Ирина Метлицкая: красивая и талантливая актриса ушла в 35 лет

Ирина Юрьевна Метлицкая родилась в Северодвинске 5 октября 1961 года. После развода родителей вместе с мамой Татьяной Павловной она переехала в Минск, где училась в физико-математической спецшколе. Восемь лет из-за неустроенности они жили с мамой на съёмных квартирах.

Подружек и друзей туда не приведёшь, поэтому девочка привыкла проводить время в одиночестве, росла замкнутой и серьёзной. Держалась отстраненно, даже подчёркнуто надменно. Прямая спина, спокойный взгляд лучистых глаз — эту маску Снежной Королевы Ирина будет носить всю жизнь.

Кинорежиссёр Игорь Добролюбов заглянул в физико-математическую школу в поисках девушки на роль школьницы Кати Шумейко и пригласил Иру на съёмки фильма «Расписание на послезавтра». Ирина училась тогда в десятом классе. Актёрский состав был «звездным»- директора школы сыграл Олег Даль, учительницу литературы — Маргарита Терехова, Владимир Басов — отца Кати.

После школы она поступила на физико-математический факультет Белорусского государственного университета. Но, проучившись около года, неожиданно заявила матери: «Я поеду в Москву учиться на актрису».

Ирина поступила в Щукинское училище с первой попытки на курс Альберта Бурова. Ее красота была какой-то нездешней, загадочной, а сама девушка казалась многим неприступной гордячкой. Метлицкая отказалась от проживания в общежитии и предпочла снимать комнату, порой отказывая себе в необходимом. Никто не мог представить Иру в халатике и бигуди на общей кухне.

Однокурсники вспоминали, что одно время Метлицкая питалась только яблокам и плавлеными сырками, говоря, что у неё «диета». И никому в голову не приходило, что у девушки просто не было денег.

Олег Павлович Табаков, увидев Иру в небольшой роли, был очарован: «Она появилась на сцене и ушла, а у меня осталось впечатление, что я атом солнца проглотил». Подобное ощутил каждый, кто хоть раз видел Иру на сцене, от неё исходил внутренний свет.

«Ирка была умной, но вовсе не сложной натурой, — вспоминала Елена Казаринова, однокурсница по Щукинскому училищу. — У всех нас в компании были прозвища — Женю Дворжецкого звали Дворжик и Нос, я соответственно Каза, Иру величали Метлой.

Но только за глаза — смельчаков попасть под холодный душ ее глаз не находилось. Конечно, мальчишки ходили за ней толпами. Она и Нина Дворжецкая были главными красавицами курса. Но близких подруг у Иры не было, да и кавалеров она предпочитала держать на расстоянии».

Подруг у неё не было. Единственной, с кем Метлицкая сблизилась, была Елена Казаринова. Какое-то время Ирина прожила в квартире Елены Казариновой, там-то она и оттаяла — никакой звездной болезни, как выяснилось, в ней не было и в помине. Это артистическая натура подталкивала к играм в жизни.

За отличную учебу Ира получала повышенную стипендию, и уже на четвертом курсе была принята в труппу театра «Современник».

Ее героини поражали сочетанием жесткого начала и жертвенной сущности. Такова была ее журналистка Ольга из фильма «Палач» — мстя за разрушенную любовь, она разряжает в подонка охотничье ружье.

Такова была Анна, героиня драмы «Роман «alla russa», лишившая себя права на личное счастье из сострадания к изувеченному человеку. Такова была и княгиня Верховская из исторической драмы «Черная вуаль» — светская львица, ставшая сестрой милосердия в военном госпитале.

Сергей Соловьев мечтал снять Ирину в роли Анны Карениной, но фильм долго не мог найти финансирования, поэтому роль так и не сложилась, а потом было уже поздно. Чувствительная и прозрачная, она сыграла бы любые тончайшие движения женской души. Героини Метлицкой были очень разные, но их объединяло одно — они знали подлинную цену любви и умели любить.

Пик актерской карьеры Ирины Метлицкой пришелся на не самые легкие для отечественного кинематографа 90-е годы. Но даже тогда, когда снимали мало и редко, Метлицкая сумела не только стать известной, но и что называется сохранить лицо.

Свою любовь Ирина встретила в театре. Они с Сергеем Газаровым выходили вместе на сцену и играли влюбленных в спектакле «Современника».

«Она очень рано созрела, как актриса, — делилась воспоминаниями Лия Ахеджакова, — Ее все любили в театре, она была легкая, блистательная, красивая и всегда улыбалась. Я никогда не видела ее мрачной, депрессивной, угрюмой. При ней забывалось, что жизнь трудна, хотелось говорить: «Жизнь прекрасна!».

Я видела, как начинался ее роман с Сережей, все происходило в театральных коридорчиках, на лестнице. И по тому, как светились два черных Сережкиных глаза, и как лучилась Ира, было ясно, что это не просто романчик. Это был удивительно красивый союз!»

Впервые Сергей Газаров увидел Иру в 1982 году на гастролях «Современника» в Минске. В поезде ему сообщили, что его партнершей будет молоденькая, хорошенькая актриса из Щукинского. Он подумал: «Ну и пусть будет, коль хорошенькая». Приехали в Минск, устроились в гостинице.

Сергей стоял на балконе и увидел — красивая девушка с развевающимися длинными волосами идет легкой походкой по улице. Он сразу понял, что это именно она и так засмотрелся, что чуть с балкона не упал.

Газаров сначала не понимал, как на нее реагировать. Красивых женщин много — но она была не просто красивой женщиной, в ней была тайна, то, о чем мечтает любой мужчина, тайна, которую не удается разгадать.

Обескураженный, он даже у неё спросил: «Я, наверное, не первый человек, который от тебя обалдел, скажи, в чем твой секрет?». Она ответила: «Не надо в этом копаться, если ты узнаешь меня до конца, все очарование пропадёт».

Их брак был красив и гармоничен, несмотря на кажущиеся значительные различия.

Вскоре у них родился сын Никита, а спустя два года — Пётр. «Это было удивительно, никто даже не знал, что Ира беременна, — вспоминал Сергей, — В июле мы закрыли сезон в театре, ушли в отпуск, а вернулись в сентябре уже с ребенком. И второй точно так же появился, во время отпуска. Коллеги шутливо спрашивали — в каком универсаме мы покупаем ребятишек?».

Они прожили вместе четырнадцать счастливых лет, наполненных любовью, родительской гордостью, семейным счастьем, общими интересами и уважением друг к другу.

За Ириной ухаживали мужчины, но она к этому относилась с вежливой холодностью. Она любила только своего Сережу, который страшно ее ревновал к партнерам по сцене.

Последний год на нее многие обижались — она вдруг стала капризной, конфликтовала… Она скрывала, что тяжело больна и иногда нервы сдавали, а физическая боль нарастала. Биопсия подтвердила страшный диагноз.

В 1996 году врачи обнаружили у Ирины неизлечимую болезнь — лейкемию, по другой, более правдоподобной версии, у актрисы был рак молочной железы. Из-за болезни Ирина очень похудела, почти лишилась копны золотистых волос.

«Мы снимались вместе в картине «Черная вуаль», — вспоминал Сергей Маковецкий, — Ирина была весела, без тени утомления делала дубли: только потом я понял, почему она так тщательно гримировалась, чтобы никому и в голову не пришло, что она нездорова».

Актриса перенесла две операции: Газаров находил лучших европейских онкологов, возил жену в Париж.

— Ты знаешь, — говорила Метлицкая подруге, вернувшись из Франции, — если выживу, из профессии уйду. Хочу другого, мне не хватает в этой жизни чего-то настоящего, духовного… Теперь только по книжкам стараюсь хоть как-то добирать.

От отчаяния супруги обратились к знахарке. Болезнь еще давала надежду выжить, но после вмешательства целительницы «бабы Кати», которая, лечила актрису голоданием и сауной, болезнь резко стала прогрессировать. Метлицкая даже жила в доме целительницы, переехав к ней за три месяца до смерти.

Чуда, в свершении которого убеждала целительница, не произошло Ирина Метлицкая ушла из жизни 5 июня 1997 года, ей было 35 лет…

Она не хотела тревожить других своей болезнью, старалась остаться в памяти жизнерадостной и веселой. Ей это удалось, но когда прозвучали на похоронах слова ее матери: «Если бы вы знали, как тяжело умирала моя дочь…» плакали все. Похоронили Ирину Метлицкую на Троекуровском кладбище в Москве. Судьба дала ей всё: красоту, талант, признание зрителей и коллег, счастливую любовь. Всё, кроме времени.

Никите было всего восемь лет, а Петру шесть, когда не стало их мамы Ирины Метлицкой. Воспитанием сыновей занимался отец Сергей Газаров, который тоже очень тяжело переживал уход жены. Никита стал финансистом, а Пётр связал себя с творческой профессией, он — саксофонист.

Оцените статью
Ирина Метлицкая: красивая и талантливая актриса ушла в 35 лет
Сбывшееся пророчество гадалки: почему жизнь дочери Барбары Брыльской оборвалась в 20 лет