Отношения стали только хуже. Именно в это время на Нифонтову обрушился еще один удар. Ей поставили страшный диагноз: рак.
Но в театре об этом почти никто не знал. В последнем фильме “Сумасшедшая любовь”, где сыграла пациентку сумасшедшего дома, она выглядела очень хорошо. В ленте у нее вновь эпизод, но она была рада и этому. Да и в театре Нифонтова в это время играла бессмертную классику.
Практически после полного забвения Нифонтова получила приглашение в мюзикл “Капитанская дочка”. Ей предложили роль Екатерины Второй. Конечно, Нифонтова согласилась и даже была готова впервые запеть со сцены. Премьера мюзикла была назначена на конец ноября 1994 года.
27 ноября после долгой прогулки Руфина Нифонтова замерзла и пришла домой. Она поговорила по телефону с дочерью, которая должна была приехать. Перенесла встречу на следующий день. В ванной, где актриса включила горячую воду, она потеряла сознание. Нифонтову обнаружили, когда вода начала заливать соседей.
Руфина Нифонтова всегда говорила только то, что думала. Не любила интриги и ложь. Утонченная Катя Булавина из трилогии “Хождение по мукам”, карикатурная Мадам Токарчук в фильме «Интервенция”, самоотверженная Любовь Яровая.
Она создала десятки образов на театральной сцене и в кино. Несмотря на раннюю популярность, Руфина Нифонтова сумела сохранить свой талант, не растратив его на второсортные работы и оставшись любимой актрисой нескольких поколений зрителей.