«Любите, кто вам мешает, но со свадьбой-то зачем спешить?», — отговаривали родители невесты влюблённых от скорого и раннего брака.
Игорь Ясулович — актёр, имя которого отзывается теплом в сердцах многих зрителей. Более двухсот киноролей, от гротескных до трогательно-лирических, свидетельствуют о необыкновенном даровании этого актёра. Кто забудет предприимчивого спекулянта из «Самой обаятельной и привлекательной», забавного инженера Щукина из «12 стульев», добродушного Электрона Ивановича из «Гостьи из будущего»?
Игорь Ясулович не нуждался в главных ролях, чтобы запомниться зрителю. Он был настоящим королём эпизода, и в его исполнении даже самые крохотные зарисовки превращались в маленькие шедевры, запоминающиеся надолго.
Порой герои Ясуловича кажутся чудаковатыми, даже немного странными, но именно это делает их столь притягательными и запоминающимися. Помимо актёрской игры, Игорь Ясулович активно занимался дубляжом и озвучиванием, подарив свой голос множеству персонажей фильмов и мультфильмов.
Творческий путь
Он вырос в семье, где о театре и кино говорили разве что во время редких походов в кинотеатр. Отец, корабельный инженер, дослужившийся до капитана первого ранга, и мать, хранительница домашнего очага, не представляли, что их сын станет известным артистом. Родился Игорь Ясулович в 1941 году в Самарской области, в эвакуации, а спустя несколько лет семья переехала в Таллин, где Игорь пошёл в школу.
Старшеклассником он с легкостью осваивал па танго и лихо отплясывал буги-вуги, но ещё больше ему нравились занятия в театральном кружке. Вёл его артист местного драмтеатра Иван Рассомахин. Кстати, многие из того кружка потом стали актёрами. Вот и Игорь, окончив школу, решил попытать счастья в театральных вузах в Москве.
Родители, конечно, надеялись, что и Игорь пойдет по пути своего старшего брата, который, как и положено рассудительному молодому человеку, выбрал серьёзную профессию и поступил в политехнический. Но у Игоря в голове были совсем другие мысли, и он отправился покорять Москву.
Увы, юноша не прошёл отбор ни в один из четырёх театральных вузов. Разочарованный, он пришёл во ВГИК забирать документы…
И тут — случай, который перевернул всю его жизнь. Пока ждал, решил подбодрить себя и других неудачников, став импровизировать и кривляться. И его в это время заметили. Сама судьба вмешалась, можно сказать. Оказывается, преподаватели обратили на него внимание, увидели в нём что-то такое… артистичное. И решили дать ему шанс — допустили до общеобразовательных экзаменов.
Вот так, совершенно неожиданно, Игорь Ясулович попал на курс к самому Михаилу Ромму! И этот мастер, конечно, сильно повлиял на него, помог ему раскрыться, стать тем актёром, которого мы знаем и любим. Вот как бывает: пришёл за документами, а ушёл студентом ВГИКа. Просто удивительная история!
Годы учёбы во ВГИКе стали для Игоря Ясуловича настоящим открытием. Здесь он познакомился с искусством пантомимы. Эта новая страсть захватила его целиком. К моменту окончания института вместе с однокурсниками, при поддержке самого Ивана Пырьева — фигуры легендарной в мире советского кино, — они создали театр пантомимы.
Молодые, полные энтузиазма артисты два года колесили по стране, показывая свои спектакли, и везде их ждал неизменный успех. Публика была в восторге от их мастерства, от того, как они умели передавать эмоции и рассказывать целые истории без единого слова.
А потом молодых пантомимистов перевели в труппу Театра-студии киноактёра. Гастроли закончились, театр пантомимы прекратил свое существование. Почти тридцать лет Игорь Ясулович отдал этому театру, сыграв на его сцене множество ролей.
Стремясь расширить границы своих возможностей, Игорь Ясулович окончил ещё и режиссерские курсы. Он не просто хотел быть актёром, он хотел создавать свои миры, рассказывать истории со сцены уже в новом качестве.
В 1993 году его пригласили в ТЮЗ — театр, где он смог по-новому раскрыть свой талант, обращаясь к молодому поколению зрителей.
Единственная жена
А знаете, как Игорь Ясулович познакомился со своей будущей женой? В этой истории тоже не обошлось без интересного стечения обстоятельств.
Всеволод Абдулов решил взять дело устройства личной жизни Игоря в свои руки. У него была на примете прекрасная кандидатура — студентка исторического факультета МГУ Наталья Егорова, с которой дружила его жена. Абдулов видел в них идеальную пару и решил устроить им знакомство, надеясь их «сосватать». И как показало время, интуиция его не подвела.
Первое свидание — своего рода смотрины — состоялось в ресторане. Игорь и Наташа, в присутствии Всеволода Абдулова и его супруги, провели вечер вместе. Встреча оказалась удачной: между молодыми людьми возникла взаимная симпатия. Игорь влюбился в Наталью с первого взгляда, но пообщавшись поближе, приуныл. Оказалось, Наташа — из совсем другого мира.
Дочь именитого режиссёра Юрия Егорова, она выросла в атмосфере киношной богемы и в достатке. А он? Что он мог ей предложить? Он только оканчивал ВГИК и жил у своей тёти в бараке Пушкинского студгородка. Разница была очевидна, и это его смущало. Но сдаваться Игорь не собирался.
На следующий день Игорь с Всеволодом нагрянули к Наталье в гости и «пересидели» её давнего ухажёра, в результате чего Игорь окончательно и бесповоротно завоевал сердце девушки.
А через пару месяцев после знакомства, влюблённые пришли к родителям невесты и с порога заявили:
«Любим друг друга. Хотим пожениться».
Те их стали отговаривать:
«Любите, кто вам мешает, но со свадьбой-то зачем спешить?».
Игорь, надо сказать, проявил недюжинную смекалку: он сразу же нашёл общий язык с мамой Наташи. А она была женщиной замечательной — лёгкой, веселой, с отличным чувством юмора. Да и Юрий Егоров увидел, насколько сильна и искренна любовь Игоря к его дочери, и это оказалось важнее всех внешних различий. И через год, когда Ясулович уже работал в театре пантомимы, они с Натальей сыграли свадьбу.
Наталья действительно стала для Игоря не просто женой, а верным другом, соратницей, тем самым надежным тылом, который так необходим творческим людям. Наталья, искусствовед по образованию, преподавала в школе-студии МХАТ. Вместе они прожили шестьдесят лет полных взаимопонимания и уважения.
В 1966 году в семье родился сын Алексей. Ещё ребёнком он попробовал себя в кино, снявшись в фильме своего деда «Однажды двадцать лет спустя». Окончив школу, Алексей поступил в Щукинское училище. На его счету главные роли в таких фильмах, как «Отцы и деды», «Дезертир», «Танцующие призраки», а также роль Карла Второго в одной из экранизаций о мушкетёрах.
Также Алексей учился в английской актёрской школе, где освоил не только актёрское мастерство, но и менеджмент, а также основы операторской работы, звукорежиссуры и освещения. В девяностые годы он занимался рекламой.
Сейчас изредка снимается в сериалах, преподает, продюсирует детские фильмы. Дочь Алексея от первого брака Вера также стала продюсером. А во втором браке у Алексея родилась дочь Глафира, которой сейчас 16 лет.
По признанию Игоря Ясуловича, он был по-настоящему счастливым человеком. Он не только добился признания в любимой профессии, но и создал крепкую, любящую семью, воспитал хорошего сына, что не всегда удается людям искусства, чья жизнь часто бывает полна не только ярких событий, но и соблазнов и испытаний.
Последние годы актёра
Несмотря на почтенный возраст, Игорь Ясулович был полон энергии и задора. Его жизнь била ключом, каждый день был наполнен творчеством и общением. Утром он мог репетировать новую роль или читать лекции студентам ВГИКа, делясь своим бесценным опытом.
Вечером его ждали яркие софиты театральной сцены. А в перерывах между этими занятиями он умудрялся сниматься сразу в двух сериалах — «Наследники» и «Дипломат-2», которые так и не дошли до зрителя.
Летом 2023 года здоровье Игоря Николаевича дало сбой. Несколько тревожных недель он провел в больнице. Как писали в прессе, у него начались проблемы с почками, потребовалась операция. Лечение помогло стабилизировать его состояние, и 11 августа Игоря Николаевича выписали домой. Казалось, худшее позади.
Но, к несчастью, болезнь не отступила. Спустя всего четыре дня, 15 августа, Игорю Николаевичу снова стало плохо, боли вернулись с новой силой. Пришлось обращаться за помощью к медикам. А 19 августа пришла горькая весть: Игоря Ясуловича не стало. Причиной стали осложнения, вызванные заболеваниями внутренних органов и послеоперационным воспалением.
Уход Игоря Ясуловича — тяжелая утрата для искусства. Его роли навсегда останутся в сокровищнице российского кинематографа, а светлая память об актёре будет жить в сердцах тех, кто любил и ценил его творчество.