Она была воплощением женственности и красоты на советском экране. Ее боготворили зрители, превозносили критики, добивались самые завидные женихи страны. Но блистательный взлет Изольды Извицкой оборвался так же стремительно, как и начался.
Всего за несколько лет актриса пережила головокружительный успех, потерю ролей, зависимость от «зеленого змия» и страшное угасание в полном одиночестве. История ее жизни — трагическая иллюстрация того, как беспощаден кинематограф к своим недолговечным кумирам.
В 1955 году, когда режиссер Григорий Чухрай задумывал экранизацию повести «Сорок первый», на главные роли Марютки и поручика Говорухи-Отрока он планировал Екатерину Савинову и Юрия Яковлева. Но так сложились обстоятельства, что оба актера выбыли из проекта. И тогда Чухрай пригласил уже известного Олега Стриженова и никому не ведомую выпускницу ВГИКа Изольду Извицкую.
Это решение вызвало скепсис худсовета «Мосфильма». Статная красавица Извицкая с точеной фигурой и царственной осанкой мало походила на хрупкую дикарку Марютку из рассказа. Но упрямый Чухрай настоял на своем. Он разглядел в молоденькой актрисе скрытый драматический темперамент, способный «взорвать» экран. И не прогадал!
Фильм «Сорок первый» произвел в 1956 году настоящий фурор. История любви красноармейки Марютки и белогвардейца в исполнении Извицкой и Стриженова покорила зрителей. О таком откровенном показе чувств, сметающих классовые барьеры, советское кино еще не знало.
Дерзкая лента вышла в прокат только чудом — ее несколько раз пытались положить на полку. Чухраю даже грозили судом за превышение бюджета (съемки в тяжелейших условиях пустыни обошлись недешево). Но публика и критики приняли фильм на ура.
Оглушительный успех обрушился на 20-летнюю Изольду как лавина. Только вчера робкая провинциалка из Дзержинска, а сегодня — суперзвезда и секс-символ, чье имя не сходит с уст. Первая красавица экрана, затмившая признанных див — Серову, Ладынину, Самойлову.
На Каннском кинофестивале 1957 года «Сорок первый» получил спецприз жюри, а очарованные Изольдой журналисты окрестили ее «русской Мэрилин Монро». Иностранные издания печатали ее портреты на обложках, в Париже даже открылось кафе «Изольда». В общем, слава обрушилась со всей неистовостью.
Казалось бы, живи и радуйся! Но, как обычно бывает, за красивым фасадом скрывалась изнанка звездной жизни. Вознесенная на пьедестал Изольда оказалась не готова к испытанию медными трубами. Ее сверхпопулярность вызывала дикую зависть коллег.
Актрису стали травить, выдумывая небылицы, вроде «ног степного кавалериста». Чувствительная Извицкая так переживала из-за этих сплетен, что чуть не наглоталась снотворного. От беды спасли только партнеры по фильму.
На съемках «Сорок первого» Изольда закрутила роман с начинающим актером Эдуардом Бредуном. Вскоре они поженились, но семейная жизнь не задалась. Бредун откровенно завидовал успеху молодой жены и всячески ее третировал.
Сам не блиставший талантами, он требовал, чтобы Извицкая пробивала ему роли, и устраивал скандалы на почве ревности. В шумных компаниях Бредун не стеснялся унижать супругу, рукоприкладствовал. А для успокоения нервов всегда имел при себе верное средство — бутылку.
Спивающийся муж приучил к алкоголю и Изольду. Сперва выпивка служила актрисе лекарством от депрессии и неуверенности. А потом превратилась в страшную зависимость, подмявшую все остальное. Извицкая стала срывать съемки, являлась на площадку в невменяемом виде.
Режиссеры начали ее бояться, предлагать все меньше ролей. В итоге та, кого прочили в примадонны экрана, оказалась никому не нужна.
Изольда пыталась завязать, но потом снова срывалась. Ей не на кого было опереться — муж-садист только потворствовал загулам, родители жили далеко, а друзья отвернулись. В какой-то момент Извицкую перестали снимать вообще. От былой славы не осталось и следа. Только поклонники старшего поколения еще помнили ослепительную «русскую Мэрилин», а молодежь уже не знала, кто такая Извицкая.
Последний шанс выбраться из трясины Изольда получила в 1963 году. Режиссер Сергей Колосов позвал ее на роль разведчицы в сериале «Вызываем огонь на себя». Целых полтора года измученная актриса держалась — не пила, отлично справлялась с ролью.
Но потом, едва съемки закончились, вновь сорвалась и покатилась по наклонной. Не спасли ни уговоры коллег, ни даже работа в картине «Каждый вечер в одиннадцать», где Извицкую на время оторвали от порочного окружения.
В 1971 году муж-подлый человек бросил спивающуюся актрису, уйдя к ее подруге. Это стало для Изольды последней каплей. Все чаще она запиралась в квартире и неделями не показывалась на людях. Соседи порой слышали невнятное бормотание и плач за стеной.
Нечастые гости заставали хозяйку в жутком виде — опухшую, облезлую, в лохмотьях. Есть в доме было нечего, спасали лишь сухари да остатки былой роскоши, которые Извицкая продавала за бесценок.
В феврале Изольда пропала. Обеспокоенный администратор Театра киноактера вызвал милицию. Когда взломали дверь, в квартире нашли тело актрисы. Она пролежала больше недели — всеми покинутая, одинокая, никому не нужная. По официальной версии Извицкая скончалась от сердечной недостаточности. По неофициальной — от голода, холода и яда.
Говорят, квартиру обворовали мародеры, прознавшие про беспомощную жертву. Англичане из Би-би-си, передавая сообщение о смерти звезды мирового масштаба, не постеснялись в выражениях: «Одна из красивейших актрис планеты умерла в полной нищете».
Хоронили Изольду в такой же нищете — гроб подарили сердобольные коллеги, друзей почти не было. Лишь немногие из тех, кто снимался с ней когда-то, пришли проститься, не побоявшись упреков.
Рыдающие родители не могли поверить, что их единственная дочь, всесоюзная любимица, ушла в 38 лет вот так — всеми отвергнутая и несчастная. На морозном ветру свежий могильный холм казался еще более унылым и одиноким.
Последний всплеск внимания Изольда Извицкая получила уже после ухода. Вышла телепередача Леонида Филатова «Чтобы помнили», посвященная трагической судьбе актрисы.
В ней хоть как-то попытались отдать должное недооцененному таланту и помянуть добрым словом. Коллеги рассказывали, каким светлым и бесхитростным человеком была Изольда, как тянулась к людям и верила им. И как эта доверчивость в итоге ее погубила.
В чем причина страшного финала Извицкой?
Пагубные страсти, паршивый муж, зависть и непонимание окружающих? А может, дело в самой системе советского кинематографа, калечившей судьбы одаренных, но психологически неустойчивых актеров?
Красавица Изольда с ее ранимой душой и обостренным восприятием мира просто не вписалась в прокрустово ложе соцреализма. Она сгорела под давлением хамства и лицемерия кинобонз, для которых актеры были всего лишь расходным материалом.
Таких, как Извицкая, в советском кино было немало — ярких, харизматичных, но сломленных безжалостным молохом киноиндустрии. Они взлетали на пик славы и популярности, но потом столь же стремительно низвергались в бездну забвения.
Их имена вспыхивали на небосклоне и исчезали навсегда — стертые водкой, запрещенкой и предательством близких. История Изольды Извицкой — горький символ судьбы многих советских кинозвезд, расплатившихся за свой мимолетный триумф страданиями и смертью.
Сегодня от той запредельной популярности «русской Мэрилин» не осталось и следа. Большинство зрителей уже и не вспомнит, кто такая Извицкая. А новое поколение киноманов и вовсе не знает о ней.
Лишь старые афиши с потускневшими лицами напоминают об эпохе, когда Изольда Извицкая олицетворяла собой женскую красоту и обольстительность на советском экране. О том недолгом мгновении, когда она была иконой стиля и предметом всеобщего поклонения.