Советский актер театра, кино, телевидения и дубляжа Андрей Градов, известный по роли оперуполномоченного Коли Тараскина из фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», а также по десяткам других фильмов и сериалов, пережил кризис 90-х и вернул себе признание и востребованность.
Андрей Градов родился в 1954 году в Москве в семье поэта, актера, драматурга Петра Михайловича Градова и переводчицы Изиды Максимовой-Кошкинской, а его дедом и бабушкой по материнской линии были чувашские актеры и драматурги Иоаким и Татьяна Максимовы-Кошкинские. Бабушка носила артистический псевдоним Татьяна Юн и много снималась.
Прекрасная семья — отец, мать, Андрей и его младшая сестра Таня жили дружно и были счастливы. А потом случилась трагедия.
Потом Андрей вспоминал этот день и прокручивал в памяти. Ему девять лет. Пятница, теплое сентябрьское утро. Он собирается в школу. Родители и младшая сестренка готовятся поехать за грибами в лес на машине. Отец, уже стоя в коридоре, говорит матери: «Давай возьмем Андрюшу с собой, я напишу записку классному руководителю!»
Мама стала возражать: «Пусть идет в школу, нечего пропускать занятия без уважительной причины…» Тут в дверь позвонила соседка тетя Наташа: «Готовы? Тогда поехали!»
Родители и сестра взяли корзинки. Мама утешила Андрея: «Придешь из школы, а мы уже приедем с грибами. Будет вкусное жаркое!» Андрюша побежал в школу, которая располагалась рядом. Отучился, вернулся домой, сделал уроки, поиграл.
Родителей все не было. Он смотрел в окно в ожидании, что папин «Москвич» появится во дворе. Стемнело и он уснул. Утром позвонил в дверь сосед — муж тети Наташи: «Андрюша, пойдем, поживешь пока у нас!»
Мальчик занервничал: «Почему? Где мама и папа? Где Таня и тетя Наташа?» Сосед ответил, что все они в больнице — попали в аварию. На следующий день прилетели из Чебоксар бабушка и дедушка и забрали Андрея к себе. Гораздо позже Андрей узнал, что в результате аварии выжили все, кроме мамы. Отец несколько месяцев провел в больнице.
Когда отца выписали, Андрей прижался к нему, буквально вцепился изо всех сил, он очень боялся его потерять. Отец посвятил свою жизнь Андрею и Тане и женился только через тридцать лет после смерти жены. Только став взрослым, Андрей спросил у отца: «Можно было маму спасти?» Отец ответил: «Если была бы хоть капля надежды на ее спасение, бы отдал за нее жизнь…»
Бабушка и дедушка из-за внуков перебрались в Москву, им разрешили купить кооперативную квартиру, поскольку они оба были членами Союза писателей. Петр Михайлович Градов с детьми проживал в актерском кооперативе «Аэропорт». В их доме жили Леонид Гайдай с Ниной Гребешковой, Татьяна Ивановна Пельтцер, Иван Петрович Рыжов, Майя Булгакова.
Кстати, Таня снялась в 1965 году в фильме «Операция «Ы» в роли девочки Леночки, которую убаюкивают колыбельной Александр Демьяненко и Мария Кравчуновская: «Баю-баюшки-баю», но в дальнейшем жизнь с кино не связала. Сниматься девочке категорически не понравилось.
Если Таню для «Операции «Ы» Леонид Иович Гайдай заприметил во дворе, то Андрею впервые попасть в кино помог сосед Иван Петрович Рыжов.
Андрей Градов поступил в Щукинское училище. На его курсе учились Елена Коренева, Юрий Беляев. По окончании училища мечтал о кино. Однажды они встретились с Иваном Рыжовым в лифте, тот поинтересовался закончилась ли у него учеба. Получив утвердительный ответ, Рыжов сказал: «Завтра лечу на съемки, принеси свою фотографию, постараюсь помочь!»
Вскоре Андрея вызвали на пробы. В фильме «Побег из тюрьмы» он снимался с Николаем Еременко и Александром Абдуловым. Уже через год сыграл свою первую главную роль десантника в фильме «Голубые молнии». Тогда его фотография молодого актера впервые попала на обложку журнала «Советский экран» и его стали узнавать.
На роль оперативника Николая Тараскина Станислав Сергеевич Говорухин утвердил двадцатипятилетнего Градова без проб. Хотя сначала актера рассматривали на роль Васи Векшина. Но Градов отказался: «Но не потому, что роль крохотная. Просто вообще стараюсь избегать персонажей, которых убивают, — не люблю такие истории».
Натурные съемки проходили в Москве, а павильонные — в Одессе. Андрей отмечал, что с Владимиром Высоцким они общались только на съемочной площадке. Большим удовольствием для него было наблюдать как он работает, его бешеная энергетика зашкаливала.
Тогда, в 1979 году не подозревали, какой успех ждет «Место встречи изменить нельзя», не знали, что реплики из фильма разойдутся на цитаты, а фильм будут разбирать по кадрам. В сцене в ресторане «Астория», где Фокс (Александр Белявский) готовится выбросить в окно героиню Натальи Серуш, Градов танцует с молоденькой Ларисой Гузеевой, а на заднем плане среди музыкантов на саксофоне играет Сергей Мазаев.
В последующем эпизоде Наталью Серуш заменяет каскадер Владимир Жариков, это его бросают в окно. Андрей Градов вписался в коллектив известных актеров, сумев не затеряться на фоне Высоцкого, Конкина, Бортника… Несмотря на то, что роль второстепенная, именно она запомнилась зрителям. Ему удалось наделить Колю Тараскина запоминающимся характером.
В фильме Высоцкий инструктирует Тараскина перед ужином в «Астории»: «А потом спокойно — только, Коля, спокойно! — пьешь кофе на всю сотню». Когда картина вышла, эта фраза звучала смешно, но оказалась пророческой: прошло время, и на 100 рублей действительно можно было выпить только чашку кофе…
Андрей Градов снялся в популярном музыкальном фильме «Берегите женщин» режиссера Виктора Макарова и Александра Полынникова. Этот лиричный фильм стал визитной карточкой актера.
Он исполнил главную роль — журналиста-практиканта Жени Масловского, кока на судне, экипаж которого полностью состоит из представительниц прекрасного пола. После этого фильма актеру на улицах не давали проходу девушки.
По сюжету он должен был исполнять песню под гитару. Играть на гитаре он не умел, ему просто показали как держать инструмент и несколько аккордов. Под фонограмму Сергея Беликова сняли эпизод. После этого Андрей стал брать уроки игры на гитаре, прекрасно освоил ее и даже ездил с концертами по стране.
Позже были главные роли в лентах «Найти и обезвредить» (Виктор), «Тепло студеной земли» (Олег Марич), «На крутизне» (Максюта), «Девушки из «Согдианы» (Саид), «Приморский бульвар» (Володя), «Преследование» (Угрюмов), «Возьми меня с собой» (Андрей), «Идеальная пара» (Андрей), «Личное оружие» (Феликс Николаевич Николаев).
В 90-е годы актер попал в эпицентр скандала между двумя конкурирующими фирмами моющих средств — «Fairy» и «AOS». Первая компания пригласила его прорекламировать моющее средство. Он снялся в рекламном ролике. Вторая также предложила сотрудничать.
Градов выразил сомнения и рассказал, что у него есть опыт работы с компанией «Fairy», но он не заключал с ней эксклюзивного договора. Вторая компания заключила с ним договор. Вышел ролик «AOS». Обе компании заплатили актеру за рекламу их продукции.
Пришлось приложить немало усилий, чтобы уладить конфликт. За этот эпизод со съемками в рекламе он удостоился обидной «Серебряной калоши». Андрей Петрович вспоминает, что многие актеры благодарили его как первопроходца и только тогда поняли что такое эксклюзивный договор.
После длительного перерыва, продлившегося почти все 90-е, Андрей Петрович вернулся к работе. Он активно работал актером закадрового озвучивания и дубляжа. Его голосом говорят Дон Джонсон, Юэн Макгрегор, Киану Ривз, Джонни Депп, Кристиан Бэйл, Марк Уолберг и многие другие.
В 2004 году он сыграл главную роль в криминальном детективе «Игра на выбывание». Его герой — коррумпированный майор ФСБ Андрей Поздняков. Это была первая отрицательная роль актера за всю карьеру. По его словам, он отказывается от отрицательных персонажей:
«Отказываюсь, хотя прекрасно знаю, что такие роли зачастую интереснее. Но народ наш негативные качества персонажа начинает приписывать исполнителю. Если ты на экране тварь конченая, значит, считают зрители, точно такой же и в жизни. Так что стараюсь не разочаровывать поклонников.
В картине «Игра на выбывание» я просил другую роль, но режиссер сказал: «Сыграешь злодея. У тебя глаза добрые, зрители будут думать, что хороший, и только в самом конце все выяснится. И еще сбреешь усы сбреешь…»
Сейчас Градов снимается в основном в сериалах. Среди них есть и довольно успешные, такие как «Дальнобойщики», «Молодежка»,»Лектор». В сериале «Институт благородных девиц» он сыграл Склифосовского.
В 2020 году он отпраздновал 66-летие и стабильно появляется на экранах. В 2017 году увидели свет три сериала с его участием, в том числе «По ту сторону смерти» со Светланой Ходченковой и Сергеем Гармашом.
Актер счастлив в личной жизни. Уже более сорока лет его верной спутницей является жена Наталья. Они познакомились в городе на Неве. Юная Наташа была манекенщицей в Ленинградском доме мод, а вскоре стала студенткой медицинского ВУЗа.
Супруга получила врачебный диплом, но по настоянию мужа перестала работать по специальности и занялась домом. У Градова есть дочь Екатерина и взрослый внук Максим.
Сестра Татьяна Градова работает редактором в звукозаписывающей студии, трудится над созданием аудиокниг, а в свободное время пишет стихи. У нее есть сын Петр, названный в честь отца Татьяны и Андрея.
Андрей Петрович прекрасный семьянин. Он отмечает, что его поклонницы весьма приличные дамы, которые никогда не ставили под сомнение его семейное благополучие, чего не скажешь о коллегах.
Во время съемок одного из фильмов, его партнерша, с которой предстояло играть любовь, в первый же вечер постучалась в его номер. Ей было четко сказано, что не планируется переводить рабочие отношения в иную плоскость. До конца съемок они не разговаривали, но любовь на экране сыграли замечательно. Вот она, волшебная сила искусства!
Он занимается спортом, поддерживает хорошую физическую форму. В разные периоды своей жизни занимался конным спортом, теннисом и плаванием, может посвятить свое свободное время покеру или игре на бильярде.
Главное увлечение Градова — путешествия. Вместе со своей семьей он уже побывал более чем в 30 странах мира. В качестве необычного сувенира домой из каждого государства привозит уникальные рецепты местной кухни. Дома он любит готовить экзотические блюда для близких.