Автор стихотворения «Коммунисты, вперед!» сбил актера и эмигрировал в США. Трагедия на «Соколе» или одно из самых скандальных советских ДТП

Это происшествие породило немало слухов и стало одним из самых заметных скандалов в перестроечном СССР. На дворе стоял 1988 год. В ночь на 26 января Александр Межиров на своем автомобиле сбил актера Юрия Гребенщикова возле станции метро «Сокол». Пострадавший провел три с лишним месяца в больнице в коме, и врачи не смогли его спасти. Почему же Межиров избежал уголовной ответственности?

В 18 лет Александр, родившийся в 1923 году, ушел на фронт, воевал, демобилизовался в 1944-м по причине контузии и поступил в Литературный институт. Стихи Межиров начал писать с 1941 года, в 1947 году вышел его первый сборник стихов. Поэт широко известен стихотворением «Коммунисты, вперед!»

Юрий Гребенщиков, родившийся в 1937 году, служил с 1959 года в театре имени К. С. Станиславского, а в 1982-м перешел в Театр на Таганке.

В кино у него было мало главных ролей («Бухта Елены», «Перед ужином», «Затянувшийся экзамен», «Даниил — князь Галицкий», «Отряд специального назначения»), но зрители помнят его и по выразительным эпизодическим ролям. Всего порядка тридцати ролей в его фильмографии.

Незадолго до трагического ДТП Гребенщиков снялся в очередной серии «Следствие ведут знатоки» под названием «Бумеранг | Дело N20», где сыграл Виктора Подкидина, завязавшего преступника.

В ставший для Юрия роковым вечер 25 января 1988 года в Театре на Таганке отмечали 50-летие со дня рождения Владимира Высоцкого. На вечере памяти присутствовали и Межиров, и Гребенщиков. Известно, что после окончания мероприятия Межиров на своей машине сбил переходившего дорогу Юрия.

Версия №1. Трусливый побег

Согласно первой версии Межиров перепугался, поняв, что сбил человека: тот лежал на дороге без сознания. Поэт, взяв актера за ноги, отволок его в сторону от дороги и уехал. Это увидела из окна женщина и позвонила в милицию. Такую версию событий изложил поэт Петр Вегин в своих мемуарах. Конечно, он не видел ДТП своими глазами, а пересказал слухи, появившиеся буквально на следующий день.

Позже версия обросла некрасивыми подробностями: якобы Межиров еще и засыпал снегом раненого актера. Но в ту ночь был сильный снегопад, и скорая помощь, сразу же выехав, заблудилась и искала место происшествия около сорока минут. Конечно, Юрия присыпало снегом, но не окончательно, его нашли.

Возбудили уголовное дело, но в конце концов его закрыли. Опять же поползли слухи, что Межиров обладал статусом неприкосновенности, к тому же, за него якобы вступился Евгений Евтушенко, считавший Межирова своим учителем и друживший с ним.

Говорили, что Межиров сбежал в США в разгар следствия, и тем самым укрылся от правосудия. Это точно не соответствовало действительности, поскольку в 1988-м так легко уехать на Запад было невозможно. Александр действительно отправился в Америку в 1992 году, когда уголовное дело давно закрыли, а Советский Союз закончил свое существование.

Но интересно, как же милиция вышла на след Межирова. Ведь свидетельница из-за снегопада номер машины не смогла рассмотреть.

Версия №2. Побег в состоянии шока

Согласно второй версии, Межиров уехал с места ДТП, чтобы позвонить в скорую, а в милицию пришел сам, но через несколько дней. Он объяснял это тем, что после произошедшего находился в состоянии «шока и беспамятства».

Дело было закрыто, так как Межиров нашел двух свидетелей, утверждавших, что Гребенщиков сильно выпил. Кроме того, из-за сильного снегопада Александр просто не заметил человека, вышедшего на проезжую часть. Во время предварительного следствия Межиров разослал небольшие письма коллегам из Союза писателей. Вегин, также получивший такое письмо, опубликовал его текст в своих мемуарах:

Восемь месяцев назад прямо под колеса машины, которой я управлял, шагнул человек, находившийся в состоянии тяжелого алкогольного опьянения. Через три месяца он умер. Я даже не видел его на проезжей части. Через долю мгновения после наезда у меня начался шок, беспамятство, длившееся пять суток. Мог ли я оказать помощь пострадавшему?

И вот через семь месяцев после этого я был подвергнут психиатрической экспертизе, которая, естественно, ничего не показала и показать через такой срок не могла. Восемь месяцев меня истязают грязными слухами. Я виноват перед людьми во многом, но только не в этой страшной беде.

Интересно, а сам Межиров выпивал на вечере памяти или был трезв?

Кирилл Гребенщиков рассказывал, что Межиров доставал нужные лекарства, пока Гребенщиков находился в больнице, а после помогал семье актера.

— Врачи боролись за жизнь отца. Но положение было безнадежным, — вздыхал Кирилл. — Медицина в те годы не располагала такими возможностями, как сейчас. А по поводу самого ДТП… Есть факт трагического происшествия, и есть его виновник. Но это просто судьбы людей, которые пересеклись в тот момент.

— Меня часто спрашивают, какую роль в моей жизни сыграл мой отец, —делился Кирилл. — Он был моим отцом, я горжусь им. Мне хочется быть на него похожим. В скромности, гордости, достоинстве. У него было очень правильное отношение к жизни и работе: спокойное, несуетливое. Он никогда в жизни не кричал на меня, не наказывал.

Дочь Межирова, Зоя, верила в то, что произошло страшное стечение обстоятельств, и дела обстояли именно так, как утверждал ее отец.

По прошествии лет кажется, что частично верны обе версии. Межиров не отрицал, что уехал, но он вызвал скорую помощь. Возможно, Юрия спасли бы, если бы поэт сразу отвез его в больницу? Но сейчас любой водитель знает, что пострадавшего в ДТП нельзя трогать, чтобы не навредить ему. Однако как же было не вернуться к человеку, лежавшему на снегу, не побыть с ним, не поддержать, если бы он пришел в сознание…

Очень жаль Юрия Гребенщикова, так рано ушедшего из жизни. Актеру было всего 50 лет.

Побег от напоминаний о трагедии?

Межиров же уехал в Америку из-за грандиозной травли.

— Когда происходит автомобильная катастрофа, в результате которой погибает человек, факты всегда обсуждаются в милиции, что и было сделано в 1988 году с привлечением показаний различных свидетелей. Во имя светлой памяти погибшего я не могу касаться относящихся к нему деталей. Недоброжелателями Межирова созданы версии страшных злодеяний.

Например, засыпал человека снегом, уехал то ли в Грузию, то ли в США — что есть полный абсурд. Произошёл трагический несчастный случай. Отец был в состоянии глубокого шока. Он был не молод, в войну контужен. Временами сознание просветлялось. Он добрался до автомата, набрал номер «Скорой», что было зафиксировано, сообщил о трагедии, назвав её место, — оправдывала отца дочь.

— Дальше опять отключение сознания. Потрясение было не сравнимо ни с чем. Весь период пребывания пострадавшего в больнице отец невыносимо, мучительно страдал. Доставал необходимые, редкие по тем временам лекарства, которые передавались врачам.

Уехал Межиров в США по командировке Иностранной Комиссии Союза писателей в 1992 году. Его внучка Анна была замужем за американцем и жила в Неваде. Вскоре Александр принял предложение Русского отделения Портлендского университета соседнего штата Орегон читать лекции по истории русской литературы.

В ответ на клевету в свой адрес Межиров написал стихотворение «Толпа», которое начинается следующими строками:

Я, конечно, ничто,
производное скуки и лени,
Но величье мое
в грандиозности той клеветы,
Тех нападок неслыханных и обвинений,
Эшафот из которых воздвигла на площади ты.

Как же злорадствовали его вчерашние обожатели… Был такой поэт-пародист Борис Брайнин. Сначала он написал такую пародию на известное стихотворение Межирова:

Есть в поэзии вашей начало начал,

Ее любит и ценит советский народ.

Вот какой-то опять из подсобки кричал: «Коммунисты, вперед! Коммунисты, вперед!»

Когда Межиров уехал, Брайнин сочинил новый стих:

Пусть опять он не в то окруженье попал,

Не пропал у поэта солдатский запал.

И на Брайтоне слышит еврейский народ:

«Коммунисты, вперед! Коммунисты, вперед!»

Кто-то заступился за Александра, на что неугомонный пародист сочинил новое творение:

Пыл гражданский в армейской душе не утих, —

Он в глубокой разведке, один средь чужих.

Но теперь призывает сограждан-солдат:

«Коммунисты, назад! Коммунисты, назад!»

Ничего не поделаешь. СССР развалился, и злорадства по этому поводу было много у некоторых, ну а Межиров, будучи успешным поэтом и преподавателем, а также человеком, получившим Госпремию, вызывал у недоброжелателей жгучую зависть и неприязнь.

«После отъезда Межирова появились порочащие его статейки, написанные бывшими учениками, пажами, поклонниками. Неточные оценки и вымысел, признания в любви и неприязнь», — так писал Владимир Приходько в статье для «МК».

В Москву Александр Межиров возвращаться не хотел, настолько сильна была обида на бывших «пажей». Скончался в мае 2009 года в Нью-Йорке в возрасте 85 лет.

Вот такая получилась печальная история о безвременно ушедшем актере и поэте, невольно отравившем себе старость.

Оцените статью
Автор стихотворения «Коммунисты, вперед!» сбил актера и эмигрировал в США. Трагедия на «Соколе» или одно из самых скандальных советских ДТП
«Мне надо было на ней жениться… Она – всё, что у меня есть». Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн