— Либо работа в МИДе, либо этот. — Я выбираю мужа, — ответила Элла: а потом ее не стало. Сына пришлось отдать в интернат. Льву Прыгунову 85

— Ты правда хочешь, чтобы я позвонила? — спрашивала Ольга каждый раз, когда Лев пытался ее «клеить».

—Очень, -отвечал он с улыбкой.

Но она все не звонила. Все-таки на шестнадцать лет моложе. Кроме того, побаивалась, поскольку была наслышана о Прыгунове…

Первые шаги

Лев Прыгунов родился в Алма-Ате за два года до войны в семье биолога и учительницы литературы и рано ощутил на себе суровую реальность жизни. Послевоенные годы лишили мальчика отца. Мужчина погиб при загадочных обстоятельствах через четыре года после возвращения с фронта. По официальной версии, сорвался со скалы, пытаясь рассмотреть гнездо редкой птицы.

Тяжелобольная мать большую часть времени проводила в больнице. И маленькому Леве приходилось полагаться только на себя.

С самого детства парнишка увлекался живописью. Рисовал всегда и везде: на уроках в тетрадях, на случайных клочках бумаги. Особенно его вдохновляли животные и растения, и он часто изображал их, восхищаясь красотой окружающего мира.

Учителя, заметившие талант, настоятельно советовали Льву продолжить развивать свое мастерство и учиться на художника. Однако он выбрал другой путь. После окончания школы поступил на биологический факультет Алматинского педагогического института.

Поворотный момент

Как-то раз, прогуливаясь по коридорам ВУЗа, Прыгунов случайно заглянул в актовый зал. Там в полумраке горел свет прожектора, а группа студентов с увлечением репетировала сцену из пьесы. На мгновение он застыл на пороге.

— Чего стоишь? Заходи! – окликнул его кто-то из студентов.

Смущенно улыбаясь, Лев вошел и сел в углу, чтобы не мешать. Все происходящее в этой «волшебной комнате» казалось ему невероятно захватывающим. После репетиции его снова окликнули.

— Новенький? У тебя взгляд интересующийся. Пробовал когда-нибудь себя на сцене?

– Нет, я вообще-то биологию изучаю, – ответил Лев, но тут же добавил: — Хотя, наверное, это интересно. Я бы попробовал…

Этот момент стал поворотным в жизни Прыгунова. Он стал захаживать в студенческий театр все чаще, сначала как зритель, а потом попробовал себя в небольших эпизодах.

— Мама, я хочу стать актером, — набравшись смелости, заявил он однажды. — Я еду в Ленинград. Буду поступать в театральный.

Тамара Николаевна была против такого решения. Ее жизнь была построена на другом, более традиционном понимании стабильности и успеха. Каждый ее разговор с сыном начинался с попыток убедить его отказаться от этой затеи. Но Лев был непреклонен.

Путь к сцене

Конкурс в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии был огромным — 250 человек на место. Однако талант юноши не остался незамеченным. Прыгунов стал студентом с первой попытки.

Тогда же получил и первую роль, принесшую ему известность. В фильме «Увольнение на берег» начинающий актер сыграл матроса Николая Валежникова.

— Этот фильм стал для меня пропуском в мир большого кино, — вспоминал он позже.

После окончания института Прыгунов получил приглашение на работу сразу от двух ленинградских театров, но в деканате сообщили:

— Поедешь в Якутию!

Позже Лев Георгиевич вспоминал: «Все были под колпаком. Я поехал поступать в Ленинград, а за мной прилетело досье: «крайне неблагонадежен». Случайно узнал об этом».

Осознав, что работа в Якутии не оставит шанса на реализацию, молодой человек принял решение сбежать в Москву. Там на некоторое время, по его словам, он оказался «в подполье». Однако это не помешало ему попасть в труппу ЦДТ под руководством Анатолия Эфроса.

Здесь актер играл в спектакле «В поисках радости» и принимал участие в знаменитых ночных репетициях «Ромео и Джульетты». Однако вскоре Эфрос ушел в «Ленком», пообещав взять с собой и своих учеников. Но прежде Льва пригласили в Театр имени Станиславского.

«Роман с кино»

Правда, о сцене вскоре пришлось забыть. У Прыгунова «закрутился роман» с кино. С 1962 по 1969 год он снялся в 13 фильмах. Особенно значимой стала его работа в советско-итальянской картине «Они шли на Восток» в 1964 году, где артист сыграл роль итальянского солдата Бадццоки, погибающего на советской земле.

Тогда на съемках фильма между руководителями и Львом проекта произошел конфликт, повлиявший на дальнейшую карьеру последнего. Актера возмутило неравное отношение к участникам съемок. Якобы итальянских артистов кормили в отдельном удобном вагоне, тогда как советские выстаивали за едой очереди на жаре.

Такая прямолинейность не осталась незамеченной. В ответ Прыгунова в чем только не обвинили: и в неблагонадежности, припомнив деда-священника, и дружбу с Иосифом Бродским, и в диссидентских взглядах.

В результате Лев оказался в «черном списке» «Мосфильма» и больше не получал ролей на студии. Снимать его могли только на «Одесской» и «Белорусской» киностудиях, а поездки за границу и вовсе оказались под запретом.

Визитная карточка

В 1969 году Прыгунов исполнил роль, ставшую его визитной карточкой, — подпольщика-большевика, борющегося с врагами Советской власти на Дальнем Востоке.

Чтобы максимально вжиться в образ героя, во время съемок картины «Сердце Бонивура» актер отказался от дублера. Для достижения максимальной достоверности сцен пыток он часами висел на дыбе и целыми днями ходил со связанными руками, демонстрируя предельную самоотдачу и профессионализм.

В 70-80-х годах карьера Льва Георгиевича продолжала набирать обороты. Он снялся в ряде успешных фильмов, таких как «Трактир на Пятницкой», «Опасные друзья», «Выстрел в спину», «Честный, умный, неженатый…», «Блистающий мир»…

Одной же из своих любимых работ Прыгунов и сегодня называет роль председателя горисполкома Сергея Лосева в фильме Булата Мансурова «Картина», снятом в 1985 году по книге Даниила Гранина.

Не скрывает Лев Георгиевич и тот факта, что в разные периоды своей карьеры ему приходилось соглашаться на «всякую халтуру», чтобы просто заработать на жизнь.

— Сначала это было связано с необходимостью зарабатывать на жизнь в Москве, а потом, чтобы обеспечить своего сына…

Любовь и трагедия

С будущей женой Льва познакомила общая подруга, пригласив обоих в ресторан «Националь». Красивая, умная, независимая Элеонора Уманец работала в Управлении по обслуживанию дипкорпуса. Но не побоялась встречаться с «человеком, не вписывающимся в советские рамки и имеющим связи с подозрительными личностями».

А когда на работе узнали, что Элла собирается с Прыгуновым в ЗАГС, даже поставили перед выбором: оставить карьеру в МИДе или выйти замуж за «антисоветчика». К слову, колебалась та недолго, выбрав любовь. Правда, и на работе девушку оставили. К тому времени она уже успела зарекомендовать себя в той профессиональной среде.

Их сыну Роману было всего восемь лет, когда случилась трагедия. Элеонора отправилась в Ригу в гости к подруге, но домой уже не вернулась. Молодая, полная надежд и планов женщина погибла в автокатастрофе, оставив мужа и сына в глубочайшем отчаянии. Однако погружаться в депрессию наш герой себе позволить не мог — нужно было работать, чтобы обеспечить себя и ребенка.

К счастью, чтобы поддержать сына и помочь с воспитанием маленького внука, в Москву приехала Тамара Николаевна. Сам же Прыгунов в это время активно работал, постоянно мотаясь на съемки и творческие встречи по всей стране.

А когда женщине пришло время возвращаться домой, Лев отдал мальчика в интернат, куда попадали дети «занятых родителей» — дипломатов и артистов.

— Ты будешь в хороших руках, Рома, — сказал Лев, прощаясь с сыном. — Я люблю тебя, ты должен это знать.

Но разве может даже самый лучший интернат в Москве заменить ребенку семью? Каждый раз, навещая сына, Лев видел слезы на его глазах. Это стало для отца еще большим испытанием, чем смерть жены. Видя страдания мальчика, Лев старался проводить с ним каждую свободную минуту. Вот только случалось это не так уж и часто.

— Нам просто не на что будет жить,- пытался объяснить он ребенку.

Тем не менее даже полная занятость не спасала семью от безденежья. Ставка за выступления в рамках концертов от Бюро пропаганды советского кино была мизерной, а просить помощи у властей Прыгунов не мог.

— От одной такой мысли тошнило,- признавался он.

Руки не опустил

Но и опускать руки было не в его правилах. Когда предложения от режиссеров становились редкостью, Лев Георгиевич находил все новые пути для самореализации.

Например, всерьез увлекся живописью. Первая выставка его работ открылась в 1982 году в фойе кинотеатра «Ударник», где за три месяца ее посетили около 350 тысяч человек. А еще занялся реставрацией старинных полотен и даже начал писать рассказы и повести, которые со временем стали публиковаться.

В 2009 году в честь 70-летнего юбилея актера его персональная выставка была представлена в Государственном центральном музее современной истории России. Творчество Прыгунова было высоко оценено и на международной арене.

За рубежом Льва Георгиевича знают прежде всего как талантливого художника, а не актера, поскольку его полотна пользуются большим успехом среди ценителей искусства.

Ольга

А в 1977 году на съемках картины Павла Чухрая «Ты иногда вспоминай» в его жизни произошла и судьбоносная встреча. В первый съемочный день Лев столкнулся с девушкой, которая и стала его второй женой.

— Я открыл дверь, а там стоит помощник режиссера Ольга, — вспоминал актер. — В голове словно прозвучал голос: «Это твоя жена». Я сначала внутренне отмахнулся, а голос повторил: «Это твоя жена».

Прыгунов с первого взгляда почувствовал к ней симпатию, однако сама Ольга долгое время держала дистанцию. И только после третьей совместной картины позволила себе ответить на ухаживания актера.

Когда Лев привел новую жену в свою квартиру, четырнадцатилетний Роман уже жил дома. Ольга быстро нашла общий язык с подростком, почти сразу завоевав его доверие и уважение. Она сумела стать для мальчишки не просто мачехой, а практически матерью, заботливой и внимательной.

По словам Льва Георгиевича, это благодаря мудрости и тактичности Ольги в их доме все последующие годы царили уют и гармония.

— Она женственная и умная одновременно — это редкое сочетание, — признавался он.

Гордится народный артист и своим сыном.

— Коммуникабельный, талантливый, целеустремленный, стал известным режиссером. Снял меня в небольших ролях в «Индиго», «Духless 2», «Мертвом озере». Сыном горжусь. И мы с ним близкие люди.

Сегодня 85-летний Лев Георгиевич не жалеет ни о чем, что случилось в его жизни. Его философия проста: «Реальность — наивысшая справедливость. А что такое счастье? Количество и, что важно, качество энергии. Если она есть у человека, он не может быть несчастным. И совершенно неважно, что с ним происходит».

Оцените статью
— Либо работа в МИДе, либо этот. — Я выбираю мужа, — ответила Элла: а потом ее не стало. Сына пришлось отдать в интернат. Льву Прыгунову 85
Выскочка и выпендрежник. Николай Цискаридзе — прекрасный принц русского балета