Она бросила сына-школьника, уйдя из семьи даже не попрощавшись. И позвонила ему только через 17 лет. Актриса Евгения Ханаева

«Мать позвала меня, только когда ей стало очень плохо», — делился в интервью сын актрисы.

Евгения Ханаева — воплощение материнской любви и женской мудрости на экране. Её героини — сильные, уверенные женщины, заботливые педагоги. Зрители, очарованные этим образом, тянулись к ней со своими житейскими проблемами, искали совета, доверяли ей самое сокровенное, особенно в вопросах воспитания подростков. В своих письмах они просили наставить, помочь, поддержать…

Ирония судьбы заключалась в том, что в жизни у актрисы был единственный сын, с которым она давно не общалась. Расставание произошло, когда он был ещё школьником.

Годы молчания, и лишь в конце жизни, преодолевая боль и сомнения, она решилась ему позвонить.

О личном

Евгения Ханаева не была красавицей, да и педагоги в театральном вузе, не стесняясь, намекали, что с такой внешностью рассчитывать на звёздные роли не стоит. Но Евгения обладала каким-то особым магнетизмом, умела привлечь внимание мужчин.

В её взгляде светилась искренность, в движениях — уверенность, и это обаяние, казалось, затмевало всё остальное. Она влюблялась в ярких, неординарных личностей, и, что удивительно, эти чувства оказывались взаимными.

Первым серьёзным увлечением стал однокурсник Константин Градополов, сын известного боксёра и актёра. Дело неуклонно шло к свадьбе. Но родители, как это часто бывает, вмешались в их отношения. Решили, что они не пара, и, к сожалению, влюблённым пришлось расстаться. Эта история оставила глубокий след в сердце Константина. Говорят, он пронёс любовь к Евгении через всю жизнь.

После первой неудачной попытки создать семью, в жизни Евгении Ханаевой появился Анатолий Успенский, сын сотрудника МХАТа. Он окончил МГИМО, работал экономистом и был моложе Евгении на четыре года — ей тогда исполнилось двадцать восемь. И снова отец актрисы, солист Большого театра, выразил своё недовольство выбором дочери.

Семья жениха тоже отнеслась к новостям о свадьбе с опаской. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать: при личном знакомстве все сомнения рассеялись. Будущие родственники нашли общий язык, и вскоре молодые сыграли свадьбу. В 1953 году на свет появился их сын Владимир.

Евгения продолжила актёрскую карьеру. Гастроли, репетиции, постоянная занятость… В результате Владимир рос больше под влиянием отца, доктора экономических наук. Мир искусства, в котором вращалась его мать, долгое время оставался для Владимира закрытым. Впервые попал на спектакль он лишь став подростком, и то не благодаря матери, а деду, который согласился сопроводить его в театр.

А вот детским увлечением Владимира стало кунг-фу, которым он занимался и во взрослой жизни. Интересно, как складывалась бы его судьба, если бы мать уделяла ему больше времени? Остаётся только гадать.

Служебный роман и уход из семьи

Театр — это особый мир, где переживания героев иногда перетекают в реальную жизнь актёров. Так случилось и с Евгенией Ханаевой. Работая во МХАТе, она встретила Льва Иванова, харизматичного актёра, которому было 46 лет. Совместное участие в постановках сблизило их. Евгения словно преобразилась, расцвела, и скрыть вспыхнувшие чувства от коллег было невозможно.

В театре, как и в любом коллективе, всегда найдутся завистники, а их у актрисы было немало. Нашлись «доброжелатели», которые позвонили домой к Ханаевой и сообщили её сыну, 15-летнему Владимиру, о романе матери. История быстро обросла слухами, и вскоре этим «моральным вопросом» озаботилась не только театральная общественность, но и партия. Для актрисы начались тяжёлые времена.

Чтобы защитить сына от звонков и пересудов, Ханаева приняла тяжёлое решение. Она просто исчезла из дома, не сказав ни слова, не попрощавшись, оставив мужа и сына в полном недоумении. Для её мужа это было настоящим ударом, но, что поразительно, он никогда не осуждал Евгению, не говорил о ней плохо.

Сын тоже смог сохранить к матери добрые чувства. Он не упрекал её, но боль от этого внезапного исчезновения из его жизни осталась навсегда.

Иногда знакомые встречали Ханаеву недалеко от школы, где учился Владимир. Она наблюдала за ним, но не смела подойти. Считала себя недостойной матерью и сама выстроила эту стену отчуждения, убеждая себя, что так будет лучше для сына.

Личная жизнь Евгении так и не сложилась. Иванов был женат и не мог оставить супругу, которая нуждалась в его поддержке из-за тяжёлого психического заболевания.

Оставив свою квартиру, Ханаева оказалась, по сути, на улице. Сначала скиталась по съёмным углам, а потом смогла переехать в освободившуюся квартиру родителей.

А Анатолий Успенский с сыном перебрался в коммуналку, не желая оставаться в чужой квартире, где не был прописан. Эта жилплощадь так и пропала.

Анатолий не женился больше, и все домашние заботы легли на плечи Владимира. Без Евгении их жизнь сильно изменилась. Исчезла та особенная атмосфера тепла и уюта, которую она создавала. Не стало семейных традиций, праздников в шумной компании.

Владимир потерял связь не только с матерью, но и с бабушкой и дедушкой, которые заняли её сторону. Это стало для него ещё одним тяжёлым ударом, усилившим чувство одиночества и потери.

К окончанию школы он стал замкнутым и грустным. Но, к счастью, студенческая жизнь смогла отвлечь его от тяжёлых дум, помогла вновь обрести себя. Мать он видел только на экране телевизора, молча ведя с ней внутренний диалог во время просмотра фильмов с её участием.

Как и отец, свободно владевший иностранными языками, Владимир выучил немецкий. Истории отца о его профессии заинтересовали юношу, и он поступил в Московский финансовый институт. Впоследствии Владимир получил докторскую степень и стал преподавателем в Финансовом университете.

Владимир вырос достойным человеком, добился успехов в карьере. Но детская травма, связанная с уходом матери из семьи, не прошла бесследно, и он не сразу смог найти счастье в личной жизни. Всю свою нежность и заботу он дарил четвероногим друзьям — большим собакам, которых за его жизнь было около пятнадцати.

В них он, вероятно, находил ту безусловную любовь и преданность, которой ему так не хватало в детстве.

Встреча матери и сына

Долгих 17 лет Ханаева не объявлялась в жизни сына. И вдруг, словно прорвав эту плотину молчания, позвонила ему. Просто поинтересовалась, как живёт, как дела. Владимир, конечно, обрадовался звонку. Они разговаривали легко и естественно, словно и не было этих долгих лет разлуки. Не ворошили прошлое, не вспоминали обиды, а просто общались, как близкие люди.

«Мать могла бы встретиться со мной раньше, — размышлял Владимир, — если бы захотела. Не через семнадцать лет, а намного раньше. Но мать позвала меня, только когда ей стало очень плохо. Она сама позвонила. А не будь этого звонка, всё бы осталось по-прежнему. Это не я ушёл из дома, — это мать ушла. Развелась с отцом, а получилось, что и со мной заодно».

За два года, которые ей оставалось прожить, они успели стать по-настоящему близки. Владимир регулярно навещал мать, заботился о ней, приносил лекарства и продукты. А ей это было необходимо, ведь здоровье её было подорвано. Как-то раз, будучи за рулём, она резко затормозила, и у неё произошло смещение верхнего позвонка.

Постоянные головные боли измучили Ханаеву, мешали жить и работать. Когда все возможные методы лечения были исчерпаны, она решилась на сложную операцию. Нейрохирург честно предупредил о высоком риске неблагоприятного исхода, но Евгения надеялась только на лучшее.

Когда Евгения Ханаева лежала в больнице, ей было присвоено звание народной артистки СССР — награда, о которой она так долго мечтала. Коллеги приехали поздравить её с этой радостной новостью, но она их не узнала. Сознание её было затуманено болезнью. Она не узнавала даже сына. Две недели Ханаева провела в бессознательном состоянии, а 8 ноября 1987 года её не стало. Актрисе было 66 лет.

На прощание с актрисой пришло много людей: коллеги, знакомые… Возможно, среди них был и Лев Иванов, человек, из-за которого она когда-то разрушила свою семью. Но Владимир, занимавшийся организационными вопросами, его не заметил. Так завершилась жизненная драма Евгении Ханаевой, полная любви, потерь и непростых выборов.

Оцените статью
Она бросила сына-школьника, уйдя из семьи даже не попрощавшись. И позвонила ему только через 17 лет. Актриса Евгения Ханаева
Первый муж Тины Канделаки, от которого она родила красавца сына и дочь. Как он живет и как выглядит сейчас