Очаровала Тодоровского полнотой, «прогнула» Андрона Кончаловского, отшила Абдулова: Ирина Розанова и её вечно заряженная батарейка

«Я бита была всеми, меня только печкой не били. Свой путь я действительно выстраивала сама. Мне нравится моя профессия, я ловлю кайф от съёмок. Когда приезжаю на площадку, сразу энергия появляется. Мы ведь как цирковые лошади: на сцене всё проходит. Но, если я хочу отдохнуть, то обязательно себе устрою выходной. Надо заряжать батарейку.

Мне вообще очень хорошо с самой собой. Иногда среди большого количества людей мне становится одиноко. И я стараюсь не ходить туда, куда мне не хочется. Хотя это, может, и надо для работы, но мне лично не надо. Могу сесть одна в машину и поехать куда-то.

Особенно мне нравится на автомобиле путешествовать по Европе — там такое уважение друг к другу на дорогах! Хорошо помню отдых в Венеции: с утра плавала, а дальше острова Мурано и Торчелло…»

– вот так описала сама свой образ жизни и своё мировоззрение Ирина Розанова в 2019 году. Ей на тот момент было уже 58 лет, можно было подводить какие-то итоги. Уже понимаешь, кто ты есть и что тебе надо от жизни.

И её эти слова, на мой взгляд, это просто манифест сильной, самодостаточной женщины. Розанова так и не стала матерью, не обрела этого пресловутого счастья материнства. Но ей ни капли не хочется сочувствовать по этому поводу, настолько органично она живёт и дышит своей самодостаточностью.

Обычно когда женщины творческих профессий становятся матерями, для их детей это заканчивается не очень хорошо (множество тому примеров – от сына Фатеевой, дочери Гурченко и многих других заброшенных детей талантливых личностей).

Самодостаточность Розановой в свое время вызывала большое бурление у недоброжелателей, про неё поговаривали за спиной, что она «бездарность», что не заслужила работать с Тодоровским, даже в бессильной зависти называли её за спиной «Розанихой».

Ну, как говорится, если вы плюете мне в спину – я впереди вас. На самом деле, Ирина Розанова – одна из немногих, кто действительно играет по-разному в разных фильмах. А сейчас это большая редкость.

Она сама как-то обмолвилась в беседе с журналистами, что она «замужем за кино». И это очень метко сказано. Более 200 проектов в фильмографии! Это очень много, редко кто из артистов может похвастаться таким количеством.

Она прекрасна и органична в «Детях понедельника», в «Каменской», в «Интердевочке», в «Проекте»Анна Николаевна», в «Любовнице» и ещё многих-многих фильмах.

Дебют в кино состоялся довольно поздно – в 1985 году, ей уже было 24 года.

На 2025 с участием 63-летней Розановой анонсировано аж 7 проектов.

Ирина Юрьевна Розанова родилась летом 1961 года в Пензе, однако почти сразу семья переехала жить в Рязань. В 1962 году население Рязани исчислялось 252 тыс душ, шло бурное строительство спальных районов. Центральная улица города вела к театру, и именно там служила мама Ирины.

Артистка Рязанского областного драматического театра Зоя Белова всю свою жизнь посвятила актерству, но больших вершин не достигла. Это за неё впоследствии сделала её дочь. Отец Ирины был из Костромы родом. Родители прожили в любви и согласии шестьдесят лет, и разлучила их только смерть отца.

Ирина приехала поступать в Москву, в Щепкинское училище. Какая-то артистка из комиссии (Ирина разумно не стала озвучивать её имя) дала абитуриентке жесткий от ворот поворот:

«Девочка, дорогая, а вы откуда сами? Из Рязани? Так поезжайте же обратно, не мучайтесь, не портите судьбу, вам не надо быть артисткой».

Ирина вернулась в Рязань, устроилась в театр. Гладила рубашки, чистила сапоги, работала в массовке. Подглядывала за спектаклем из-за кулис и думала: «Как же хорошо играет этот актер! А все потому, что он в моей рубашке». Мама тем временем тайком от дочери написала в Москву театральному педагогу, знаменитому актеру Катину-Ярцеву, с просьбой посодействовать Ирине в поступлении.

Так Ирина поступила в ГИТИС. Чтобы дочка не маялась по общагам, родители сняли комнату. А чтобы не задурила, оказавшись на свободе, отправили с ней няню Лизу.

«Мы долго потом жили вместе. Помню, мне было уже 36 лет, шли переговоры насчет одних съемок: «Мы вам звонили на домашний телефон, вам мама передавала?» Отвечаю: «А это не мама, это моя няня». Изумленная пауза! Какая, мол, няня у 36-летней тетки?».

Первая главная роль досталась Ирине в 1986 году, это был фильм «Алый камень». А потом судьба свела её с Петром Тодоровским, и это была большая удача для начинающей актрисы.

Работу с Петром Тодоровским Ирина посчитала подарком судьбы, и впоследствии всегда отзывалась о режиссере в восторженных тонах. Розанова сыграла главную роль медсестры Любы в фильме «Анкор, ещё анкор!» — любимом фильме самого Тодоровского.

Но еще до этого, в 1988 году, она метила на главную роль в его фильме «Интердевочка», главная роль в итоге досталась Яковлевой. Тогда, увидев Розанову, Тодоровский воскликнул: «Наша Сима-Гулливер нашлась!».

В конце 80-х Ирина бросила курить, заедала стрессы сладким и весила 85 килограммов. Вообще полнота Розановой даже пошла ей на руку в карьерном плане. Типаж получился очень востребованный, пускай её и не брали на роли тонких-звонких дамочек, но своя порция славы ей досталась и в таком весе.

Но похудеть её все-таки хотелось, и в итоге получилось. «А я просто боялась смотреть на себя в зеркало, потому что видела там только тело, много тела. Когда впервые увидела своего партнера по фильму Женю Миронова, этого кузнечика, то вообще хотела уйти с картины! Миронов рассказывает теперь: «Розанова меня не хотела вообще. Она не хотела меня ни видеть, ни слышать, ни сниматься со мной».

К середине 90-х актриса уже значительно похудела.

Розанова официально трижды была замужем – за режиссером Евгением Каменьковичем, бизнесменом Тимуром, оператором Григорием Беленьким. Также у Ирины было два гражданских мужа – режиссеры Дмитрий Месхиев и Бахтиер Худойназаров.

Народная молва приписывала ей также романы с Тодоровским, Джигарханяном, Александром Абдуловым. Сама Розанова иронизирует над этими слухами, говоря, что личная жизнь была бурной, но не настолько же!…

С Абдуловым история, кстати, банальная: «прощупывать почву» он стал еще во время совместной работы в «Ленкоме», но Ирине хватило мудрости остаться с ним друзьями. Хотя не раз на совместных посиделках и пьянках до утра, даже когда она уже была замужем и муж присутствовал на этих посиделках, Абдулов отвешивал Ирине весьма сальные комплименты. Но она всегда воспринимала его только как коллегу.

Были у неё и состоятельные ухажеры, о них она особо не распространяется и снова сводит тему к работе:

«Хотя среди них были и состоятельные люди — это сейчас никого не удивишь рублевскими виллами, а в те времена, когда я была замужем за Тимуром, два его огромных особняка в поселке Лесное производили серьезное впечатление! Но мне чужого не нужно. Вот и ждать подачек от Моссовета я тоже не стала — честнее самой заработать.

И ушла в антрепризы с Виталием Соломиным и Ларисой Удовиченко. Затем было коммерческое предложение от Андрея Кончаловского — сыграть Аркадину в «Чайке». Сначала я ответила: «Нет, меня не устраивает гонорар». Проходит день, два, неделя.

И звонит сам Кончаловский: «А ты молодец! Умница! По-другому и нельзя, не сдавайся за три копейки». Они приняли мои условия. Это был гениальный спектакль, который мы показали за четыре года всему миру. Но Кончаловский меня так отжал за эти деньги, что домой я возвращалась без сил».

Кончаловский, кстати, в 2007-м пригласил Розанову и в свой скандально известный фильм «Глянец», где Ирина сыграла владелицу глянцевого журнала.

Ирина Розанова сравнивает отношение к мужьям и отношение к детям, считая своих мужей метафорически своими детьми: «Так все мои бывшие остались для меня детьми. Ведь так бывает, что дети взрослеют и перестают жить с тобой под одной крышей, однако ты не перестаешь о них заботиться — теперь уже на расстоянии. Почему я расставалась со всеми своими мужьями?

Отчасти, кстати, из-за бездетности. Знала, что мои свекрови, эти замечательные и добрые женщины, ждали внуков. И мне было тягостно это ожидание, которое я, увы, не могу оправдать».

Вообще почти во всех её интервью сквозит вот эта нотка тоски по неосуществившемуся материнству. В поклонниках, мужчинах и воздыхателях недостатка не было. Но классической ячейки общества в полном смысле этого слова, с пеленками-колясками-бессонными ночами – этого так и не случилось.

«На съемках сериала «9 месяцев» я играла беременную. И захотела познакомить одну актрису с Аней Михалковой. Есть у меня такая дурная манера — нужно срочно всех знакомить, чтобы все дружили. А в какой-то момент эта актриса, не хочу называть ее имени, подошла ко мне, ткнула в накладной живот:

«Что, Розаниха, своих детей не нажила, так хоть в кино беременной почувствовать себя хочешь?» Стоявшая рядом Аня Михалкова бросилась ко мне, обняла, прижала к себе: «Не смей, слышишь! Не смей плакать!» Я не могу понять, как эта женщина, сама мать, могла сказать такие слова? Я же не виновата, что у меня нет детей».

«Надо заряжать батарейку» – так сказала Ирина Юрьевна о себе. И просто поразительно, как она умудрялась всю свою жизнь черпать энергию для этой своей «батарейки». Столько всего успеть, выкладываться на все сто на театральных подмостках и на съемочной площадке. Одна из редких актрис старой гвардии, каких сейчас уже как будто и нет.

Оцените статью
Очаровала Тодоровского полнотой, «прогнула» Андрона Кончаловского, отшила Абдулова: Ирина Розанова и её вечно заряженная батарейка
«Этот человек и актёр навсегда остался для меня загадкой». Резидент и президент Евгений Лазарев