Не верьте зеркалам. Как Чурикова научилась любить свою необычную внешность

Есть на свете местечко с забавным названием Чашниково. А знаете, откуда пошло это название? Говорят, однажды сама императрица Елизавета, путешествуя по своим владениям, проезжала мимо небольшой деревушки. Путь был неблизкий, солнце припекало, и захотелось Ее Величеству попить водицы. Остановила она свой кортеж, послала слуг за водой.

Принесли Елизавете воду в простом ковше. Поморщилась она и молвила: «Нет уж, из этого пить не стану. Вы мне чашку принесите». Смекнули слуги, побежали искать посудину поприличнее. Нашли чашку, поднесли императрице. Напилась она, довольная осталась.

С тех пор, говорят, и зовется та деревня Чашниково. То ли в честь императорской причуды, то ли в память о той самой чашке, что удостоилась царских уст. Правда это или просто красивая легенда — теперь уже и не узнать. Но история эта прочно приклеилась к селению и передается из уст в уста вот уже которое поколение.

От поросенка Борьки до маминых цветов

В Чашниково прошло детство нашей героини, юной Инны Чуриковой. Но начиналось оно чуть раньше, в подмосковном поселке Коренево. Там, в скромном доме, жила семья будущей актрисы: мама трудилась лаборанткой, а папа был агрономом.

Самые первые воспоминания Инны связаны с поросенком Борькой. Забавный розовый хрюша с белесой щетинкой и удивительно голубыми глазами был любимцем девочки. Они с мамой кормили его каждый день, и маленькая Инна готова была часами нежно гладить мягкую шкурку питомца. Но однажды случилось непоправимое — Борьку зарезали и подали на семейный обед!

Инна, ничего не подозревая, присела за стол. И тут отец, лукаво улыбаясь, спросил: «Ну как, понравился тебе Борька?». Это стало настоящим потрясением для ранимой детской души. Девочка выбежала из-за стола в слезах, не в силах произнести ни слова от горя и обиды. Такой была ее первая трагедия.

Шло время, семья перебралась в Чашниково. Городским поселком его можно было назвать с натяжкой — жили Чуриковы в обычном бараке. Но мама Инны, Елизавета Захаровна, всегда старалась привнести уют и красоту в их скромное жилище. Весь палисадник возле барака усажен был ее любимыми пестрыми цветами.

Елизавета Захаровна и сама была как цветок – яркая и жизнелюбивая. В прошлом, простая деревенская девчонка, она всем сердцем желала учиться. Бывало, за несколько километров пешком ходила в школу. Жила в общежитии, перебивалась случайными заработками. Но все преодолела и стала в итоге профессором, известным биохимиком! Такой пример матери с детства вдохновлял Инну.

А еще были книги. Много книг! Елизавета Захаровна писала их сама. И дочку приучила к чтению, за что Инна всю жизнь была ей благодарна. В тех книгах крылся целый мир, куда более яркий и многогранный, чем неустроенный барачный быт.

Разлад в семье

Инна росла, а семья трещала по швам. Отец, когда-то любящий и внимательный, начал отдаляться. Работа агронома занимала его все больше, а жена с дочкой все меньше. Часто задерживался допоздна, стал резок и холоден. А однажды и вовсе пропал, уехал в Алма-Ату, где завел новую семью.

Елизавете Захаровне нелегко пришлось в те годы. Но она держалась, не сдавалась. И Инну старалась в строгости воспитать, с малых лет к труду приучала. Только в глазах дочери порой мелькала грусть, мол, могло бы все по-другому сложиться, не уйди папа из семьи…

«Папа» Вася

Но судьба распорядилась иначе. Когда Инна пошла уже в четвертый класс, в их с мамой жизни появился Василий Петрович, военный в отставке. Видать, приглянулся Елизавете Захаровне видный мужчина в форме. Да и он был не прочь устроить личную жизнь. Так получилась новая семья.

Забавный был человек этот Василий Петрович, или, как его ласково называла Инна, папа Вася. Со своими причудами, с неожиданными увлечениями. Однажды машину «Победу» купил — большую редкость по тем временам! Все соседи охали, а папа Вася только ухмылялся в усы. Но покупкой своей он так дорожил, что по ночам даже спать на подоконнике спал — одним глазом дремлет, другим машину стережет.

Но была у него и другая страсть — живопись. Как вышел он на пенсию, так и взялся за кисти. Пейзажи писал, море с луной. Только вот беда, не всегда удачно выходило. Покажет, бывало, Инне свое творение, а она возьми и скажи: «Красиво, папа Вася. Только почему луна в море не отражается?». Призадумается Василий Петрович, плюнет и летит кисть в дальний угол…

ТЮЗ и встреча с Глебом Панфиловым

Театральные подмостки манили Инну с юных лет. Еще школьницей занималась она в студии при Театре имени Станиславского. Там, в окружении старших товарищей по цеху, и почувствовала первый раз магию сцены. Захотелось стать частью этого волшебного мира — раз и навсегда.

После школы — Щепкинское училище. На вступительных испытаниях случилась забавная история. Один из педагогов, прослушав юную абитуриентку, заявил: «Она или дура, или гений!». Как покажет время — конечно же, гений. Но до признания было еще далеко.

Первым профессиональным домом стал для Инны ТЮЗ — Центральный детский театр. Здесь начинала она с небольших ролей, училась, росла. А коллеги и старшие наставники ей в этом помогали. Евгений Весник, Спартак Мишулин, Ольга Пыжова, Михаил Львов — все они были рядом, поддерживали.

«Как же я любила наш ТЮЗ! — вспоминала потом Инна Михайловна. — Этот старый, скрипучий дом на Театральной площади. Запах кулис, дерева и пыли. Рабочую суету и предвкушение чуда — каждый вечер, с каждым подъемом занавеса!».

Чудо не заставило себя долго ждать. Имя ему было — Глеб Панфилов. Молодой режиссер, взявшийся за картину «В огне брода нет» по сценарию Евгения Габриловича, искал на главную роль «типаж». Рыжие волосы, вздернутый нос, широко распахнутые глаза — все это было у Инны.

Но, конечно, не только внешность привлекла Панфилова. Он сразу разглядел в ней ту самую искру, чистоту и силу, которая нужна была его героине.

Инна, в свою очередь, приняла предложение с восторгом. Она к тому времени успела засветиться в паре эпизодов, но главная роль в большом кино — это было нечто! Да и сам Панфилов произвел на нее неизгладимое впечатление — умный, талантливый, интеллигентный. Вот только… Старше ее на целых 9 лет. Ничего, не страшно — в искусстве возраст не главное.

Кино, Ленком и главные роли

Роль в «В огне брода нет» стала для Инны Чуриковой своего рода трамплином в большой кинематограф. Глеб Панфилов не ошибся, сделав ставку на никому не известную актрису. Ее Таня Теткина, хрупкая и сильная одновременно, сразу запала в душу зрителям. Фильм получил признание и награды, а Инна проснулась знаменитой.

Потом были и другие роли, не менее яркие и запоминающиеся. «Начало», «Прошу слова», «Мать» — все эти картины несли на себе неповторимый отпечаток таланта Чуриковой. Она никогда не боялась быть некрасивой, неправильной, даже страшненькой. Главное — быть настоящей, живой, трогающей до глубины души.

Театр тоже не отпускал. В 1975 году Марк Захаров пригласил Инну в свой «Ленком» — и на долгие годы этот театр стал ее вторым домом. Неле в «Тиле», Кабанова в «Гролзе», Офелия в «Гамлете», Раневская в «Вишневом саде» — все эти роли вошли в золотой фонд отечественного театрального искусства.

А «Чайка» с Чуриковой и Янковским и вовсе стала легендой — пронзительный дуэт двух гениев, поражающий своей глубиной и тонкостью.

Инна Михайловна всегда с благодарностью вспоминала своих учителей и старших коллег. Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой, Александр Абдулов — у каждого из них она чему-то училась, что-то перенимала. А потом и сама стала наставником для молодых — делилась опытом, помогала, направляла.

«В нашем деле важно всегда оставаться учеником, — говорила Чурикова. — Даже если ты народная артистка и лауреат всех премий. Иначе — конец, застой. А мне хочется двигаться вперед, пока есть силы и желание. Пока зритель верит и ждет».

И зритель верил. Каждый новый фильм или спектакль с Чуриковой становился событием. Ее уникальная органика, ее неподражаемая «нота», срывающийся голос и глаза, выражающие больше, чем слова — все это завораживало, притягивало, не отпускало. Инна Михайловна была актрисой, которую невозможно не любить — даже в отрицательных ролях она умела найти человечность и вызвать сочувствие.

Глеб, Иван и долгие годы вместе

Глеб Панфилов стал не просто главным режиссером в творческой жизни Инны Чуриковой. Он стал ее мужем, отцом ее единственного сына, ее опорой и поддержкой на долгие годы. Их союз оказался на удивление крепким, хотя поначалу многие не верили в эту пару — слишком уж разными они были.

Поженились не сразу. Сначала просто жили вместе, присматривались друг к другу. Глеб снимал Инну в своих картинах, она блистала в них, получала призы. А дома они были самыми обычными людьми — ссорились, мирились, ревновали, смеялись. Как все.

«У нас с Глебом никогда не было официального предложения, — вспоминала Инна Михайловна. — Как-то само собой все сложилось. Встретились два одиночества и решили быть вместе. И знаете, я ведь благодарна ему не только за роли. Я благодарна за то, что он меня увидел. Не красавицу, не роковую женщину, а вот такую — угловатую, странную, ищущую. Он во мне поверил — и в профессии, и в жизни».

В 1978 году у пары родился сын Иван. Чурикова обожала своего мальчика, старалась все свободное время проводить с ним. Даже на гастроли брала, когда была возможность. А Ваня рос на редкость добрым и отзывчивым ребенком. Бывало, придет из школы, а сам чуть не плачет. Спросят его: мол, что случилось? А он: «Да вот, Костя булочкой вкусной поделился, меня угостил!». И так его это растрогало, маленького.

Потом Ваня вырос, стал совсем взрослым и самостоятельным. Уехал от родителей, начал свое дело. Открыл ресторан в Переделкино — уютный, домашний, с прекрасной кухней. Инна Михайловна и Глеб Анатольевич частенько туда наведывались — сына повидать и просто отдохнуть душой.

«Нам с Глебом повезло, — говорила Чурикова. — Столько лет вместе, а не надоели друг другу. Хотя бывало всякое, не без этого. Характеры-то у обоих — не сахар. Но мы научились слышать друг друга, прощать, идти на компромиссы. Без этого никак. Главное — мы друг другу интересны. До сих пор. И это такое счастье!».

Последние годы

В последние годы Инна Михайловна с мужем жили на даче, на Николиной Горе. Сказывался возраст, подводило здоровье. Но Чурикова не сдавалась. Играла в своем любимом «Ленкоме», пусть и не так часто, как раньше. Каждый ее выход на сцену был праздником для зрителей и коллег.

Увы, годы берут свое. Сначала несколько лет назад Инна Михайловна неудачно упала, получила серьезные травмы. Долго восстанавливалась. А позапрошлым летом случилась новая беда — актриса вновь оступилась и угодила в больницу. На этот раз все было гораздо серьезнее.

Врачи диагностировали кисты в мозгу. Оперировать не решались — возраст, слабое сердце. Состояние Чуриковой стремительно ухудшалось. Все новогодние праздники она провела на даче под присмотром мужа и сына. А 14 января 2023 года ее не стало.

Сердце великой актрисы остановилось. Ушла легенда, человек-эпоха. Ушла тихо, во сне, как и хотела. Не стало Инны Михайловны Чуриковой — но осталась память. О ее ролях, ее неповторимом таланте, ее удивительной человечности.

«Разве можно об этой женщине говорить в прошедшем времени? — сказал о ней один из современников. — Она всегда будет живой. С ее обаянием, юмором, с ее невероятной способностью заражать энергией всех вокруг. Таких больше нет. И не будет».

Пожалуй, лучше и не скажешь. Инна Чурикова — это целый мир, огромная планета, вобравшая в себя без остатка искусство, любовь и жизнь. Планета по имени Инна. И она всегда будет сиять — ярко, неповторимо, озаряя наши сердца теплом и светом.

Оцените статью
Не верьте зеркалам. Как Чурикова научилась любить свою необычную внешность
Как в обычной жизни выглядят актеры сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»